«Вытворялки 3+»: родительские пробы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.08.2021

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, Л. И. «Вытворялки 3+»: родительские пробы / Л. И. Яковлева, Е. Т. Строкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6544/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлен опыт формирования родительских проб на этапе вхождения ребенка в детское образовательное учреждение с применением технологии эдьютейнмента.

Ключевые слова: эдьютейнмент, коммуникация, практико-игровое общение, человек играющий.

О необходимости взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи в последнее время говорится достаточно много и обстоятельно: проводятся научные исследования, дошкольные учреждения и отдельные педагоги постоянно ищут наиболее эффективные пути и способы привлечения родителей к активному и доверительному сотрудничеству. Такое доверительное сближение особенно актуально на самом первом этапе вхождения ребенка в систему общественного воспитания, каким является детский сад. И если родитель еще может выбрать для своего ребенка воспитателя, то педагог лишен такого «права»: он принимает всех, во всяком случае обязан принять, он — педагог. И здесь, как правило, без вариантов.

Идеально, если это принятие сложится сразу, педагог и родитель открыты и доверяют друг другу. Чаще всего в практике возникают те или иные затруднения: либо педагог недостаточно владеет коммуникативной и психологической компетентностью и в связи с этим излишне «педагогизирует» родителя, либо сам родитель занимает выжидательную позицию, присматриваясь к воспитателю.

Так или иначе теряется драгоценное время развития ребенка в активном взаимодействии с окружающим, отмеченное в работах А. В. Мудрика не только как принятие ребенком мира, усвоение его законов существования, но и способность индивида вносить свое видение мира в процесс взаимодействия с ним. Следовательно, говорить о нем, как о творческом преобразователе мира, себя, своего пространства вряд ли представляется возможным.

Важность именно этого исходного момента должны обоюдно оценить и педагог, и родитель, создавая условия для развития всех субъектов образовательного процесса: воспитатель с психолого-педагогической позиции, родитель — с позиции безусловной любви и принятия своего ребенка.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение начинается его активное вхождение в мир других людей. Взаимодействие с другими в это время крайне необходимо — это базисная, смыслообразующая сфера его существования не только в ситуации «здесь и сейчас», но и как будущего члена общества. Наша задача — сделать это вхождение комфортным, психологически безопасным и, по сути, радостным как для ребенка, так и для родителя и педагога.

Педагогам хорошо известно, что взаимодействие детей друг с другом начинается с интереса. Важно донести эту мысль до каждого родителя: мы все разные, но тем и интересны друг другу своими знаниями, чувствами, опытом. Так закладываются основы коммуникативной компетентности.

Мир находится в постоянном движении: то, что «срабатывало» вчера, сегодня уже не актуально и неинтересно. Попытки «напитать знаниями родителя» сразу, как только он привел малыша в детский сад, чтобы все было правильно, педагогично, чаще всего, не поддерживаются им. На наш взгляд заинтересовать всех — и больших (родителей), и маленьких (детей) нужно взяв на вооружение современные технологии. Это и понятно: современная семья — современные способы сотрудничества. Хотя не стоит совсем уж забывать и то, что присуще каждому человеку, будь то ребенок или взрослый.

Что же это? Да, игра, точнее игровое практико-ориентированное обучение в формате эдьютейнмента как нельзя лучше, гармоничнее и эффективнее способно объединить и заинтересовать всех быть вместе. Как утверждают психологи, именно в игровой форме можно ненавязчиво, аккуратно, весело и непринужденно начать знакомиться друг с другом, не только выстраивая стратегию диалога и отношения партнерства, но и легко усваивая и запоминая информацию, которую дает педагог.

Акцент в пользу эдьютейнмента нами был сделан еще и потому, что игра для ребенка не только ведущий вид деятельности, она — его естественная потребность. В условиях же современного переменчивого мира с большими скоростями изменений родителям практически не удается «отдаться» игре с ребенком так, как того требуют потребности малыша. Поэтому совместную игру в семьях сегодня зачастую заменяют различные гаджеты.

Как отмечает О. В. Евдокишина детская игра современного ребенка достаточно однообразна и ограниченна; ученый связывает это с неумением ребенка сотрудничать с другими детьми и взрослыми, проявлять сочувствие и взаимовыручку. Преобладание виртуального общения над непосредственным общением, что зачастую наблюдает даже маленький ребенок в семье, не позволяет ему почувствовать эмоциональное состояние другого человека, не развивает его речь и в дальнейшем не способствует выбору оптимальной модели поведения в сложной ситуации., что подтверждается результатами исследования Д. И. Фельдштейна.

Но никакой даже самый «продвинутый» гаджет не заменит живое общение родителя и ребенка. Контакт глаза в глаза, совместные действия с ребенком, радость от полученного результата — то, чему невозможно научиться без практики. Как результат — выигрыш — постижение родителем не только своего ребенка, но и его сверстников в группе.

В настоящее время обучение как развлечение (эдьютейнмент) является едва ли не самой востребованной и эффективной формой познания мира в игровой форме, так как через развлечение ребенок не только познает свойства предмета, но и устанавливает с ним эмоциональную связь. Эта эмоциональная связь наиболее важна на этапе вхождения ребенка в новое для него социальное пространство — детский сад.

Поэтому прежде всего мы сами, педагоги учимся обучать, играя и развлекаясь. Наши игры так и называются «Вытворялки 3+»: «вытворялки», потому что мы позволяем себе быть играющим человеком (к чему мотивируем и детей, и родителей), а «3+» — это возраст наших детей, только пришедших в детский сад.

Особая роль в организации обучающего игрового практико-ориентированного взаимодействия отводится воспитателю. Он подготавливает родителей к встрече с детьми: в процессе диалогового общения выбирается та или иная сказка, воспитатель обсуждает с родителями на какие моменты стоит обратить особое внимание. Например, как лучше начать контактировать с детьми в малой группе, на каких моментах в сказке сделать тот или иной акцент, организует «малые пробы» — родитель пробует «поработать» с наглядным материалом сказки.

Как все происходит? Создаем небольшие интегративные эдьютейнмент — ситуации. Начинаем с того, что ближе всего и детям, и родителям — со сказок, хорошо знакомых родителям еще с их детства: «Курочка — ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Каждый родитель хоть раз да рассказывал (или читал) своему ребенку эти сказки. Здесь же мы усложняем задачу: сказку нужно не только рассказать, но и показать и не только одному своему ребенку, а группе детей. Так родитель ставится в позицию обучающего взрослого (почти как педагог), овладевая навыками педагогической культуры.

C:\Users\доу\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210805_155811.jpg C:\Users\доу\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210805_155940.jpg

Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, особенности мышления для обыгрывания сказки используем наглядность: родитель может показать либо настольный театр, либо использовать куклы би-ба-бо, плоскостной или пальчиковый театр. Для адаптации родителя к роли обучающего взрослого группу детей делим на 2 части, соответственно с каждой малой группой играет один родитель. Всего в одной эдьютейнмент — ситуации участвует 2 родителя. В следующей «вытворялке» обучаются другие 2 родителя.

C:\Users\доу\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210728_160544.jpg

Для наиболее комфортного вхождения родителя в ситуацию игрового обучения есть персонаж «Пуговка» -педагог-психолог. Он организует вхождение родителей к детям, например, говорит, что сегодня к детям пришли в гости папа Сережа и мама Таня. После того, как родители расскажут (именно расскажут, а не просто прочитают) сказку, вся группа собирается вместе и проводится коммуникативная игра. Организаторами игры выступают либо воспитатель, либо Пуговка. Родители — рассказчики участвуют в игре на равных с детьми и педагогами.

Почему выбрали именно рассказывание, а не чтение? Во-первых, родитель — рассказчик научается видеть реакцию детей, и дети видят его мимику, движение губ, что в свою очередь способствует развитию речевых способностей малыша, дает образец правильной речи, артикуляции, четко и внятно произнося слова. Во-вторых, обогащает его словарный запас (за счет повторов в сказке, например, «бил-бил, не разбил, била-била, не разбила» или «кто-кто в теремочек живет, кто-кто в невысоком живет» и т. д.), у детей лучше развивается слуховое восприятие.

Кроме того, сам родитель научается рассказывать сказку с выражением, выделяя интонационно ключевые моменты, имитируя голоса разных персонажей, стараясь красочно описывать происходящие события, ведь он не привязан глазами к тексту и ему не надо его отслеживать.

Обязательным при организации эдьютейнмента является следование педагогическим принципам:

– связь теории с практикой — изучаются практико-ориентированные способы, методы и приемы;

– принцип последовательности — знание доводится до уровня системности;

– принцип доступности — сложность заданий соответствует возрасту.

Социализирующие ресурсы эдьютейнмент — ситуаций позволяют ребенку осознавать себя частью общества, осваивать нормы и традиции общественной жизни. Родителям же дает прекрасную возможность показать детям (не только своему ребенку) социальные нормы взаимодействия в коллективе. Считаем этот момент очень важным, потому что дети видят не только стиль поведения педагогов, с которыми они находятся большую часть времени, но и других взрослых — родителей сверстников, которые отличаются от их родных людей и педагогов, несут какие-то свои, особенные черты поведения. У всех участников формируются культурные запросы и потребности, проявление устойчивого интереса к диалоговому общению.

Развивающие ресурсы «Вытворялок» активизируют и актуализируют природные задатки и способности детей, совершенствуют их эмоциональную сферу: дети интуитивно схватывают эмоции «папы Сережи и мамы Тани», соответственно идет амплификация их собственных эмоций. Игровые ситуации в привлекательной и непринужденной форме создают зону ближайшего развития ребенка. Активное игровое действие порождает интерес и желание узнавать новое и в дальнейшем применять его в новых игровых ситуациях.

C:\Users\доу\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210805_160619.jpg

Педагогам технология эдьютейнмента помогает в формировании нового типа мышления, овладение ими комплексными умениями по организации воспитательно — образовательного процесса в новых психолого-педагогических условиях, оптимально адаптированных к взаимодействию с детьми и родителями.

Для родителей развивающий ресурс является не только источником познания своего ребенка, но и на основе эмоционально — образного и логического компонентов помогает приобретать практический опыт и далее использовать его в конкретных семейных ситуациях.

Для педагогов диагностические ресурсы эдьютейнмент — ситуаций дают дополнительный материал в отслеживании динамики психомоторного и эмоционального развития ребенка, которые в дальнейшем они могут обсудить с родителями ребенка.

Психотерапевтические ресурсы «Вытворялок» помогают преодолеть возможные адаптационные трудности у конкретного ребенка. Для тревожного родителя они являются наглядным способом демонстрации безопасности образовательного пространства.

Индивидуальные ресурсы дают возможность каждому ребенку выполнять игровые действия в соответствии с его возможностями.

В связи с необычным форматом организации «Вытворялок» не каждый родитель может непосредственно присутствовать в конкретной игровой ситуации. Для компенсации этого момента используем образовательную рефлексию: отснятый видеоматериал отправляется в чат «родительская группа», где каждый родитель может увидеть своего ребенка в игровом действии, отследить его эмоции, взаимодействие с участниками ситуации. Там же он может поделиться своим мнением. По желанию родителей или по наблюдениям воспитателя, педагога-психолога для родителей организуется индивидуальная встреча, на которой обсуждаются волнующие родителя вопросы и намечаются пути эффективного вхождения ребенка в социальное пространство группы.

Так мы видим один из путей эффективного обучения родителей педагогической культуре, педагогов — желанию и умению играть, и шире использовать технологию эдьютейнмента в образовательном пространстве ДОУ, а для детей — возможность формирования увлечения новыми, ранее не известными способами познания окружающего мира и перенесения их в реальную жизненную практику.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей // Наука о дошкольном детстве: традиции и современность. — М., 2000
  2. Гревцева Г. Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации //Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». -2015. — № 1
  3. Социализация детей в дошкольном возрасте: уч. пособие для бакалавриата и магистратуры /под ред. С. А. Козловой. — 2-е изд. М.: Издательство Юрайт; Москва: Издательство ГА ОУ ВО МГПУ, 2019 (Университеты России)
  4. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Верясова Е. С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. — М.: Институт социологии образования РАО, 2013
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2015
  6. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. — № 2 (51). — Эдектронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: //cyberleninka.ru./article/n/vliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-sotsializatsiyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.05.2021)
  7. Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013 № 4 UPL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml (Accessed dd.mm.yyyy)

Ключевые слова

коммуникация, эдьютейнмент, практико-игровое общение, человек играющий
Задать вопрос