Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 31.10.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Валитова, Н. В. Опыт по развитию речи дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания / Н. В. Валитова, О. Ю. Ковбаса, С. В. Еркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6710/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье описывается опыт развития речи у дошкольников с ОНР посредством экологического воспитания .

Ключевые слова: детский сад, Экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое содержание, развитие.

Сегодня тема экологии и разумного потребления природных ресурсов актуальна как никогда.

Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства — в дошкольных учреждениях активно изучаются вопросы охраны окружающей среды.

Современный педагог должен помогать детям сформировать собственную, доступную для них, научную картину мира, представление о роли человека в этом мире и его взаимоотношениях со средой.

Если задача воспитателя в данном направлении — это формирование познавательного интереса к окружающей природе, элементарной потребности к эколого- краеведческой деятельности, то задача логопеда — активно поддержать в этом, решая при этом коррекционные задачи, а именно: формирование звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, преодоление аграмматизмов, формирование слоговой структуры слова, развитие связного речевого высказывания.

Речь детей с ОНР отличается недоразвитием всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Дети, посещающие логопедические группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад, что связано с особенностями развития нервной системы и психических процессов в целом. Часто дети бывают, агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Осуществлять коррекцию эмоциональной сферы, выработку положительных черт характера развитие коммуникативных навыков у данной категории детей мне помогает использование непосредственного общения дошкольников с природой. Ведь природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для речевого развития ребенка!

Так как, детский сад № 149 расположен в экологически чистом районе города Тольятти — лесопарковой зоне, мы совместно с воспитателями и родителями неоднократно совершали целевые прогулки и экскурсии, знакомились с лесом в различные времена года, с его растительностью и обитателями, что способствовало развитию наблюдательности, которая рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.

Решая поставленные задачи, мы посещали объекты экологической тропы, находящиеся на территории детского сада: «Березовый бельведер», «В гостях у Ёлочки», «Яблоневый сад», теплица, «Сыроежкина поляна», «Абрикосовый и вишневый садик». Общение субъектами экологической тропы детского сада способствовало расширению словарного запаса у дошкольников, практическим навыкам словообразования, оказывало благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети овладевали навыками словоизменения и словообразования.

Экологическое воспитание в детском саду тесно переплетается с изучением определённой лексической темы. Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то можно констатировать, что около 50 % тем связаны с темами экологического содержания, например, такие как: «Времена года: Зима, весна, лето, осень», «Деревья», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Первоцветы», «Насекомые», «Животные холодных стран», «Животных жарких стран», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Фрукты», «Овощи».

Коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам экологической направленности осуществляемая на основном этапе проекта позволят решить следующие задачи: развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников, становление экологической культуры у детей, развитие экологического сознания и мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде;

В коррекционной работе я использую такие методы как, наглядные: наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций экологического содержания); словесные: беседы, речевые игры, чтение экологически ориентированной художественной литературы); практические: авторские экологические игры, такие как «Птицы нашего края», лото «Птицы Самарской области», игра Дабль «Птицы нашего края», созданные совместно с воспитателем, позволяющие закрепить представления о пернатых обитателях нашего края, отработать коррекционные задачи на данном содержании авторских игр.

Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы повысить эффективность экологического воспитания, на своих занятиях мы используем дидактические эколого-речевые игры:

– «С какого дерева листик?» (цель: закрепить знания о особенности с деревьев, учить образовывать относительные прилагательные);

– «Кто поможет малышу?» (цель: уточнить знания детей о приспособлении разных животных и птиц к своей среде обитания);

– «Четвёртый лишний» (цель: найти лишнюю картинку или игрушку-животное, которое не живёт в определённой климатической зоне, учить употреблять сложноподчиненные предложения);

– «Кто в каком доме живет?» (Цель: закрепить знания о жилье животных, но учить использовать предложно-падежные конструкции).

Наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, мы используем современные технологии.

Использование ИКТ способствуют активному развитию словаря, грамматического строя, связной речи. Основная цель мультимедийных дидактических игр экологического характера заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста мотивацию к природоохранной деятельности, защите окружающей среды.

Одна из задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи — развитие монологической речи. Изучение каждой лексической темы предполагает занятия по развитию связной речи. На таких занятиях, мы используем различные описательные и сюжетные виды рассказов, которые непосредственно связаны с экологической тематикой.

Для снятия утомления, напряжения во время образовательной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Важное место в своей коррекционной работе мы уделяем совместной деятельности детей и их родителей. Еженедельно в индивидуальной тетради для домашних заданий отражается лексическая тема недели, где предлагаются задания для обогащения словаря детей, связанные с экологией. Для заучивания наизусть предлагаются стихотворения, потешки, загадки о животных, растениях, временах года. Для развития мелкой моторики подбираются задания с использованием бросового и природного материала..

Такая работа способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей, детей и логопеда. Родители понимают необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Таким образом, системная работа по развитию речи посредством окружающей природы дала свои положительные результаты в работе с детьми, родителями: значительно улучшились показатели развития речи по основным критериям (активизация словарного запаса детей, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение); структурировался грамматический строй речи; дети могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу а также составить небольшой описательный рассказ; произошло обогащение и расширению представлений у детей о природе: возросла заинтересованность родителей в общении с ребенком для его успешного речевого развития: повысился уровень педагогической компетентности родителей в развитии речи детей.

Литература:

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. / О. А. Воронкевич. — Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006. — 144 c. — Текст: непосредственный.
  2. Нищева, Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет). / Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, Ю. А. Кириллова. — Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2017. — 320 c. — Текст: непосредственный.
  3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. / О. А. Соломенникова. — Москва: Мозаика -Синтез, 2017. — 112 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос