Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.05.2021

Статья просмотрена: 4033 раза

Библиографическое описание:

Дмитриевская, И. Н. Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства развития речи детей раннего возраста / И. Н. Дмитриевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6359/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ранний возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды.

В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг».

Технология «Утреннего и Вечернего круга» применяется с 3 лет. Однако автор Дорофеева Елена Евгеньевна преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования рекомендует водить элементы, уже в раннем возрасте.

Утренний круг проводится с детьми после завтрака до занятий на него отводится примерно 20 минут.

Вечерний круг проводиться после ужина, на него отводится примерно 10 минут.

Целью утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего круга являются:

— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

— формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

— развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

— формирование представлений об окружающем мире.

Сегодня я представлю элементы данной технологии в группе раннего возраста.

Утренний круг имеет следующую структуру:

  1. Позывные и организация утреннего круга
  2. Приветствие
  3. Новости
  4. Обмен информации
  5. Планирование совместной деятельности

Итак, позывные и организация утреннего круга

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга .

Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, сюрпризные моменты, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, разматывают нить, связавшую их воедино.

Чтобы собрать детей на утренний круг, я использую звуковой сигнал «колокольчик», и при этом использую малые формы фольклора- закличку.

C:\Users\ЧеловеК\Desktop\fvgbhj.png

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Их звучность, ритмичность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

В представленной закличке мы услышим свистящие, шипящие, сонорные звуки, которые у детей в раннем возрасте ещё не сформированы.

При многократном повторений дети слышат и видят правильную артикуляцию педагога, пытаются подражать ему, таким образом, идёт подготовка язычка к чёткому произнесению звуков, развивается фонематический слух.

В течение сбора дети вместе со взрослыми находятся в кругу — на коврике, на стульчиках, на именных подушечках, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга.

Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе.

Порядок расположения детей в кругу может меняться.

Я использую в своей группе: Солнышко с лучиками.

Солнышко-колоколнышко рано встаёт.

Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.

Приветствия

Есть много способов приветствия.

— стихотворные и песенные приветствия,

— приветствия с действиями

— приветствия с передачей предмета

— комплименты

Также приветствия может быть вербальным и невербальным.

Перед каждым новым приветствием педагог показывает, как его выполнить.

Я использую разные способы приветствия. Учитывая возраст детей, в основном это стихотворная форма.

Такая форма приветствия способствует формированию доброжелательного отношение детей друг другу. Развитию общей и речевой моторики, это речь с движением, элементы артикуляционной гимнастики.

Приветствие

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Станем рядышком друг с другом

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень

Дружно скажем «Добрый день!».

В нашей группе Ладушки

Солнце ярче всех!

Теплоты и радости

Хватит здесь на всех!

(Дети присаживаются около своего лучика)

Новости

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».

Дети рассказывают наиболее интересные события, которые произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение.

Дети принимают участие, задают вопросы и комментируют услышанное.

Таким образом, они учатся правилам ведения диалога, умению выражать свои чувства.

В раннем возрасте дети не в состоянии проанализировать события предыдущего дня, у них еще не сформированы временные понятия. Поэтому этот элемент утреннего круга я пропускаю.

Обмен информации

Важно, чтобы на утреннем круге происходил обмен информации: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), кто отсутствует, что интересного заметили в группе.

В раннем возрасте обмен информации имеет свои особенности. Воспитатель должен продумать вопросы заранее

Они должны быть внятные, короткие и не предполагать ответов да-нет.

Задаваемый вопрос может, предполагать использование в ответе определенных частей речи.

(существительные, прилагательные, числительные, местоимения).

Вопросы детям:

Как называется наша группа?

Какого цвета солнышко?

Сколько солнышек?

Сколько лучиков у солнышка?

Кто сегодня кушал кашу?

Как называется детский сад?

C:\Users\ЧеловеК\Desktop\bhbyf.png

Кто сегодня пойдёт гулять?

Планирование совместной деятельности

З авершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

В силу своих возрастных особенностей дети раннего возраста не могут сами планировать свою деятельность. Правильно сформулировать своё желание оформить речевое высказывание.

Функция контроля и планирования операции у них еще не развита.

Поэтому воспитатель сам предлагает план совместной деятельности, дает образец речи построения предложения, активизирует внимание детей и нацеливает на дальнейшую деятельность в течение дня.

Дети, сегодня Игруля и Болтушка хотят с вами поиграть.

Игруля приготовила для вас посуду. А Болтушка принесла для вас интересные карточки. После занятий они ждут вас к себе в гости.

У нас в группе 11 уголков. В каждом уголке свой герой. В книжном и речевом уголке сидит кукла «Болтушка» предлагает различный материал для развития всех сторон речи.

C:\Users\ЧеловеК\Desktop\dddd.png

Игруля в сюжетно-ролевом уголке приглашает поиграть в игры для развития творческих и коммуникативных способностей.

Рисовашка, хозяйка уголка изодеятельности, предлагает картинки, раскраски, игры для формирования эстетического восприятия, развития творческих способностей.

В уголке сенсорики и дидактических игр детей ждёт кукла Умняшка с играми для восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов.

В уголке «Физического развития» детей встречает малыш «Здоровей-ка» предлагает атрибуты к подвижным играм и игровым упражнениям.

Вечерний круг

Вечерний круг тоже имеет определенную структуру.

Структура вечернего круга

  1. Условный сигнал начало круга
  2. Содержательная часть-рефлексия
  3. Завершающий ритуал

Вечерний круг организуетсяточно также как и утренний круг.

Обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Вопросы продумываются заранее, по аналогии с утренним кругом.

Благодаря рефлексии у детей появляются обобщающие понятия, расширяется словарный запас по теме.

В завершение вечернего круга следует найти положительные моменты, яркие события дня и похвалить детей.

(Звон колокольчика)

Солнышко-колоколнышко рано встаёт.

Ладушки-ладошки в круг скорей зовёт.

(Дети присаживаются около своего лучика)

Дети кто к вам сегодня в гости приходил?

Что куклы для вас приготовили?

Кто сегодня играл посудой?

Кто сегодня играл с карточками?

Молодцы!

А вот Алан и Лера и с карточками, и с посудой играли. Молодцы.

А Максим даже Игрулю чаем угостил.

Сегодня вы быстро собрались в круг

Все сегодня молодцы!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Какие вы сегодня молодцы, старались, играли. Молодцы!

Таким образом, можно сказать, что все элементы утреннего и вечернего круга, работают на формирование связной речи, способствуют более легкому и быстрому усвоению норм родного языка.

Задать вопрос