Литературная гостиная «Душа струной тихонько пела». Поэты Кяхты — о Родине (к 290-летию города) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Петрожицкая, О. Л. Литературная гостиная «Душа струной тихонько пела». Поэты Кяхты — о Родине (к 290-летию города) / О. Л. Петрожицкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6301/ (дата обращения: 27.04.2024).



Родина, милая родина

Счастье моё и твоё.

Основой проекта являются научные труды ученых Арнаутовой Е. П., Гребенникова В. П., Дубровой Е. П., Каменского Я. А., Макаренко А. С., т. д., по психолого- педагогическим основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. В своих работах ученные отменили, что метод сотрудничества между дошкольным учреждением и семьей дает положительные результаты в саморазвитии педагогов и родителей, что плодотворно влияет на все сторонне развитие детей дошкольного возраста.

Каждый автор придерживается своего понятия, которое, по его мнению, отражает сущность приобщения ребенка к книге. Н. Д. Молдавская трактуется литературное развитие как способность ребенка мыслить словесно художественными образами. В. Г. Марацман рассматривает литературное развитие как реализацию опыта общего психического развития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии [5].

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [3, с.64].

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с.28]

Как точно подметил наш земляк, поэт Бурятии Михаил Шиханов, слова о родине. С раннего возраста в детском саду знакомим детей с понятием «родина». Как преподать детям это многогранное слово. Раскрыть суть его. Наша малая родина, это город Кяхта, город с богатой историей. В душе каждого человека есть уголок, где хранятся милые сердцу образы и звуки-всё — это родина. Место, где хорошо на душе, где ты родился, где твой дом.

Цикл литературных гостиных решила посвятить малой родине, Кяхте. Дети познакомились с кяхтинскими поэтами, воспевавшие её в стихах; с Валентиной Каргопольцевой, Анатолием Дубининым, Михаилом Шихановым, Ольгой Бусяцкой, Лидией Чумаковой, Николаем Мунгаловым. Поэзия — это прекрасное, выраженное словами. У каждого поэта своё видение, свой неповторимый слог, поэтому стихи яркие по своему лирическому содержанию. Очень важно научить детей воспринимать, выразительно прочувствовать стихи.

Тому, кто здесь родился, не надо объяснять:

Бароновская сопка и Лекарева падь.

Чудесней всех на свете там сарана цветёт,

И каждого в тенёчке куст земляники ждёт.

Ласкают слух любовно знакомые слова:

Грязнуха. Ключик, Центр, Граница. Слобода. (А.Дубинин)

Ребёнок через природу познаёт окружающий мир. Природа источник красоты. Задача педагога научить видеть прекрасное. Рассказать в стихах, увидеть и представить сезонные особенности каждого времени года. Через поэзию привить любовь к родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает с восхищением красотами малой родины: весеннее цветение багульника, от которого невозможно оторваться, запах душистой черёмухи, неприхотливая саранка, сосны и тополя, маленькая речушка Кяхтинка.

—Берёзовые серьги уже сняла весна,

Снежинками слетела с черёмух белизна.

В лесу уже погасли багульника костры,

Луга ждут, не дождутся цветения поры. (Н.Мунгалов)

Всё это запахи родины.

Идёт черёмуховый холод,

О заморозках вести.

Но ближний лес весёлым хором

Наяривает песни.

Цвести черёмухе недолго, но нет цветенья краше…

Земля и небо пахнут волгло,

И скоро дождь запляшет. (М.Шиханов).

Бурятия для нас — это удивительное место на земле. Это родина наших отцов и предков.

Место, где довелось нам родиться,

Нужно в памяти, в сердце беречь…(Н.Мунгалов)

Кяхта, это богатое наследие исторического прошлого — знаменитый чайный путь, купцы миллионеры, декабристы.

—Когда-то твои улицы песчаные

Верблюжьи рассекали караваны,

А дамы в одеяниях французских

Китайский шёлк стелили на диваны.

Душистый чай в фарфоровых пиалах

и бойко у купцов торговля шла,

а Кяхта за пределами России

В те времена известная была. (В.Каргопольцева)

А какие у нас неповторимостью церкви. Это «Музыка, застывшая в камне».

Соборы! Нет, архитектурные шедевры,

Убранством славились вы по Сибири всей.

На страже рубежей отечества и веры

Стояли гордо маковки церквей. (Н.Мунгалов)

Всё это нужно донести до наших детей, чтобы они могли гордиться своей малой родиной, своей Кяхтой.

—Утро пахнет свежим хлебом

Солнцем полон дом!

За окном в просторе синем

Самолёта гром.

«Разлетались! К непогоде»

Проворчал сосед

Древний дед сидит на лавке

С кучею газет.

Вдалеке пылит машина

Полный кузов дров.

…Так живёт наш тихий город

В шелесте годов. (О.Бусяцкая)

Самая главная задача педагога, считаю патриотическая, как важно чтоб дети гордились и знали прошлое своей страны, ведь с малого начинается большое — Отечество.

Какие ёмкие, просторные

Леса, озёра и моря.

Всё это есть большая Родина.

И не любить её нельзя.

Ещё у каждого есть малая,

Где ты родился и где жил.

И где влюблялся в зори алые.

Всем этим очень дорожи.

Так выразила Лидия Чумакова понятие «Родина». Дети эмоционально и трогательно передавали своё отношение к стихам. В этом несомненная заслуга родителей. Приятно осознавать, когда родители помогают педагогу, совместная работа сплачивает не только взрослых, но и детей. Особенно когда родители принимают участие не только при заучивании стихов, но и сами участвуют в литературной гостиной. Показывая своим детям пример чтения. А дети горды тем, что их мамы вместе с ними участвуют в таком мероприятии. Приобщая детей к истории родного края через поэзию, мы не только пробуждаем интерес к ней, но и воспитываем любовь и гордость за неё.

Литературное развитие влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове [11].

Литературная гостиная «Родина, милая Родина»

Рис. 1. Литературная гостиная «Родина, милая Родина»

День города. Литературная гостиная «Поэты Кяхты» Педагоги МБДОУ № 6 и Кяхтинская поэтесса В. В. Каргопольцева. День города. Литературная гостиная «Поэты Кяхты» Педагоги МБДОУ № 6 и Кяхтинская поэтесса В. В. Каргопольцева.

Рис. 2. День города. Литературная гостиная «Поэты Кяхты» Педагоги МБДОУ № 6 и Кяхтинская поэтесса В. В. Каргопольцева.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет [Текст] / Ш. А. Амонашвили. -М.,2006.-214с.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Куликова. Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 232 с.
  4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с. 5.
  5. Гриценко З. А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 19–27. 6.
  6. Закон об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11. 2009 г. № 655.
  7. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886447
  8. http://moluch.ru/
  9. http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14070
  10. https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/fisher_v._y._147_153_11_152_2014.pdf
  11. http://www.econf.rae.ru/pdf/2016/09/5763.pdf
Задать вопрос