Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.08.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Терехова, П. В. Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП / П. В. Терехова, Т. В. Тугарина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6557/ (дата обращения: 27.04.2024).



Согласно статистическим данным ВОЗ, в последние десятилетия во многих странах, в том числе в России, наблюдается рост заболевания ДЦП. Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, успешная социальная интеграция инвалидов с ДЦП в общество относятся к числу первостепенных образовательных задач.

ДЦП — это группа синдромов, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в пренатальных, интранатальный и ранний постнатальный период. [3] Поражения мозга проявляются нарушением мышечного тонуса и координации движений, неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Двигательные нарушения часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой речевого и психического развития.

У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. [4] Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.

Об огромном значении двигательной деятельности в развитии речи известно давно, еще русский физиолог Павлов называл «кинетические импульсы речевого аппарата базальными компонентами речи. Исследование М. М. Кольцовой, Г. А. Волковой, В. М Бехтерева свидетельствуют, что «формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благоприятно влияет на двигательную активность детей. [2]

Сопоставив данные исследований известных ученых, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей, мы сделали вывод, что коррекционная работа должна обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребенка.

Целью совместной коррекционной работы является создание предпосылок для эффективной социальной адаптации детей, их успешной интеграции в общество.

Целесообразный подбор физических и логопедических упражнений позволяет решить, как общие-коррекционные, так и специфические двигательные и логопедические задачи в процессе одного занятия.

К двигательным задачам можно отнести:

– Освоение основных двигательных режимов (ОДР): лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

– Коррекция неправильных положений ОДА

– Формирование полноценных опорных реакций.

– Нормализация мышечного тонуса

– Развитие статической и динамической устойчивости (равновесия)

– Улучшение подвижности в суставах (профилактика возникновения контрактур)

– Сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и кожных (тактильных) ощущений.

– Преодоление общей мышечной гипотонии

Коррекционно-логопедические задачи включают в себя:

– развитие речевого дыхания и голоса

– формирование силы, продолжительности, звонкости голоса

– выработка правильных артикуляций

– развитие фонематического восприятия

– развитие чувства ритма

– автоматизация звуков

– развитие слухо-речевой памяти

Специальные коррекционные задачи — это

– Формирование схемы собственного тела (соматогнозис)

– Формирование пространственных, временных представлений

– Создание положительного настроя и снятие психоэмоционального напряжения

– Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Мы выработали алгоритм проведения совместных занятий.

Структура совместного физкульт устно-речевого занятия:

Во вводной части используются различные (разминки/ двигательный диктанты/ фонетические гимнастики). Основная часть представляет собой разнообразные полосы препятствий, в процессе прохождения которых дети выполняют глазодвигательные упражнения, артикуляционную гимнастику, онтогенетическую гимнастику, кинезиологические упражнения, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие грамматического строя речи.)

Заключительная (дыхательная гимнастика, растяжки(стретчинг), релаксация, самомассаж).

Выводы.

– Представленный алгоритм совместной деятельности оказывает положительное влияние на развитие физических качеств, координационных, психомоторных, речевых способностей детей дошкольного возраста с ДЦП

– Улучшает психоэмоциональное состояние детей

– Повышает мотивацию к занятиям

– Оптимизирует педагогического процесс.

Литература:

  1. Зуева Т. Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. — М., 2008. — 112 с.
  2. Семенова А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007. — 480 с.
  3. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. — М., 2007. — 612 с
  4. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — М., 2010. — 160 с.
  5. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. — М., 2003. — 235 с.
Задать вопрос