Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Власова, И. Ю. Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада / И. Ю. Власова, М. А. Комарская, О. Е. Солодова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6447/ (дата обращения: 02.05.2024).



В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из требований к реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

Начало посещения детского сада — непростое время и для ребенка, и для его родителей. Почему одни дети привыкают к саду легко и быстро, а другие подолгу плачут, у одних детей адаптация проходит легко и безболезненно, а у других — сложно и противоречиво?

Адаптация к детскому саду возникает в соответствии с изменениями условий в жизни ребенка. Адаптации у детей проявляется в следующие моменты:

  1. Впервые поступление ребенка в детский сад;
  2. При переходе ребенка из одного учреждения в другое;
  3. Перевод дошкольников в одном учреждении из общеразвивающей группы в компенсирующую или комбинированную группу (на основании заключения ПМПК).

Данные условия влекут за собой стресс, особенно ярко он выражается у маленьких детей, которые не понимают всех причин, что происходит вокруг. Детей не сразу принимают в компанию, воспитатели ведут себя по-иному, в отличие от мамы.

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». В нашем детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Переходя в данные группы, дети так же испытывают трудности адаптации. Они переходят в новое групповое помещение вместе к другим незнакомым детям. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

Дети постарше не так болезненно переносят новую обстановку, но все же переживают расставание со своими друзьями, с которыми в другом детском саду были прочные отношения. Всё меняется очень резко.

Без помощи взрослого ребенку трудно пережить эти моменты переживания:

— отвечать честно на вопросы;

— привыкнуть к новому воспитателю;

— ребенку может, что-то и не понравиться, нужно дать время ребенку для привыкания.

Одной из форм, помогающих сгладить момент адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, в нашем детском саду является организация работы консультационного пункта для родителей детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих ДОО. Он создан с целью выравнивания стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольное учреждение, обеспечения единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания. Основные задачи консультационного пункта — это оказание консультативной помощи родителям и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Работа консультационного пункта заключается в педагогическом консультировании родителей одним или несколькими специалистами ДОО в соответствии с расписанием по запросам родителей. Консультации проводятся индивидуально или малыми подгруппами.

Тематика консультаций затрагивает актуальные вопросы развития ребенка раннего возраста: «Психологические особенности детей раннего возраста», «Адаптируемся вместе», «Подготовка ребенка к поступлению в ДОО», «Организация режима дня и его значение для ребенка», «Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОО», «Значимость эмоционального контакта с ребенком и игрового общения с ним», «Полезные и вредные привычки малышей» и др.

Групповой формой работы с родителями вновь поступающих в детский сад детей является проведение общего группового родительского собрания перед первым посещением образовательного учреждения. Как правило, данное родительское собрание проводится в тот момент, когда дети еще не поступили в детский сад, а только готовятся к этому моменту. При организации первой встречи родителям демонстрируется слайдовая презентация с комментариями, знакомящая с основными направлениями работы детского сада, педагогическим и руководящим составом, материальным и методическим обеспечением, педагогическими достижениями. Данная форма взаимодействия с родителями воспитанников способствует формированию позитивного настроя к детскому саду, способствует их лучшей осведомленности в вопросах воспитания и развития детей.

В нашем детском саду составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода, для группы раннего возраста.

Программа рассчитана на работу с родителями детей группы раннего возраста, проходящих период адаптации к детскому саду.

Задачи:

— Получение родителями рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада.

— Консультирование родителей к изменению образа жизни ребенка.

— Улучшение адаптационного процесса.

— Психолого-педагогическая помощь родителям, направленная в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста, преодоление кризиса 2–3 года.

Структура программы включает в себя работу с родителями для успешного процесса адаптации к условиям ДОО.

Групповые родительские собрания проходят в форме:

— Презентации.

— Получения родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОО.

— Получения родителями информации об особенностях пребывания ребенка в детском саду.

— Обеспечении более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОО.

— Практических занятий с родителями детей (в период адаптации)

Совместные занятия являются своеобразным «мастер класс» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями. Игры для налаживания контакта с ребенком проводятся при участии родителей.

Оценка результативности:

— Проведение анкетирования, в том числе повторного.

— Беседы родителями

— Беседы с педагогами.

— Наблюдение за детьми, заполнение карт наблюдения.

Как итог, низкий процент тяжелой адаптации привыкания детей дошкольного возраста.

Четкая, профессиональная слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Литература:

  1. Программа занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению. Ред. С. А. Роньжина.
  2. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. (из опыта работы) Е. Н. Тверетина., Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой.- М., Просвещение, 2014г.
  3. Комплекс игр для развития воображении, Е. В. Заика.
Задать вопрос