Методическая разработка игры-экспериментирования «На планете «Стем», направленной на развитие инженерного проектирования и конструирования
Авторы: Забелина Ирина Ивановна, Сопотова Валерия Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 02.04.2021
Статья просмотрена: 614 раз
Библиографическое описание:
Забелина, И. И. Методическая разработка игры-экспериментирования «На планете «Стем», направленной на развитие инженерного проектирования и конструирования / И. И. Забелина, В. А. Сопотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6233/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: конструктор лего, экспериментирование, ребенок, конструирование, механизм.
Возрастная группа: средняя.
Образовательные области: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель освоения предложенного материала: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности, способности детей к наглядному моделированию через LEGO — конструктор. Учить создавать аттракцион, модель цепной реакции.
Задачи :
— формировать представления о работе шестерней; о принципе равновесия;
— формировать умение конструировать модели по схеме;
— закреплять основные приёмы сборки модели, соединять детали конструкции последовательно;
— формировать конструктивное мышление средствами LEGO.
— развивать умение выдвигать предположение и проверять путём эксперимента;
— воспитывать доброту, отзывчивость, умение работать в команде;
— формировать умение доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: Дети, умеют вводить шестерни в зацепление, приводить их в движение; умеют уравновесить балансир. Дети демонстрируют умение работать с конструктором, моделировать из него; умеют создавать модели различных построек по схеме; демонстрируют умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине.
Организация пространства : Набор LEGO DUPLO «Планета STEAM», картинки с изображением необходимых построек, схемы построек, набор «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки», балансировочные весы (по числу детей), магнитная доска.
Технология изучения указанной темы
Психологический настрой.
Воспитатель : ( Приветствие ). Дети стоят в кругу.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро — солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель : Ребята, я очень рада вас видеть.
Мотивационно — ориентировочный этап.
Воспитатель берёт в руки коробку и читает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Красные и синие,
Желтые, зеленые,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться.
И, в постройки превращаться.
— Отгадайте, что это? ( конструктор )
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат детали ЛЕГО: шестерни и коромысло.
Воспитатель : Скажите, что это за детали, в каких устройствах они используются? ( Ответы детей ). Как вы думаете, это простая работа построить аттракцион, в котором такой сложный механизм. ( Ответы детей ). Кто же строит разные качели, карусели? ( конструкторы, строители ).
Воспитатель : Ребята, в конструкторском бюро как раз сейчас начинается рабочий день, и если вы хотите туда попасть, то нужно поторопиться, одевайте каски и проходите в бюро.
Поисковый этап.
Воспитатель: Каждое утро строительная бригада планирует свою работу. Давайте и мы с вами составим план нашей работы.
Дети вместе с воспитателем составляют план работы, выставляют на доске карточки.
Сначала нужно вспомнить правила поведения работы со строительным материалом (у взрослых это называется техника безопасности). Затем ознакомиться с принципами работы деталей и построить аттракционы.
Практический этап.
Дети подходят к столам, где заранее приготовлено оборудование.
Рассказ воспитателя. Демонстрация шестерней из набора «Полидрон Гигант «Огромные шестерёнки».
Воспитатель : Перед вами находится деталь — шестерня. Возьмите её в руки и обследуйте ( Дети берут по одной шестерне и обследуют ее ).
Шестерня — это вращающаяся часть механизма в виде зубчатого колеса, входящего в зацепление с другим зубчатым колесом. Вставьте шестерню в отверстие платформы. Она вращается? ( Ответы детей ).
Для того, чтобы наш механизм пришел в движение, нужно взять ещё одну шестерню и вставить её таким образом, чтобы зубчики одной шестерёнки попали между зубчиками второй.
Давайте попробуем. Получилось? Вращая одну шестерёнку, мы запускаем другую и двигаются сразу две. Где используется этот простой механизм? ( Ответы детей: в работе часов ) Правильно его ещё называют часовой.
А что будет, если соединить все наши платформы и вращать детали? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям поочерёдно вращать разные шестерни .
Воспитатель : Что вы заметили? ( Ответы детей: Какую бы шестерню мы не начали вращать, в действие приходит весь механизм ).
Да ребята, у нас получится сложный механизм, который приводит в движение более крупные объекты, такие как аттракцион. Какой мы можем сделать вывод? ( Ответы детей: При правильном соединении любая шестерёнка запускает весь механизм )
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с деталями и демонстрирует оставшуюся деталь.
Воспитатель : А что это за деталь? ( коромысло ) Что она вам напоминает? ( качели-качалку )
Воспитатель : Давайте рассмотрим принцип работы качели-качалки. Предлагаю вам провести эксперимент.
Дети проходят за столы, на которых стоят балансировочные весы.
Воспитатель : На что похож этот измерительный прибор? ( ответы детей ). Принцип работы этого прибора как у качели-качалки.
Рассказ воспитателя. Демонстрация принципа равновесия с помощью балансировочных весов:
Чтобы качели работали правильно, мы должны использовать принцип равновесия. Для этого нужно разместить равный груз с обеих сторон.
Воспитатель : Какой вывод можно сделать после нашего эксперимента? ( Ответы детей: если не соблюдать принцип равновесия, то качели не будут качаться .)
Воспитатель : В конструкторском бюро перерыв. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Воспитатель организует динамическую паузу. Дети выполняют движения в соответствии с инструкцией.
Воспитатель: Приглашаю вас на строительную площадку.
Дети переходят к столам, где лежит конструктор ЛЕГО. Делятся на пары.
Воспитатель: Ребята, перед вами схемы построек. Что вы будете строить? ( Ответы детей: мы будем строить карусель. )
Воспитатель обращается к каждой паре детей, вместе обсуждают, что они будут строить, какие детали будут использовать.
Воспитатель: Можете приступать к строительству аттракциона.
Воспитатель: При работе с конструктором ЛЕГО не забывайте крепко соединять детали между собой.
( По ходу деятельности детей педагог уточняет количество и размер деталей по схеме, порядок выполнения постройки )
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось? Проверьте, работают ли ваши карусели.
— Карусели вращаются, качели качаются. Значит, вы всё сделали правильно и не зря работали в конструкторском бюро.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель : Давайте вернёмся к нашему плану. Вспомним, что мы выполняли? Дети вспоминают, что было запланировано и анализируют, что выполнено .
Воспитатель : Итак, рабочий день в конструкторском бюро подошёл к концу. Снимайте защитные каски.
Воспитатель : Что нового вы узнали сегодня? К каким выводам пришли? ( ответы детей ).
Воспитатель : Если ваши исследования показались вам полезными и интересными, то возьмите брелок со своей фотографией и повесьте на весёлый смайлик, а если вы встретили затруднения или вам было не интересно, то повести на грустный смайлик.
Похожие статьи
От школьных уроков до создания конструктора
В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.
Растим будущих инженеров
Статья посвящена конструированию — инструменту, способному сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление.
Легоконструирование как составная часть робототехники
В статье рассмотрены понятие робототехники, история конструктора «LEGO», разнообразие наборов конструктора, описаны этапы сборки определенной модели, приведены результаты анкетирования.
Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде)
В статье авторами исследуется взаимосвязь процесса интеллектуальных игр и социализации человека на примере популярных квизов Белгорода.
Обучающий космический симулятор в виртуальной реальности «Астро-Альхейн»
В статье авторы демонстрируют процесс создания симулятора космического пространства в виртуальной реальности.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Возможности трехмерного конструктора «Фанкластик» как средства развития технических компетенций в условиях дополнительного образования детей
В статье рассматривается инновационный образовательный конструктор нового поколения «Фанкластик». Раскрываются его возможности в развитии инженерного мышления и технических компетенций. Дается анализ личного педагогического опыта применения конструкт...
Похожие статьи
От школьных уроков до создания конструктора
В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.
Растим будущих инженеров
Статья посвящена конструированию — инструменту, способному сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление.
Легоконструирование как составная часть робототехники
В статье рассмотрены понятие робототехники, история конструктора «LEGO», разнообразие наборов конструктора, описаны этапы сборки определенной модели, приведены результаты анкетирования.
Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде)
В статье авторами исследуется взаимосвязь процесса интеллектуальных игр и социализации человека на примере популярных квизов Белгорода.
Обучающий космический симулятор в виртуальной реальности «Астро-Альхейн»
В статье авторы демонстрируют процесс создания симулятора космического пространства в виртуальной реальности.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Возможности трехмерного конструктора «Фанкластик» как средства развития технических компетенций в условиях дополнительного образования детей
В статье рассматривается инновационный образовательный конструктор нового поколения «Фанкластик». Раскрываются его возможности в развитии инженерного мышления и технических компетенций. Дается анализ личного педагогического опыта применения конструкт...