Использование электронных образовательных ресурсов в коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование электронных образовательных ресурсов в коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников / О. А. Власова, О. В. Збродова, О. Н. Дорохина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5875/ (дата обращения: 16.01.2021).



Авторы рассматривают отклоняющееся от нормы поведение дошкольников и ищут возможности коррекции, так как на ранней стадии воздействия корригирующими методами, дальнейшее развитие личности будет иметь конструктивный характер. Один из методов предложены электронные образовательные ресурсы. Проведенный формирующий эксперимент позволил выявить эффективность ЭОР.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, дошкольники, воспитатели, поведение.

Введение. В последние годы актуализируется вопрос использования электронных образовательных ресурсов в современных дошкольных образовательных организациях, что взаимосвязано с условиями реализации образовательной программы и осуществлением образовательного процесса.

Изучению нежелательного, отклоняющегося поведения дошкольников уделялось немного внимания как западными, так и российскими учеными. Существуют различные подходы к классификации отклоняющегося поведения.

Впервые американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках теории структурного функционализма создал социологическую классификацию поведенческих реакций человека [3].

В его модели представлены пять способов адаптации личности к условиям, существующим в обществе. В России впервые ввел в употребление термин «девиантное поведение» Я. И. Гилинский [2].

Ф. Патаки считает, что отклоняющееся от нормы поведение — это системное или полидетерминированное явление. В его формировании принимают участие исторические, макросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы [4].

Е. М. Беспаленко, Г. И. Веденеева, основываясь на теории педагогов-психологов, важным в коррекции нежелательного поведения считают формирование нравственной личности, начиная с дошкольного возраста, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействий, но и как субъект деятельности и общения [1].

Девиантное поведение как нарушение процесса адаптации и социализации рассматривается такими российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, Е. М. Беспаленко, И. С. Кон, Г. С. Остапенко, Короленко Ц. П. и др.

Причины агрессивного, как отклоняющегося от нормы поведения и способы его коррекции исследовали отечественные и зарубежные ученые А. Бандура, Г. Э. Бреслав, Р. Бэрон, А. Г. Долгова, С. Е. Ениколопов, Е. П. Ильин, А. Реан, Д. Ричардсон, Т. П. Смирнова, И. А. Фурманов, Э. Фромм и др. В соответствии с методологией социального научения агрессивное поведение представляет собой результат низкого уровня развития социальных навыков ребенка.

Для решения проблемы повышения социальных навыков и адаптационных механизмов недостаточно традиционных методов коррекции и обучения. Мы акцентировали внимание на электронных образовательных ресурсах (ЭОР), которые объединяет весь спектр средств обучения. Разработанные на базе компьютерных технологий, их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств. Цель использования ЭОР при коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников — вывести воспитательно-образовательный процесс на новый уровень, который интересен современным дошкольникам.

Нами поставлена цель — создание специальных корригирующих педагогических условий для воздействия на мотивационно-потребностную, коммуникативную, эмоционально-нравственную сферу дошкольников.

Задачи : расширить спектр ЭОР; провести формирующий эксперимент; проверить эффективность ЭОР для коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников.

Для достижения цели была разработана модель коррекции коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников с использованием ЭОР.

Модель коррекции коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников с использованием ЭОР

Рис.1. Модель коррекции коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников с использованием ЭОР

В исследовании приняли участие дошкольники разных возрастных групп, имеющие проблемы в области соблюдения общепринятых социальных и нравственных норм поведения. Реализация модели предусматривает создание программы, систематизирование системы ЭОР, подготовка ЭОР по различным тематикам, работа в электронной библиотеке и др. Электронные образовательные ресурсы представляют образовательную информацию в наглядном виде и дают детям наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях, формируют картину мира и развивают когнитивные процессы. Мотивирующий потенциал заключается в возможности проявлять инициативу и самостоятельность, получать обратную связь, общаться с детьми других групп или детских садов с использованием сети Интернет, что наиболее актуально в период пандемии COVID-19.

Центральной фигурой модели является ребенок. Для того, чтобы эффективно влиять на личностную сферу и развитие ребенка, воспитателями накоплен арсенал ЭОР по различным тематикам. Мотивация к изменению поведения через осознание поступков проецируется через «Мудрые сказки тетушки Совы», притчи «Все оставляет свой след», «Индивидуальный подход», мультфильмы «Маша и Медведь», «Мы делили апельсин», «Фиксики» и многие другие.

Влияние окружения и группы взаимосвязано с мотивацией к изменению поведения. Через подражание дети изменяют свое поведение в интерактивных играх (Интерактивный пол — «Доганялки», «Кто больше соберет шариков?» и др). Сетевое взаимодействие также влияет на поведение детей, так как предполагает общение. Интересными для детей являются компьютерные соревновательные квест-задания. Дети работают в группах и от каждого члена группы зависит выполнение квеста на скорость. Как правило, в таких играх дети сосредоточены на общий результат.

Активизация самовоспитания через метод примера, поощрения, убеждения с использованием ЭОР основана на анализе части мультфильмов. Например, сборник мультфильмов про плохое поведение «Дракоша Тоша».

Детям предоставляется возможность через метод проекции проанализировать свое поведение на основе просмотра мультфильмов. Для более старших детей подходят мультфильмы «Уроки хорошего поведения с тетушкой Совой» и др. Но и, конечно, нельзя отрицать непосредственные факторы, так как дети в образовательной организации из разных слоев населения. Иногда очень трудно добиться положительного результата, если социальное окружение ребенка вне детского сада деструктивное.

Таким образом, работая в течение полутора лет над проблемой коррекции отклоняющегося поведения дошкольников с использованием ЭОР, можно с уверенностью сказать, что факторы эффективности подтверждены. Установлено, что при включении в коррекционную работу всех участников образовательного процесса (родителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя) достигается положительная динамика в изменении негативных поведенческих реакций на позитивные. У детей возрастает направленность на достижение позитивного эмоционального контакта друг с другом и в группе в целом. Отмечено увеличение выраженности конструктивного типа реагирования в ситуации фрустрации.

Литература:

1. Беспаленко, Е. М. Веденеева, Г. И. Факторы формирования нравственной личности Вестник ВОИПКиПРО № 16, Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007, с.167–170.

2. Гилинский, Я. И. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.

3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — пер. с франц. Самарской Е. А., редактор перевода Грецкий М. Н. — М.: Прогресс, 1966.

4. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический журнал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92–102.

Задать вопрос