Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Доровская, Л. Н. Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада / Л. Н. Доровская, С. И. Требунцева, Л. П. Канайкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5790/ (дата обращения: 24.04.2024).



Авторы делятся опытом использования реджио-педагогики при проведении образовательных событий и мероприятий в детском саду. Отмечена эффективность элементов педагогики Reggio Emilia для реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Отмечено позитивное влияние на подготовку детей к школе, так как реджио-педагогика близка по принципам к проектной деятельности.

Ключевые слова: реджио-педагогика, дошкольники, подготовка к школе, образовательное пространство.

Введение. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, необходимым условием формирования личности ребенка, подготовка его к школе является последовательность воспитательно-образовательного процесса, использование инновационных педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию, условия для самореализации и детского самоопределения. Работа с детьми в подготовительной к школе группе, педагоги ставят перед собой комплексные, многогранные задачи, охватывающие все сферы жизни ребенка. Для обеспечения условий личностного развития и развития когнитивной сферы необходимо использовать такие образовательные технологии, в основе которых заложена необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, развитие коммуникативных навыков, формирование учебной мотивации через потребность учения, потребность в познании, получении знаний.

Инновационные технологии в дошкольном воспитании и образовании используются для решения актуальных проблем: повышения качества предоставляемых услуг; поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями в условиях инклюзивного образования; мониторинг личностного развития дошкольников; метод игрового моделирования; организация экологического, нравственного, патриотического, эстетического, экономического образования дошкольников; формирование основ безопасной жизнедеятельности; организация работы с семьей и др. Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в подходе к их реализации.

К числу инновационных относится реджио-педагогика, которая расширяет границы метода проектов и исследований. Как педагогическая область проектирование в детском саду характеризуется обобщением эмпирических фактов и результатов исследований. Развитию теории проектирования в педагогике посвящены исследования Н. А. Алексеева, С. Я. Батышева, Э. Н. Гусинского, Г. Л. Ильина, В. В. Краевского, В. Ф. Любичевой, В. М. Монахова, Е. С. Полат, В. В. Серикова, Н. Н. Суртаевой, А. П. Тряпицыной, В. Э. Штейнберга, А. В. Щербакова и др. Проектную деятельность в образовании нельзя назвать инновационной, так как со второй половины 20-х гг. и до начала 30-х двадцатого столетия в практику работы школ внедрялся метод проектов. В свою очередь, метод проектов тесно связан с методом познания предмета или объекта через язык предмета.

Изучив научную литературу по проблеме исследования, сравнив образовательные принципы Реджио-педагогики и метода проекта, мы пришли к выводу, что идеи итальянских авторов С. Спаджиари, В. Веки, Дж. Родари продолжает развитие идей позитивистско-антропологической теории М. Монтессори. Используемые элементы психологической теории развития интеллекта в процессе взаимодействия с окружающим Ж. Пиаже также имеют отражение в реджио-педагогике, как и психологическая теория Л. С. Выготского, а также Альфреда Адлера автора научного труда «Практика и теория индивидуальной психологии».

Педагогика Реджио Эмилия не является теорией и практикой воспитания, но его модель — это опыт философского отношения к детству и воспитанию дошкольников.

Целью нашего исследования явилась разработка методов использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада.

Объект исследования — процесс использования реджио-педагогики для подготовки детей к школе.

Предмет исследования — организация и содержание реджио-педагогики при подготовке детей к школьному обучению.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительных групп МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» г. Воронеж. Методы исследования: изучение учебной мотивации; исследование когнитивной сферы; диагностика коммуникативных навыков. Использовались различные диагностические методы на начальной стадии и при проведении мониторинга через шесть месяцев.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью использования реджио-педагогики была переориентирована развивающая предметно-пространственная среда групповых комнат. В соответствии с правилами реджио-педагогики, дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где они исследуют мир. Для обеспечения возможности исследовать и проектировать заготовлены и размещены в разных зонах материалы, например в уголке природы — растения, песок, грунт, посадочный материал. Для творчества в зоне «Мастерица» размещены ткани, нитки для вязания, каркасы для изготовления кукол, проволока для изготовления шляп, зеркало и др. В уголке фотографа и кинооператора — детский цифровой фотоаппарат, бумага, предметы быта. В музыкальном уголке — детский баян, бубен, балалайка, трещотки, мини — пианино. В уголке художника — краски, альбомы, парафин, пластилин, глина, приспособления для граттажа, краски для монотипии и др. В уголке эрго-педагогики собраны природные материалы — шишки, кора березы, орехи каштана, желуди, ветки физалиса и др.

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и мотивации к познанию и творчеству ребенка. Свобода выбора, возможность играть и творить в любой зоне эффективна при руководстве игровой деятельности педагогами, но не навязывании своего мнения.

Особое место в реджио-педагогике занимают проекты, о чем было описано ранее. Тему выбирают дети, если нет согласия в выборе, то тем может быть несколько, так как проект может длиться и проводиться в разное время. Итогом проекта является зарисовка детьми полученного результата. К примеру, дети, играя в уголке природы заметили, что цветы, стоящие далеко от окна, где мало солнечного света, имели более светлые листья. Это и есть наличие проблемы, требующей интегрированных знаний, и исследовательского поиска решения. Воспитатель предлагает комплекс действий с растением, для проведения эксперимента. На окно поставили два одинаковых комнатных цветка. Стебли и листья одного из них частично обернули в фольгу. В течение месяца за цветами одинаково ухаживали. По истечении месяца, фольгу с экспериментального растения сняли, и дети увидели, что та часть стебля и листьев, что были завернуты в фольгу, стали очень светлыми. С другим растением ничего не произошло. Воспитатель, используя детскую энциклопедию о флоре обосновывает результаты исследования и сопоставляет с первоначальной гипотезой. Вывод дети делают самостоятельно. И так дети осуществляют игровую, проектную и исследовательскую деятельность в каждой зоне развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

По истечении шести месяцев проводится диагностика когнитивной сферы, коммуникативных умений и учебной мотивации. Данные диагностики приведены в таблице, где показана разность параметров в диагностируемых качествах, умениях, знаниях, т. е. общего развития. Также подтверждается эффективность использования реджио-педагогики.

Таблица 1

Диагностика готовности к школьному обучению (5-балльная система оценки)

Зона исследования

2019

2020

Математические способности

3,69

4,67

Развитие речи (активная речь)

4,01

4,59

Развитие воображения

4,12

4,65

Представление об окружающем

3,89

4,34

Эмоциональный интеллект

2,46

3,71

Учебная мотивация

4,02

4,58

Таким образом, мы получили результаты, которые подтверждают, что процесс использования реджио-педагогики для подготовки детей к школе является эффективным. К сожалению, развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за развитие коммуникативных навыков имеет самые низкие значения. В связи с этим воспитатели разрабатывают зону духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках реджио-педагогики. Высокие показатели по сформированности учебной мотивации и развитию воображения. А представления об окружающем, несмотря на цифровую трансформацию образования, имеет не очень высокие значения, что также ставит вопрос перед педагогами о реорганизации образования в этом направлении. В целом, исследование имеет позитивную динамику.

Литература:

  1. Богушова, С. Ф. Возможности использования реджио-подхода в организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / С. Ф. Богушова, Е. И. Потурнакова, О. Н. Петрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 280–282. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66740/ (дата обращения: 26.11.2020).
Задать вопрос