Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 ноября, печатный экземпляр отправим 10 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.08.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Клипикова, А. А. Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Клипикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6541/ (дата обращения: 28.10.2021).



В статье автор пытается выявить причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также проведение коррекционной работы для снижения уровня агрессии у воспитанников дошкольных учреждений.

Ключевые слова: уровень агрессии, индивидуальное консультирование, коррекционная работа, воспитанники дошкольного учреждения.

Дети, которые проявляют агрессию в своем поведении, нередко становятся объектом осуждения и морального «отчуждения» со стороны взрослых, что, как правило, порождает открытую неприязнь к ним, вызванную в основном непониманием внутренних мотивов такого поведения. Детерминированность детского агрессивного поведения, которое часто может выражаться в виде того, что дети дерутся, толкаются или даже кусаются в ответ на нечто доброжелательное в их отношении, или и вовсе без каких-либо видимых причин, в науке находит различное объяснение [2].

Поведенческий репертуар агрессивного дошкольника имеет мало примеров способов поведения, и если ему предоставить возможность выбора, то ребёнок обязательно откликнется на предложение, и с ним станет более эффективно и приятно общаться обеим сторонам.

Под профилактикой агрессивного поведения подразумевается восстановление и активизация хороших межличностных отношений. При профилактике специалист осуществляет следующие функции:

– Восстановительная. Данная функция подразумевает восстановление у ребенка его позитивных качеств.

– Компенсирующая. Компенсирующая функция подразумевает развитие у ребенка желания откорректировать свои личностные качества через участие в социально полезной работе, активизацию интереса к работе над собой, самосовершенствованию (исходя из анализа собственных действий), признание ряда установленных моральных ценностей и четких критериев оценивания собственных поступков;

– Стимулирующая. Данная функция ориентирована на активацию позитивных мотивов работы ребенка, которая включает в себя разнообразные педагогические методы (убеждение, внушение и т. п.) [5].

Ключевые направления в работе:

– индивидуальное консультирование;

– присоединение детей к группам, для коррекционной работы с отрицательными ситуациями, к которым дошкольник может быть чувствителен;

– индивидуальная работа с ценностными и мировоззренческими ориентирами дошкольника;

– формирование у дошкольника коммуникативных навыков и умения вести себя рационально в случае возникновения конфликта.

Осуществляя педагогическую реабилитацию детей с отклоняющимся поведением, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стала агрессия, педагог может применять следующие методы:

– неотложное диагностирование психического состояния дошкольника;

– обнаружение источников возникновения затруднений;

– формирование у дошкольника умения преодолевать трудности и навыков управления собственным эмоциональным состоянием;

– формирование у дошкольника системы положительных представлений о самом себе.

Помимо этого, важной частью реабилитационной работы является установление ключевых взаимоотношений дошкольника с его родителями, которое включает:

– диагностику стиля воспитания;

– консультацию в индивидуальном порядке

– присоединение родителей к тренинговой группе, в которой их научат конструктивному взаимодействию с ребенком. Целью коррекционной работы с агрессивным поведением дошкольника является формирование правильных ценностных ориентаций, поведенческих установок и развитие познавательных функций психики [1].

Беседу с дошкольниками необходимо проводить периодически, не зависимо от возникновения агрессии. В ней прежде всего должны рассматриваться факты, а выстраивать общение нужно исходя из интересов ребенка. В то же время не следует оценивать, критиковать или горячиться, в противном случае разговор может перейти в конфликт и недовольство со стороны ребенка. Обсуждая ситуацию, исходить из принципа «здесь и сейчас», исключая любые напоминания о предыдущих ошибках и спешные выводы о будущем ребенка. Ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться такими приемом, как чтение морали. С дошкольником следует провести всестороннюю и целостную работу, которая поможет ему преодолеть сложившийся кризис и социализироваться [3].

В некоторых случаях бывает более разумно направить агрессию не на спорт, а в творческое русло, вроде сценического искусства, танцев или занятий музыкой. В таких видах деятельности дети могут обучиться регулировке и контролю своего эмоционального состояния, непринужденному и эффективному общению, в то время как спорт зачастую не развивает эти навыки, а лишь помогает выплеснуть эмоции.

Развитие самоконтроля — крайне продуктивный метод для того, чтобы побороть и обуздать агрессию. Для того чтобы научиться контролировать свое эмоциональное состояние, необходимо начать с релаксационных упражнений, снимающих мышечное напряжение, вызванное в свою очередь напряжение эмоциональным. Спокойствие и релаксация взаимодополняются, и значительно усиливают эффективность борьбы с агрессивностью. Чувство злости, гнева и ярости — это именно те эмоции, которые находят свое отражение в состоянии наших мышц. В качестве примера можно привести, сильное сжатие челюсти, вплоть до болезненного ощущения в зубах, которое является результатом, того, что человек долгое время сдерживал свою злобу.

Участие детей в занятиях направленных на развитие коммуникативных навыков, способствует значительным улучшениям в поведении, в том числе и снижению уровня проявления агрессивности и сокращению количества случаев ее проявления.

Коррекционная работа может включать занятия, с различными по сложности заданиями. Например:

1-е занятие является вводным и включает в себя упражнения на формирование первоначальных знаний об эмоциях, ассоциативного мышления, воображения, речи, умения определять и различать эмоции и чувства.

2-е занятие включает в себя упражнения на сформированность умения определять и различать эмоции и чувства, развитие воображения, памяти, мышления, логики.

3-е занятие состоит из упражнений, направленных на снятие эмоционального, мышечного напряжения, агрессивности, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Для работы на занятиях можно использовать следующие дидактические игры:

  1. «Эмограф». Игрушка представляет собой коробку, обклеенную ярким фетром. На крышке коробки располагаются карточки на липучках с изображением определенных эмоций. Манипуляции с карточками определяются в зависимости от задания упражнения.
  2. «Лото настроений». Данная игрушка представлена в виде небольшой яркой коробки. Внутри коробки находятся ячейки с карточками, на которых изображены животные с определенной эмоцией. Ячейки распределены для определенных видов эмоций.
  3. «Веселая семья». Игрушка выполнена в виде картонных фигурок людей (папа, мама, дочь, сын). У них пустые лица, так же нет причесок. Имеется набор ртов, глаз, носов, бровей, а также причесок. Ребенку необходимо расположить эти части на лице в зависимости от задания упражнения.
  4. «Клубок эмоций». Игрушка выполнена в виде большого мотка ярких гладких и мохнатых ниток.
  5. «Панно эмоций». Игрушка представлена в виде большого оранжевого округлого панно из фетра с крючком из ленточки. Имеется набор различных фигурок и позитивных символов. Так же имеется набор разноцветных лент для изображения радуги. Все предметы на липучках и прикрепляются на панно в зависимости от задания [4].

Подобные игры позволят и выявить проблему агрессивного поведения и проработать ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеется множество методик по профилактике агрессивного поведения, реабилитации детей в негативных ситуациях, проработке с ними чувств, эмоций и способов выхода из агрессивного состояния. Важно отметить, что необходимо работать над данной проблемой с детьми как вовремя возникающей агрессии, так и в качестве профилактики периодически проводить занятия, для повторения способов выхода из агрессивного состояния.

Литература:

  1. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования. [Текст] /Г. М. Бреслав. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. — 492 с.
  2. Бреслав, Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессии. [Текст] /Г. М. Бреслав. — СПб.: — Речь, 2002. — 97 с.
  3. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. научных трудов/Л. А. Венгер — М.: Академия, 1978–127с.
  4. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. научных трудов. /А. В. Запорожец — М.: Просвещение, 1998. — 187 с.
  5. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. [Текст]: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. — 160 с.
Задать вопрос