Образовательная деятельность с детьми средней группы в условиях ФГОС на тему «Воздух, воздух, где ты, воздух?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.10.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кокина, М. В. Образовательная деятельность с детьми средней группы в условиях ФГОС на тему «Воздух, воздух, где ты, воздух?» / М. В. Кокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6627/ (дата обращения: 26.04.2024).



Форма организации педагогического мероприятия: групповая, подгрупповая.

Возрастная группа участников мероприятия: дети средней группы, возраст 4–5 лет.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий для развития любознательности, активности, познавательных интересов в процессе экспериментирования у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

Обучающие:

— формировать навыки исследовательской деятельности у детей посредством экспериментирования;

формировать представления детей о свойствах воздуха;

— формировать умение анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

Развивающие:

— развивать умение наблюдать, делать умозаключения, выводы;

— развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;

— развивать способность к экспериментированию;

— развивать связную речь, активизировать в речи детей слова: воздух, легкий, невидимый, прозрачный, безвкусный;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

— воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Используемая образовательная технология: Опыты (Экспериментирование) Н. А. Коротковой

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

— содействие и сотрудничество детей и взрослых.

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

— формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

— создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

— воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Предварительная работа: проведение опытов со снегом и льдом, изготовление вееров, наблюдение за ветром на прогулке; проведение образовательных ситуаций; индивидуальная работа с детьми.

Материал:

Демонстрационный: насос, воздушный шар, миска с водой, стаканы, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри.

Раздаточный: материалы для каждого ребёнка.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, использование проблемно-игровой ситуации.

Виды деятельности:

— игровая (моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации);

— коммуникативная (общение и взаимодействие со сверстниками и взрослым);

— познавательно-исследовательская (расширение кругозора у детей);

— двигательная (свободное перемещение в рабочем пространстве).

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность педагога

Действия,

деятельность детей

I. Обсуждение реального события.

Постановка целей мероприятия

(1–2 мин)

- Ребята, к нам в гости торопился Пятачок со своим воздушным шариком, чтобы поиграть с вами. Но по дороге шарик лопнул. Пятачок очень расстроился.

— Как ему помочь?

— Что нужно для этого сделать? Можно надуть и другой шарик.

— Как будем надувать шарик и с помощью чего?

Насосом надуваем и завязываем шарик

Если шарик накачать,

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Он не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Он с детьми всегда был дружен,

И зовется ШАР…… ВОЗДУШНЫЙ.

— Молодцы, ребята!

Педагог вносит игрушку, создаёт проблемную

ситуацию. Эмоционально

вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Инициирует общее обсуждение.

Надувает шарик насосом.

Приветствуют педагога, проявляют заинтересованность, присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Слушают стихотворение.

II. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала

(3–5мин)

Примерные вопросы к детям:

Как вы думаете, что внутри шарика?

Почему он так летает?

Что вы почувствовали?

Ребята, а хотите поиграть с воздухом: ощутить его, поймать, почувствовать?

Тогда пойдемте в нашу «лабораторию». Мы с вами будем «учёными», будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы.

Педагог развязывает и направляет отверстие в шарике на детей.

Побуждает детей к ответам на вопросы, приглашает к общему пространству для работы.

Включаются в беседу, активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога,

Дети надевают халаты, проходят в «лабораторию»,

рассаживаются.

III. Работа в общем пространстве (10мин)

Опыт 1

Почему салфетка упала со стола?

— Откуда взялся ветерок?

— А вы хотите сами почувствовать движение воздуха и позвать ветерок? Каждый из вас может позвать себе свой ветерок. Возьмите веер, позовите ветерок.

Опыт 2

Что в стакане?

— Что же не пускает воду в стакан? А теперь наклоним стакан. Что появляется в воде? Откуда взялись пузырьки воздуха?

Воздух, попадая в воду, поднимается пузырьками вверх. Он легче воды.

Опыт 3

Посмотрите, ребята, что появляется на поверхности воды?

Почему появляются пузыри?

А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

— Что же мы с вами узнали, сделав опыты?

— Мы выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и в стакане, и у нас дома, и на улице, и даже в нас. Мы его вдыхаем и выдыхаем. Как узнать, какой воздух на вкус?

— Вдохните, попробуйте! Есть у воздуха вкус?

— А как узнать, к акой у воздуха запах? Есть у воздуха запах? — Какого он цвета?

— Чистый воздух легкий, невидимый, не имеет вкуса, запаха и цвета (по карточкам). Ребята, воздух хочет с нами поиграть. Он прислал к нам своих друзей мыльные пузыри. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.

Раз, два, три

Раз, два, три -

Я пускаю пузыри.

Легкие, воздушные,

Очень непослушные.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Попробуйте-ка их поймать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пузыри летят опять.

Педагог кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит ее в движение, салфетка падает со стола.

Предлагает детям принять участие в эксперименте

Педагог показывает детям пустой стакан.

Педагог переворачивает стаканвверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан водой не наполняется.

Педагог предлагает детям подуть в соломинку, опущенную в стакан с водой.

Выставляются карточки: «безвкусный», «без запаха», «бесцветный».

Предлагает детям поиграть (педагог выдувает мыльные пузыри).

Делятся чувствами, эмоциями. Предполагаемые ответы детей.

Дети принимают участие в эксперименте с веером.

Делают вывод, что воздух легче воды.

Перечисляют свойства воздуха: безвкусный, бесцветный, прозрачный, лёгкий.

Дети под стихотворение и музыкальное сопровождение ловят мыльные пузыри

IV. Открытый конец

- Ребята, что для вас было интересным?

— Что больше всего понравилось?

— Ребята, у воздуха есть еще много разных забав. С ними мы познакомимся в следующий раз в нашей лаборатории. А сейчас мы пойдём на прогулку, возьмём воздушный шарик и поиграем с Пятачком.

Подводит детей к подведению итогов, к рефлексии.

Делятся своими впечатлениями, выражают собственные чувства.

Задать вопрос