Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект НОД для детей старшей группы «Музыкальное путешествие в деревню «Фольклорная»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
1
Поделиться
Библиографическое описание
Коныгина, А. С. Конспект НОД для детей старшей группы «Музыкальное путешествие в деревню «Фольклорная» / А. С. Коныгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/203/6126.


Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.

Задачи:

Воспитательные:

− воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Развивающие:

− Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.

− Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог

Обучающие:

− Познакомить детей с русским фольклором.

− Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Материалы и оборудование:

Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, музыкальные инструменты: деревянные ложки, колокольчики, и т. д.

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни «Горница» музыка Л. Деревягина.

Дети с воспитателем входят в зал «змейкой», взявшись за руки, проходят по залу, садятся на стульчики. Их встречает музыкальный руководитель.

М.Р.: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы! Посмотрите — какие у нас гости знатные. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Добрый день! (с поклоном)

М.Р.: Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся. Но поздороваемся не просто, а по музыкальному. (Поём)

М.Р.: Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась.

И вы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли дружно петь, играть

Себя людям показать!

Гляжу, вот только не все детушки весёлые, не улыбаются.

И сегодня я хочу поднять вам настроение, пригласить вас в одну очень необычную деревню, в гости к дедушке Фольклору.

Ребята, а кто знает, что же такое фольклор? Почему дедушку так зовут?

Дети: Это народная мудрость, песни, пословицы, потешки, прибаутки и т. д., которые сочинил народ.

М.р. Какие вы молодцы, всё знаете.

Ребята, а как вы думаете, что мы с вами будем делать в этой деревне?

Правильно, мы с вами познакомимся с жизнью и бытом русского народа.

Ну, что же отправляемся в деревню, в гости к дедушке Фольклору, он обещал нас познакомить с народным творчеством.

А переместиться в его деревню нам с вами поможет хоровод. Ребята, скажите, а вы знаете, что такое хоровод?

М.Р.: Хоровод, это древний народный массовый танец с песней. Это один из видов народного творчества, который объединяет музыку, танец и даже игры.

Раньше жизнь русского народа была невозможна без хоровода.

И сейчас мы с вами, исполним хоровод “У калинушки”.

М.Р.: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.

Ну что же, мы с вами оказались в деревне «Фольклорная». (На экране клип деревни, музыка)

Посмотрите на экран, послушайте, какая музыка звучит.

Какие ещё звуки вы услышали?

Дети: Мы услышали пение птиц, журчание ручейка и т. д.

М.Р .: Красота! Правда?

А вот и дедушка Фольклор.

Дедушка Фольклор: Здравствуйте, ребятки! Молодцы, что приехали. Заждался я вас.

М.Р .: Дедушка Фольклор, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказал, что же интересного есть в вашей деревне.

Дедушка Фольклор: Ну, что же, это можно.

В нашей деревне все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных музыкальных инструментах.

Посмотрите, ребята, какой у меня есть замечательный кубик: большой, красивый, разноцветный .

Этот кубик не простой а волшебный. Видите, на каждой его стороне есть картинка-задание.

М.Р.: Очень интересно, правда, ребята? А как вы думаете, что мы будем с ним делать?

Дедушка фольклор: Сейчас мы с вами будем подбрасывать этот волшебный кубик, и с помощью него вы узнаете, чем занимаются в нашей деревне, и встретите некоторых жителей нашей деревни.

М.Р.: Ребята, что мы будем с вами делать для того, чтобы узнать, чем занимаются в д. Фольклорная?

Верно, сейчас мы с вами будем бросать кубик и выполнять всё то, что нарисовано на верхней его стороне. Верно дедушка?

Вы согласны ребята?

Дети: Да!

Ну и дедушка Фольклор, какую игру он нам с вами ребята придумал.

Тогда начнём нашу игру.

Чтобы с кубиком играть

Надо нам его бросать

Кубик, кубик поспеши

Что нам делать — покажи!

(Взрослый или дети бросают кубик, и дальнейший ход игры зависит от выпавшей на верхней грани картинки. После выполнения задания картинка с кубика удаляется.)

Ой, ребята, посмотрите, что нам выпало на кубике? Что это?

Дети: Берёза.

Дедушка Фольклор: Да, всё верно. Наша деревня фольклора вся украшена красивыми русскими берёзами.

Береза — это любимое дерево для всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, — ее часто сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Березу воспевают в стихах и рассказах, используют художники в живописи, композиторы в музыке.

М.Р.: Ребята, а давайте мы с вами послушаем русскую народную песню которая называется “Ах, ты берёза”.

Слушание русской народной песни «Ах, ты береза».

М.Р.: Ребята, напомните мне ещё раз, как называется эта музыка?

Ответы детей.

М.Р.: Какой характер имеет эта музыка?

Ответы детей.

М.Р.: Правильно, музыка весёлая, плясовая, радостная.

Что хочется делать, под эту музыку? (танцевать) Верно.

М.Р.: Ребята, а сейчас я попрошу вас всех посмотреть на экран. Послушайте и посмотрите, как исполняет эту русскую народную мелодию “Ах, ты, берёза” оркестр русских народных инструментов.

Повторное слушание русской народной песни «Ах, ты береза».

— Вам понравилось, ребята? Какие музыкальные инструменты вы увидели?

А как вы думаете, мы с вами можем тоже превратиться в оркестр и на русских народных музыкальных инструментах исполнить эту мелодию?

Хорошо, сейчас проверим! Но прежде чем мы с вами превратимся в оркестр, давайте вспомним, какие русские народные музыкальные инструменты мы с вами знаем.

А для этого мы с вами отгадаем загадки.

Музыкальный руководитель загадывает загадку , после того, как дети отгадали на экране появляется нужный слайд.


Слайд № 1

Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок — тонкий, голосок — звонкий.

(Балалайка)

Слайд № 2

Деревянная подружка, без нее мы, как без рук

на досуге — веселушка, и накормит всех вокруг

кашу прямо носит в рот, и обжечься не дает

(Ложки)

Слайд № 3

Тараторит, словно тётка.

Называется…

(Трещотка)

Слайд № 4

Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон».

(Колокольчик)

Слайд № 5

Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем , дайте в руки звонкий …

(Бубен)

Слайд № 6

Если хочешь поиграть , нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка — будет музыка слышна .

Подумайте минуточку… Что же это?

(Дудочка)

Слайд № 7

На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -

Мелодично и привольно украшают долгий путь.

(Бубенцы)

Слайд № 8

На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -

Мелодично и привольно украшают долгий путь.

(Бубенцы)

А теперь возьмём русские народные инструменты и превратимся в оркестр.

(игра на русских народных инструментах)

Дедушка Фольклор: Молодцы ребята! Очень хороший оркестр у вас получился! Мне очень понравилось вас слушать. И не даром русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал. И в нашей фольклорной деревне все очень любят играть на русских народных музыкальных инструментах.

М.Р.: Молодцы ребята! Присаживайтесь на стульчики.

А мы подбрасываем наш кубик дальше…

Чтобы с кубиком играть

Надо нам его бросать

Кубик, кубик поспеши

Что нам делать — покажи!

(выпадают гуси)

Ой, ребята, кто это?

Дедушка Фольклор: Правильно ребята, это гуси. Они живут в нашей фольклорной деревне. (слайд)

М.Р .: Ой, ребята, а мы же с вами знаем русскую народную песенку «Жили у бабуси».

Дедушка, хочешь, мы для тебя её споём?

Дедушка Фольклор: Конечно.

Дети исполняют русскую народную песню «Жили у бабуси»

М.Р.: Молодцы ребята!

Продолжаем бросаем наш кубик.

Чтобы с кубиком играть

Надо нам его бросать

Кубик, кубик поспеши

Что нам делать — покажи!

М.Р.: Ребята, что показывает нам кубик?

Правильно, это игра ручеёк.

Дедушка Фольклор: Ручеёк —это любимая игра всех жителей нашей деревни.

Ведь русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых.

Придумал эти игры народ, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколения. Собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в жмурки, пятнашки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Эти игры вырабатывают в людях выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

И сейчас мы с вами ребята тоже поиграем в такую русскую народную игру.

Называется она “Ручеёк”.

Я думаю, что правила игры вам знакомы, но для вас я их напомню.

Для этой игры нам нужно выбрать водящего. Остальные ребята делятся на пары и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока игра не закончится.

играют

М.Р.: Понравилась вам игра, ребята?

Ну что же, вот и опустел наш кубик, а это значит, что наше путешествие по фольклорной деревне подходит к концу.

И в заключение, ребята, я хочу раздать вам вот такие смайлики.

Смотрите, с одной стороны они зелёные и весёлые, а с другой красные и грустные.

Сейчас я вам их раздам, а вы нам покажите, понравилось ли вам наше путешествие.

Если наше путешествие вам понравилось, вы узнали много нового и интересно, то вы показываете улыбающийся, зелёный смайлик, а если вам совсем не понравилось, было скучно, и ничего не понятно, то вы нам покажете красный, грустный смайлик.

М.Р.: Отлично ребята! Посмотри дедушка Фольклор, как ребятам понравилось путешествие по твоей фольклорной деревне.

Как им было интересно.

Ребята вам понравилось?

Дети: Да.

А что именно вам понравилось?

Дедушка Фольклор: Мне очень приятно ребята! Приходите к нам ещё в гости. А у меня приготовлено для вас угощение, вот такие вкусные бараночки, которые испекли для вас жители нашей деревни, а также вот такие леденцы — петушки, это любимое угощение всего русского народа.

(угощает детей, прощается и уходит)

М.Р.: Но, к сожалению, нам пора прощаться, давайте скажем спасибо дедушке.

Дети: Спасибо! До свидания! (дедушка Фольклор уходит)

М.Р.: Вы, ребята, молодцы! Все старались от души!

Пели и играли, красиво танцевали!

Тут занятию конец, все кто слушал — молодец!

Доброго всем здоровьица! (поклон)

Под фонограмму песни «Горница», дети, взявшись за руки, «змейкой» выходят из музыкального зала.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный