Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (45) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.07.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Романова, Л. В. Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность / Л. В. Романова, Л. Ф. Степанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6519/ (дата обращения: 25.05.2024).



Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Попова Г.

Давно всем известно, что в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

Наиболее эффективным методом работы в данном направлении мы считаем духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Именно через нее ребенок может приобрести необходимый ему опыт осознания себя как личности, способный правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театр объединяет детей, учит партнерству, взаимовыручке, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через театрализованную игру, фантазирование, сочинительство.

Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширяет и углубляет знания об окружающем мире.

Одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни является театр — именно он основан на восприятии мира через образы, поэтому самым частым и распространенным видом детского творчества, является драматизация: театральная постановка или кукольный спектакль.

У ребенка во время просмотра театральной постановки возникают яркие, незабываемые впечатления, а если он сам участвует в спектакле, то это для него всегда праздник. Мы видим, как дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя и всегда готовы прийти к нему на помощь.

И именно, благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий.Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Всем известна истина о том, что сказки и литературные произведения учат дружить, развивают умение быть трудолюбивым (ведь трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается), предостерегают об опасностях, учат слушаться старших, учат заботе о близких…

Учитывая интерес детей к этому жанру, доступному детскому восприятию, а также его значение для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, мы на новый учебный год разработали проект «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность».

К нам в группу пришел новый мальчик, и, конечно, ему требовалась помощь, чтобы влиться в наш коллектив. Основа нашей работы — развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации. Приобщение к театру связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. А учитывая интерес детей к этому жанру, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей, произведение В. В. Сутеева «Мешок яблок» оказалось очень кстати. Как всегда, мы посмотрели мультфильм, поговорили о характере каждого героя, почитали сценарий. Дети выбрали себе роли, а наш мальчик роль не выбрал и согласился быть одним из зайчиков в заячьей семье. Мы начали подготовку к постановке. Но случился форс-мажор: ребёнок, который должен был играть роль волка, неожиданно уехал, когда спектакль был уже готов к показу. Мы стали спрашивать ребят, кто же сможет выручить, заменить его и сыграть этого героя. Каково было наше удивление, когда наш новый воспитанник сказал: «Я помогу!» Мы стали репетировать, и оказалось, что он знает текст персонажа и великолепно справляется с его образом.

Следующей нашей постановкой стало произведение того же автора «Кто сказал мяу?» Это очень смешная и интересная история про маленького щенка, который еще не знал, кто из животных как говорит. Щенок упрямо, не сдаваясь, ищет того, кто произнёс подозрительное и странное слово «мяу», спрашивает об этом у всех обитателей дома, пока не обнаруживает автора этого загадочного слова — кошку. Главная мысль сказки: если долго искать ответ на сложный вопрос, ответ обязательно найдется. А ещё эта история учит настойчивости и упорству, учит выполнять задуманное до конца, быть любознательным, исследовать окружающий мир, видеть в нем новое и прекрасное, учит любить природу.

В наш годовой проект мы внесли и подпроект, связанный с Днём народного единства. Мероприятия, входящие в этот подпроект, посвящены героям России разных национальностей. Мы хотим научить наших воспитанников любви к своей стране и уважению ко всем народам, живущим в ней. Поэтому, например, в День толерантности мы играем в игры народов, населяющих и наше отечество, и другие страны мира.

Театрализованная деятельность воспитывает активный, действенный интерес к жизни детского сада, своего города, формирует у детей моральные ценности: отзывчивость, взаимопомощь, умение дружить, храбрость, потребность делать что-то для других.

Ко Дню матери в нашем видеопоздравлении, кроме танцев и песен, мы показали сценку «Вася обидел маму». Целью этой постановки является гармонизация детско-родительских отношений. А задача — способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье и поддержанию семейных традиций.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, мы стремимся обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, и в этом нам помогают родители воспитанников. Несмотря на то, что им запрещено посещать утренники, они также волнуются вместе со своими детьми и сопереживают им. Наша формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом — театром.

Спектакль для детей — это не экзамен, а возможность радостного общения со сверстниками.

С уверенностью можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности имеет положительный и продуктивный характер. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

Задать вопрос