Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя»
Авторы: Лагутина Светлана Алексеевна, Астахова Оксана Федоровна, Сердюкова Ольга Александровна, Паршина Светлана Николаевна, Мирошниченко Татьяна Николаевна, Игольникова Анна Дмитриевна, Мухартова Ольга Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 04.02.2021
Статья просмотрена: 3369 раз
Библиографическое описание:
Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя» / С. А. Лагутина, О. Ф. Астахова, О. А. Сердюкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6042/ (дата обращения: 16.11.2024).
Возрастная группа : подготовительная к школе
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: обобщение и систематизация знаний у детей о Родине — России.
Задачи:
− образовательные: закрепить знания детей о нашей стране, понятии Родина, о государственных и неофициальных символах России, народах, проживающих в России; познакомить с 7 чудесами России;
− развивающие: продолжать развивать познавательный интерес у детей, умения и навыки игровой деятельность, умение работать в команде; развитие речи, внимания, памяти и мышления;
− воспитывающие: воспитывать чувство любви к своей Родине — России, патриотические чувства.
Оборудование: ноутбук, музыка: фрагменты гимна России и других стран, музыка «Моя Россия» Коновалов, плоскостные ромашки (на каждого ребенка и воспитателя), березки, картинки символов России, фигурки не официальных символов России: медведь, ромашка, береза, матрешка, балалайка, сундучок, музей в чемодане «Куклы народов России», презентация «7 чудес России», маленькие плоскостные ромашки и листики (на каждого ребенка), сердечко, ромашка объемная с заданиями на лепестках, карта России, стенд для оформления музея, карточки с буквами (Моя Родина Россия), кармашки для карточек с буквами.
1. Психологический настрой
Звучит музыка «Родина моя» (автор О.Дубова)
Дети входят под музыку в группу (по центру группы оформлена поляна из цветов ромашек, макетов берез), подходят к ромашковой поляне и останавливаются (музыка затихает)
Воспитатель: ребята, посмотрите, мы пришли на ромашковое поле, выберите каждый свою ромашку и присядьте на нее коленочками. (Воспитатель присаживается вместе с детьми).
Мы пришли сюда под звуки песни, скажите, вам понравилась она?
2. Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: очем говорилось в песне? (о Родине).
Воспитатель: ачто такое Родина? (Место, где мы родились)
Воспитатель: верно, это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, где находится наш детский сад, это наш город Шебекино.
Воспитатель: место, где рождается человек, всю жизнь будет для него родным и единственным. При рождении каждому человеку дается имя, меня зовут Светлана Николаевна, а как твое имя? (спрашивает имена детей)
Воспитатель: акакое имя у нашей Родины? (Россия)
Воспитатель: наша Родина имеет звучное имя — Россия, за свое могущество и величавость. Про нашу Родину можно сказать еще очень много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина — Россия? (милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная…)
Воспитатель: слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова? (родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный). Все слова, которые мы сейчас назвали — это слова — родственники, родственные.
Воспитатель: мы называем Россию Родиной потому, что в ней родились. И каждый из нас имеет свой день рождения, я родилась 6 августа, а ты? (каждый ребенок называет свой день рождения)
Воспитатель: а вы знаете, когда день рождения нашей родины — России? (12 июня)
Воспитатель: верно, 12 июня — день России, вся страна в этот день празднует.
Воспитатель: какая же замечательная традиция существует в день рождения? (Дарить подарки)
3. Поисковый этап
Воспитатель: а мы можем с вами сделать подарок нашей Родине? Какой? (Для нашей Родины самое важное бережное отношение к природе, к земле, уважение и любовь к истории, к народу, к традициям и мн. др.)
Воспитатель: я предлагаю нашей дружной компанией сделать музей о нашей Родине — России! Чтобы каждый из нас, из наших друзей, детей и взрослых, приходя в него, смог вспомнить важные особенности о нашей Родине. Ведь именно знание о своей родине — есть уважение, описание самых ярких и важных моментов — есть проявление любви. Ведь вам нравится, когда о вас говорят хорошие слова? Например, о том, какие у вас способности? Тогда пусть и наш будущий музей, поможет рассказать всем о нашей Родине — России.
4. Практический этап
Воспитатель: на полянке есть еще одна ромашка, давайте встанем и поближе рассмотрим нашу ромашку, посмотрите на нее, с обратной стороны лепестков, нарисованы картинки и номера. Ромашка подскажет нам, о чем мы будет сегодня говорить, что будем оформлять в нашем музее и поможет нам сделать нашу работу последовательно.
Воспитатель: найдите лепесток с цифрой 1. Что на нем нарисовано? (Земля)
(Воспитатель показывает детям глобус)
Воспитатель: посмотрите, какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Самая большая страна в мире — это наша родина — Россия! Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Давайте начнем оформление нашего музея с оформления карты нашей страны. (Дети с воспитателем размещают в музее карту России)
Воспитатель: найдите на ромашке лепесток с цифрой 2. Что на нем нарисовано? (Флаг и герб)
Воспитатель: верно. Ребята, в мире много разных стран (государств), кроме России, и для того, чтобы людям было понятно, о какой стране идет речь, они придумали знаки, символы. Есть такие государственные символы и у России. — Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? (флаг России, герб России, гимн России).
Воспитатель: итак, 1-е задание:
— Скажите, как выглядит флаг нашей страны?
— Сколько полос на флаге России?
— Какого цвета полосы на флаге?
Воспитатель: перед вами на столе три полосы, расположите их так, чтобы получился флаг России.
— Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? (Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий — синее небо над землёй; белый — мир, чистоту)
Воспитатель: предлагаю в нашем музее разместить флаг России.
Воспитатель: присядьте, пожалуйста на стульчики.
Воспитатель: следующий государственный символ нашей страны — герб.
Задание заключается в следующем:
Перед вами на мольберте 4 карточки, расположенные тыльной стороной. Я буду по очереди вам читать о каждом гербе. Ваша задача по описанию определить, какой герб по порядку является гербом России.
Слушайте внимательно
— На первом гербе изображен синий щит с золотой каймой, на котором изображен золотой трезубец (Украина).
— Второй герб состоит из полумесяца и звезды, оформленных красным цветом (Турция).
— На третьем гербе изображены белая и красные полосы, с изображением зеленого кедра в центре (Ливан).
— На четвертом гербе изображен орёл с двумя головами, в центре орлов — всадник, он сидит на белой лошади, с копьём в руках, которым убивает змея.
(Если дети затрудняются ответить, повторить еще раз)
Какой по счету герб, является гербом России? 1-й? 2-й? 3-й? Или 4-й?
Проверяем ваш ответ (воспитатель переворачивает названный детьми герб)
Воспитатель: акто-нибудь из вас может рассказать, что символизирует изображение орла на гербе России? (Орёл с двумя головами, означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.)
Воспитатель: в центре орлов — всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Что символизирует эта картина? (Вся эта картина символизирует победу добра над злом.)
Воспитатель: герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России.
Возьмите изображения герба России и разместите его в музее.
Воспитатель: что является третьим символом России? (Гимн).
Воспитатель: кто может рассказать, что такое гимн? (Гимн России — это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях)
Воспитатель: правильно. Слушают гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают!
Воспитатель: итретье задание для вас будет такое: вы встанете и стоя прослушаете фрагменты четырех разных гимнов, ваша задача — угадать гимн России и назвать его порядковый номер.
Воспитатель: разместите, пожалуйста, текст гимна России в музее.
Воспитатель: вы молодцы, справились с заданиями.
Послушайте, что я еще вам скажу:
— В детском саду есть заведующий, в школе — директор, у папы и мамы на работе — начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах — это король, в других — королева, а в третьих — к примеру, султан.
Воспитатель: акто самый главный в нашем российском государстве? (Президент)
— Кто мне скажет, как его зовут? (В. В. Путин)
Быть президентом — трудная, ответственная работа!
Воспитатель: найдите, пожалуйста, фотографию нашего президента среди других и разместите ее в музее.
Воспитатель: ну что, я предлагаю вам сорвать следующий лепесток ромашки.
Что изображено на нем? (Матрешка)
Воспитатель: давайте присядем на нашу полянку, и я расскажу вам, о чем пойдет речь. (Воспитатель приносит сундучок)
Воспитатель: ребята, мы с вами повторили государственные символы нашей страны, но бывают символы и не официальные, как герб или флаг, но не менее подтверждающие принадлежность к стране. Какие не официальные символы есть у нас в России, вы попробуете разгадать с помощью загадок.
(По мере отгадывания из сундучка достаются предметы, выкладываются на поднос).
1. Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
А вместе все они …
МАТРЁШКА
2. В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….
МЕДВЕДЬ
3. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
БЕРЁЗА
4. Красота её скромна,
И лечебная она,
Белый лепесток,
Жёлтенький глазок!
РОМАШКА
5. Ой, звенит она, звенит,
всех игрою веселит,
А всего — то три струны
ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Ну, конечно.
БАЛАЛАЙКА
Воспитатель: молодцы, ребята, разгадали все загадки.
Вот, ребята, эти предметы и есть неофициальные символы нашей страны, это то, с чем ассоциируется Россия. В любой другой стране, глядя на матрёшку, или балалайку, или березку, сразу вспомнишь о России.
Воспитатель: итак, ребята, пришло время сорвать следующий лепесток с ромашки. (На лепестке изображены люди)
Воспитатель: я приглашаю вас посетить музей в чемодане «Куклы народов России».
Воспитатель: ребята, наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, казахи, украинцы, чуваши, башкиры, татары чукчи, осетины, Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
Воспитатель: Япредлагаю вам провести разминку , которая называется «Российская семья»
Живут в России разные народы ( Руки соединить в «замок»)
И с давних пор
Одним — тайга по нраву, ( Руки вверх )
Другим — родной простор. ( Руки в стороны )
У каждого народа язык свой и наряд ( Руки вперед, пальцы соединить )
Один черкеску носит, ( Руки над головой)
Другой надел халат. ( Имитация одевания халата )
Одни — рыбак с рожденья, ( Ладони имитируют плаванье рыбки )
Другой — оленевод ( Пальцы расставлены в стороны, руки
перекрещены над головой)
Одни кумыс готовит, ( Круговое поглаживание живота рукой )
Другой готовит мед. ( Тыльной стороной ладони вытирают рот )
Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим — милей весна ( Приседают, поглаживают «траву»)
А Родина — Россия ( «Домик» )
У нас у всех одна. ( Берутся за руки )
Воспитатель: какие вы молодцы, ребята, давайте узнаем следующее задание.
На лепестке ромашки мы видим буквы, чтобы это могло означать?
Нам нужно оформить названия нашего музея.
Как мы его назовем? (Моя Родина — Россия)
На столе лежат карточки с буками, вам нужно из них составить слова — название нашего будущего музея. Обратите внимание, рядом с карточками лежат кармашки, в которые нужно разместить карточки с буквами. Обратите внимание на кармашки, сколько слов должно у вас получиться (три), в первом слове сколько букв? Во втором? В третьем? Приступайте к выполнению задания.
Давайте вместе разместим название в музее.
Воспитатель: иостался последний лепесток ромашки, что же он нам покажет? (На лепестке написано слово «7 чудес»).
Что вы говорите?! Какие вы молодцы, что смогли прочитать.
Я прошу вас пройти к столу с ноутбуком и присесть на стульчики.
Воспитатель: ребята, в каждом из нас есть какое-то чудо, кто так умеет петь, что душу захватывает, кто-то умеет красиво танцевать, читать стихи, вот и у нашей родины есть чудеса.
Итак, знакомьтесь, «7 чудес России».
(На экране по очереди появляются картинки, воспитатель их комментирует)
- Это — озеро Байкал, самое большое и пресное озеро нашей планеты, люди всей Земли смогли бы прожить на байкальских запасах пресной воды около 40 лет, а Россию он способен снабжать питьевой водой целую тысячу лет.
- «Камчатская Долина гейзеров», уникальный природный объект. В долине зафиксировано самое большое количество источников — более 200, все они являются пульсирующими. Около 90 источников гейзерного типа.
- Это гора Эльбрус — самая высокая вершина страны, находится на Кавказе.
- Столбы выветривания Мань-Пупу-нёр — мансийские болваны. Зимой столбы выветривания, покрытые снегом и тонким слоем льда, становятся «хрустальными», осенью их всегда скрывает таинственная дымка. Это — настоящее Чудо России, которое создала Природа.
- Блистательный Петергоф — рукотворное Чудо России. Основал его император Петр I, Главная гордость Петергофа — это его фонтаны. 176 фонтанов и 4 каскада работают без единого насоса.
- Мамаев курган, находится в городе Волгоград. В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган стал ареной кровопролитных боёв, которая длилась 135 суток. Здесь установлена статуя «Родина-мать зовёт!».Она представляет собой фигуру женщины с поднятым мечом в руках. Это один из самых высоких монументов в мире.
- Собор Василия Блаженного, находится в столице нашей родины Москве.Невероятно красивейший собор Василия Блаженного построен Иваном Грозным более четырехсот лет назад в знак победы над Казанским ханством.
Воспитатель: вот 7 настоящих Чудес России, которые создала Природа.
Вашим домашним заданием будет составить с родителями рассказ об одном из 7 чудес России, которое вам больше всего понравилось. После нашего занятия я обязательно отправлю по электронной почте вашим родителям эти материалы.
Воспитатель: а сейчас, я предлагаю вам оформить 7 чудес России в нашем музее. Ваши рассказы, будут прекрасным дополнением нашего музея.
5. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: ребята, ну вот мы и оформили музей «Моя Родина — Россия», Родина будет гордиться вами, ведь с помощью вашей работы, другие дети и взрослые смогут побеседовать о нашей родине, вспомнить о ее важных особенностях — а это самый дорогой подарок для нее.
— Расскажите мне, о чем мы сегодня проводили беседу?
— Что вы можете сказать о нашей Родине?
— Какие государственные символы России вы знаете?
— А не официальные символы?
— Что нового вы узнали сегодня?
Воспитатель: обратите внимание, на столике лежат два подноса: один с цветками ромашек, другой с листиками.
Воспитатель: если вам понравилось наше занятие, вберите одну ромашку, и положите ее на полянку, если нет, возьмите листик.
Воспитатель: ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать вот что, в России с давних времен есть важная традиция, угощать гостей караваем, с хлебом-солью, выражая тем самым любовь и уважение к гостям, и желая им достатка в семье. Разрешите и вас, милые ребята, и вас, уважаемое жюри, угостить нашим караваем.
Звучит музыка, все кушают каравай.
Литература:
1. Гербы стран мира. Фото всех гербов мира, World-Globe.ru, http://www.world-globe.ru/countries/arms/.
- Прудникова С. А. Занятие в подготовительной группе Россия — Родина моя, маам.ru, https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe-rosija-rodina-moja.html.
3. Солопова Н. В. Игра-викторина «Россия — Родина моя» для подготовительной группы, Образовательная социальная сетьnsportal.ru, https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/16/igra-viktorina-rossiya-rodina-moya-dlya-podgotovitelnoy.
4. Устинова М. П., конспект занятия «Моя родина — Россия», инфоурок, https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-moya-rodina-rossiya-4097431.html.