Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.
Задачи:
Воспитательные:
− воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Развивающие:
− Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.
− Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог
Обучающие:
− Познакомить детей с русским фольклором.
− Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Материалы и оборудование:
Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, музыкальные инструменты: деревянные ложки, колокольчики, и т. д.
Ход занятия.
Звучит фонограмма песни «Горница» музыка Л. Деревягина.
Дети с воспитателем входят в зал «змейкой», взявшись за руки, проходят по залу, садятся на стульчики. Их встречает музыкальный руководитель.
М.Р.: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Посмотрите — какие у нас гости знатные. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Добрый день! (с поклоном)
М.Р.: Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся. Но поздороваемся не просто, а по музыкальному. (Поём)
М.Р.: Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась.
И вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли дружно петь, играть
Себя людям показать!
Гляжу, вот только не все детушки весёлые, не улыбаются.
И сегодня я хочу поднять вам настроение, пригласить вас в одну очень необычную деревню, в гости к дедушке Фольклору.
Ребята, а кто знает, что же такое фольклор? Почему дедушку так зовут?
Дети: Это народная мудрость, песни, пословицы, потешки, прибаутки и т. д., которые сочинил народ.
М.р. Какие вы молодцы, всё знаете.
Ребята, а как вы думаете, что мы с вами будем делать в этой деревне?
Правильно, мы с вами познакомимся с жизнью и бытом русского народа.
Ну, что же отправляемся в деревню, в гости к дедушке Фольклору, он обещал нас познакомить с народным творчеством.
А переместиться в его деревню нам с вами поможет хоровод. Ребята, скажите, а вы знаете, что такое хоровод?
М.Р.: Хоровод, это древний народный массовый танец с песней. Это один из видов народного творчества, который объединяет музыку, танец и даже игры.
Раньше жизнь русского народа была невозможна без хоровода.
И сейчас мы с вами, исполним хоровод “У калинушки”.
М.Р.: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.
Ну что же, мы с вами оказались в деревне «Фольклорная». (На экране клип деревни, музыка)
Посмотрите на экран, послушайте, какая музыка звучит.
Какие ещё звуки вы услышали?
Дети: Мы услышали пение птиц, журчание ручейка и т. д.
М.Р .: Красота! Правда?
А вот и дедушка Фольклор.
Дедушка Фольклор: Здравствуйте, ребятки! Молодцы, что приехали. Заждался я вас.
М.Р .: Дедушка Фольклор, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказал, что же интересного есть в вашей деревне.
Дедушка Фольклор: Ну, что же, это можно.
В нашей деревне все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных музыкальных инструментах.
Посмотрите, ребята, какой у меня есть замечательный кубик: большой, красивый, разноцветный .
Этот кубик не простой а волшебный. Видите, на каждой его стороне есть картинка-задание.
М.Р.: Очень интересно, правда, ребята? А как вы думаете, что мы будем с ним делать?
Дедушка фольклор: Сейчас мы с вами будем подбрасывать этот волшебный кубик, и с помощью него вы узнаете, чем занимаются в нашей деревне, и встретите некоторых жителей нашей деревни.
М.Р.: Ребята, что мы будем с вами делать для того, чтобы узнать, чем занимаются в д. Фольклорная?
Верно, сейчас мы с вами будем бросать кубик и выполнять всё то, что нарисовано на верхней его стороне. Верно дедушка?
Вы согласны ребята?
Дети: Да!
Ну и дедушка Фольклор, какую игру он нам с вами ребята придумал.
Тогда начнём нашу игру.
Чтобы с кубиком играть
Надо нам его бросать
Кубик, кубик поспеши
Что нам делать — покажи!
(Взрослый или дети бросают кубик, и дальнейший ход игры зависит от выпавшей на верхней грани картинки. После выполнения задания картинка с кубика удаляется.)
Ой, ребята, посмотрите, что нам выпало на кубике? Что это?
Дети: Берёза.
Дедушка Фольклор: Да, всё верно. Наша деревня фольклора вся украшена красивыми русскими берёзами.
Береза — это любимое дерево для всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, — ее часто сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Березу воспевают в стихах и рассказах, используют художники в живописи, композиторы в музыке.
М.Р.: Ребята, а давайте мы с вами послушаем русскую народную песню которая называется “Ах, ты берёза”.
Слушание русской народной песни «Ах, ты береза».
М.Р.: Ребята, напомните мне ещё раз, как называется эта музыка?
Ответы детей.
М.Р.: Какой характер имеет эта музыка?
Ответы детей.
М.Р.: Правильно, музыка весёлая, плясовая, радостная.
Что хочется делать, под эту музыку? (танцевать) Верно.
М.Р.: Ребята, а сейчас я попрошу вас всех посмотреть на экран. Послушайте и посмотрите, как исполняет эту русскую народную мелодию “Ах, ты, берёза” оркестр русских народных инструментов.
Повторное слушание русской народной песни «Ах, ты береза».
— Вам понравилось, ребята? Какие музыкальные инструменты вы увидели?
А как вы думаете, мы с вами можем тоже превратиться в оркестр и на русских народных музыкальных инструментах исполнить эту мелодию?
Хорошо, сейчас проверим! Но прежде чем мы с вами превратимся в оркестр, давайте вспомним, какие русские народные музыкальные инструменты мы с вами знаем.
А для этого мы с вами отгадаем загадки.
Музыкальный руководитель загадывает загадку , после того, как дети отгадали на экране появляется нужный слайд.
Слайд № 1
Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок — тонкий, голосок — звонкий.
(Балалайка)
Слайд № 2
Деревянная подружка, без нее мы, как без рук
на досуге — веселушка, и накормит всех вокруг
кашу прямо носит в рот, и обжечься не дает
(Ложки)
Слайд № 3
Тараторит, словно тётка.
Называется…
(Трещотка)
Слайд № 4
Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон».
(Колокольчик)
Слайд № 5
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем , дайте в руки звонкий …
(Бубен)
Слайд № 6
Если хочешь поиграть , нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка — будет музыка слышна .
Подумайте минуточку… Что же это?
(Дудочка)
Слайд № 7
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
(Бубенцы)
Слайд № 8
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
(Бубенцы)
А теперь возьмём русские народные инструменты и превратимся в оркестр.
(игра на русских народных инструментах)
Дедушка Фольклор: Молодцы ребята! Очень хороший оркестр у вас получился! Мне очень понравилось вас слушать. И не даром русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал. И в нашей фольклорной деревне все очень любят играть на русских народных музыкальных инструментах.
М.Р.: Молодцы ребята! Присаживайтесь на стульчики.
А мы подбрасываем наш кубик дальше…
Чтобы с кубиком играть
Надо нам его бросать
Кубик, кубик поспеши
Что нам делать — покажи!
(выпадают гуси)
Ой, ребята, кто это?
Дедушка Фольклор: Правильно ребята, это гуси. Они живут в нашей фольклорной деревне. (слайд)
М.Р .: Ой, ребята, а мы же с вами знаем русскую народную песенку «Жили у бабуси».
Дедушка, хочешь, мы для тебя её споём?
Дедушка Фольклор: Конечно.
Дети исполняют русскую народную песню «Жили у бабуси»
М.Р.: Молодцы ребята!
Продолжаем бросаем наш кубик.
Чтобы с кубиком играть
Надо нам его бросать
Кубик, кубик поспеши
Что нам делать — покажи!
М.Р.: Ребята, что показывает нам кубик?
Правильно, это игра ручеёк.
Дедушка Фольклор: Ручеёк —это любимая игра всех жителей нашей деревни.
Ведь русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых.
Придумал эти игры народ, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколения. Собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в жмурки, пятнашки, состязались в ловкости, играя в лапту.
Эти игры вырабатывают в людях выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
И сейчас мы с вами ребята тоже поиграем в такую русскую народную игру.
Называется она “Ручеёк”.
Я думаю, что правила игры вам знакомы, но для вас я их напомню.
Для этой игры нам нужно выбрать водящего. Остальные ребята делятся на пары и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока игра не закончится.
играют
М.Р.: Понравилась вам игра, ребята?
Ну что же, вот и опустел наш кубик, а это значит, что наше путешествие по фольклорной деревне подходит к концу.
И в заключение, ребята, я хочу раздать вам вот такие смайлики.
Смотрите, с одной стороны они зелёные и весёлые, а с другой красные и грустные.
Сейчас я вам их раздам, а вы нам покажите, понравилось ли вам наше путешествие.
Если наше путешествие вам понравилось, вы узнали много нового и интересно, то вы показываете улыбающийся, зелёный смайлик, а если вам совсем не понравилось, было скучно, и ничего не понятно, то вы нам покажете красный, грустный смайлик.
М.Р.: Отлично ребята! Посмотри дедушка Фольклор, как ребятам понравилось путешествие по твоей фольклорной деревне.
Как им было интересно.
Ребята вам понравилось?
Дети: Да.
А что именно вам понравилось?
Дедушка Фольклор: Мне очень приятно ребята! Приходите к нам ещё в гости. А у меня приготовлено для вас угощение, вот такие вкусные бараночки, которые испекли для вас жители нашей деревни, а также вот такие леденцы — петушки, это любимое угощение всего русского народа.
(угощает детей, прощается и уходит)
М.Р.: Но, к сожалению, нам пора прощаться, давайте скажем спасибо дедушке.
Дети: Спасибо! До свидания! (дедушка Фольклор уходит)
М.Р.: Вы, ребята, молодцы! Все старались от души!
Пели и играли, красиво танцевали!
Тут занятию конец, все кто слушал — молодец!
Доброго всем здоровьица! (поклон)
Под фонограмму песни «Горница», дети, взявшись за руки, «змейкой» выходят из музыкального зала.

