Карты Проппа как средство развития связной речи и творческого воображения в театрализованной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Ахметьянова, З. Г. Карты Проппа как средство развития связной речи и творческого воображения в театрализованной деятельности дошкольников / З. Г. Ахметьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6505/ (дата обращения: 27.04.2024).



Современные дошкольники — это уникальные дети. Они легко справляются с любым девайсом и гаджетом, им нет равных в компьютерных играх, а поход в кинотеатр на премьеру новомодного мультфильма для них важнейшее событие в жизни. При этом у многих детей разговорная речь — плохо сформированная, активный словарный запас — скудный, внимание — рассеянное, память — слабая, коммуникативные способности также оставляют желать лучшего.

Без сомнения, общеобразовательная и воспитательная программы в ДОУ последовательны и эффективны. Но чтобы результат был максимальным, педагогам в ежедневной работе с детьми приходится решать целый комплекс задач:

– необходимо доказать маленьким скептикам, что помимо смартфонов и планшетов вокруг много интересного;

– эмоционально раскрепостить неуверенных, стеснительных, зажатых детей;

– научить выражать эмоции разными способами, активно используя интонацию, мимику, жесты;

– развить навыки непринужденного общения со сверстниками и взрослыми;

– раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Театрализованная деятельность в ДОУ как нельзя лучше справляется с вышеперечисленными задачами. Театр сам по себе — это чудесная игра, в которую дети погружаются с удовольствием. И, одновременно с этим, замечательное средство для интеллектуального и художественно-эстетического развития воспитанников. С помощью слова, действия, музыкального сопровождения театр развивает творческое воображение детей, формируя красочные представления об окружающем мире.

Наряду с этим, театрализованная деятельность в ДОУ способствует развитию речи маленьких актеров — разговорной и связной. К сожалению, в настоящее время среди дошкольников всех возрастных групп отмечается низкий уровень речевого развития. Педагоги все чаще отмечают, что обычный пересказ даже небольшого по объему художественного текста дается многим воспитанникам с трудом. В процессе пересказа дети нуждаются в помощи взрослого, содержание текста передают невыразительно, часто делают затяжные паузы, демонстрируя при этом минимальный словарный запас.

Как показывает практика, театрализованная деятельность в ДОУ способствует развитию связной речи дошкольников. Дети учатся ясно выражать свои мысли, на начальном этапе используя наглядный материал и конкретные образцы художественных произведений, — в первую очередь, любимые сказки.

Театрализованная деятельность также дает детям возможность совершенствовать звуковую культуру речи и ее интонационный строй; активизировать и закреплять лексический словарь. Не секрет, что без четкого произношения даже очень одаренному ребенку создать сценический образ на сцене будет проблематично.

В связи с вышесказанным, для совершенствования речевого развития и творческого воображения воспитанников 4–7 лет в условиях нашего ДОУ (и отдельно взятой группы) в число методических приемов групповой театрализованной деятельности решено включить наглядный метод пересказа и сказочного сюжетосложения — карты Проппа.

Возникает резонный вопрос: «В чем же ценность вышеуказанной методики в театрализованной деятельности дошкольников?» Попробуем разобраться.

Методика работы с картами советского фольклориста В. Я. Проппа известна давно, но свою актуальность не утратила и в настоящее время. В своих трудах «Морфология волшебной сказки» и «Трансформация волшебных сказок» Пропп провел подробный анализ структуры русских народных сказок и отметил, что все сказочные сюжеты основаны на одинаковых действиях персонажей или ситуациях — функциях. Общее число функций по методике Проппа — около тридцати, все они взаимосвязаны между собой, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Сразу отмечу, что в работе с детьми будут использованы только самые распространенные функции — в общей сложности не больше 15.

Примеры сказочных функций: «жили-были», «запрет», «нарушение запрета», «отъезд героя из дома», «встреча с врагом», «борьба», «волшебный помощник», «погоня», «победа», «возвращение домой», «мораль».

Согласно методике Проппа, каждая функция наглядно представляется в виде красочной иллюстрации или схемы на отдельных карточках. Вначале это помогает детям анализировать и пересказывать знакомую сказку. А со временем дает возможность придумывать свои сказочные истории, выстраивая их структуру с помощью выбранных карт. Иллюстрации или схемы сказочных функций педагог может придумать вместе с детьми или взять готовые варианты. Важно, чтобы изображение на карточках было понятно детям.

Примеры карт Проппа:

Замечу, что процесс обучения дошкольников придумыванию творческих рассказов (сказок или историй) — определяющий этап в формировании навыков связной речи. И самое ценное, что в основе творческого рассказывания — воображение дошкольника.

Судите сами: ребенку, сочиняющему свою историю только с помощью наглядных карточек, необходимо произвести в уме анализ известных ему сказок, а затем собрать в оригинальным сюжете образы героев — возможно, придуманных им самим. Жизненные обстоятельства героев сказки ребенок также продумывает самостоятельно. А чтобы донести сказочную историю до слушателя, рассказчик («читая» сказку по отобранным карточкам) должен обладать достаточным лексическим запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Целесообразность использования карт Проппа как наглядного метода пересказа и сюжетосложения состоит еще и в том, что ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а является центром творческого процесса — как литературной (сочиняет оригинальные сказки), так и театральной (участвует в этюдах, драматизациях, инсценировках по сочиненным сказкам). Допускаю, что оригинальные сюжеты для театральных постановок дети могут сочинять вместе, а педагог при необходимости слегка подкорректирует.

Таким образом, использование карт Проппа как наглядного метода пересказа и сказочного сюжетосложения для совершенствования связной речи и творческого воображения дошкольников 4–7 лет вполне обосновано. Сочиняем и играем в сказку!

Литература:

  1. Пропп В. Я. «Морфология волшебной сказки». — Издательство «Лабиринт», М., 2001
  2. Пропп В. Я. «Трансформация волшебных сказок» http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-folklor-i-dejstvitelnost/transformacii-volshebnyh-skazov.htm
  3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. — Издательство Детство-Пресс, С-Пб, 2010
  4. Михайлова А. Н. Попробуем сочинять сказки // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 6.
Задать вопрос