Семинар-практикум для родителей «Симфония красок» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 01.12.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Семинар-практикум для родителей «Симфония красок» / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5778/ (дата обращения: 22.01.2021).



Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств), художественно-творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего детей мира. Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. И наиболее успешно его развитие осуществляется под руководством взрослого (педагога, родителей), и эта работа ведется не от случая к случаю, а систематично и последовательно. Ведь дети могут многого не замечать в силу синкретичности (слитности) восприятия, очень небольшого опыта, неразвитой способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг. Педагогам и родителям предстоит научить их видеть предметы, объекты природы во всем богатстве их признаков: формы, величины, строения, цвета и др.

Таким образом, наиболее приемлемой формой для развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста являются именно семинары-практикумы, которые позволят родителям прочувствовать проблему вместе со своим ребенком.

«Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль»

(И. В. Гете)

«Мир разноцветный, красочный,

Не черно-белый — радужный!

Мир ярок, радостен, красив,

Он красками расцвечен –

Прекрасен он и светел!»

(В. Балясная)

Все знают, что существование человека невозможно без воздуха, воды и пищи. Но мало кто задумывается, насколько важен цвет, причем не только с эстетической точки зрения (в качестве неотъемлемой составляющей красоты и гармонии окружающего мира), но и с медицинской и психологической.

90 % всей информации, поступающей в наш мозг, мы получаем благодаря зрительным ощущениям, и 80 % этой информации приходится на цветовое восприятие.

Цвет — это первое, что начинает различать новорожденный ребенок. Первоначально мир воспринимается им как хаос цветовых пятен, и лишь спустя некоторое время мозг малыша учится создавать из этих пятен образы.

Цвет, прежде всего энергия, которая необходима для нормального развития ребенка (да и вообще любого человека), для работы его нервной системы и функционирования организма в целом. Особенно заметно влияние цветового окружения на ребенка, нервная система которого более чувствительна и неустойчива, чем у взрослого. Кроме того, что немаловажно, у ребенка еще не развита рациональная сфера, он живет чувствами и мыслит яркими образами, в построении которых цвет играет важнейшую роль.

Если в течение длительного времени человек вынужден существовать в обстановке, где преобладают монохромные цвета (белый, черный, серый) или тусклые, однотонные краски, то у него развивается цветовое голодание. Оно проявляется быстрой утомляемостью, слабостью, ухудшением памяти, внимания, настроения и даже возникновением депрессии.

Однако и чрезмерное многоцветье сначала возбуждает, а затем вызывает утомление. Перезагрузка нервной системы, которая не в состоянии справиться с обилием зрительной информации, приводит к повышенной раздражительности. Так дети, побывав на ярком, красочном празднике, возвращаются оттуда чрезмерно активными или раздражительными.

Давно замечено, что различные цвета по-разному влияют на человека.

Одни «разжигают», дают ощущение тепла, например, красный и оранжевый, другие, такие как синий и его оттенки, напротив, успокаивают и вызывают чувство прохлады.

Ребенок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передает свое отношение к изображаемому герою: мама, папа, бабушка, любимый кот. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние.

В окружении любимых цветов у ребенка улучшатся настроение, повышается активность (как двигательная, так и познавательная). Он с удовольствием играет игрушками любимого цвета, отвергая другие.

Увлечение ребенка тем или иным цветом может носить не ситуативный характер, а быть связано с его индивидуально-психологическими особенностями — темпераментом и характером.

Эта связь, объективно существующая, достаточно устойчива и проявляется в феномене цветопредпочтения. Поэтому в практической психологии даже существует направление цветовой психодиагностики и цветовой психотерапии. Наиболее ярко феномен цветопредпочтения проявляется с 3–4-летнего возраста. И если внимательно понаблюдать, какой цвет ребенок предпочитает в рисовании и другой творческой деятельности, можно многое узнать о его темпераменте и характере.

Теорию цветотипов личности, связанную с выбором цвета, создал швейцарский психолог Макс Люшер. Однако он ориентировался на взрослых.

Российский психолог А. А. Овчаров адаптировал теорию психотипов М Люшера к особенностям детской психики. Основываясь на выборе детьми любимого цвета, он разделил их на несколько цветотипов красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, розовый и серый — следующим образом.

«Красные» дети наиболее открыты и активны, предпочитают быть лидерами в своем окружении. Они не любят подчиняться, поэтому важно не заставлять их выполнять требования, а пробуждать желание сделать это. Воспитывая такого ребенка, родители должны проявлять гибкость, дипломатичность, стараться понять малыша, а не навязывать ему свою волю. При правильном воспитании из «красных» детей вырастают независимые и сильные личности.

«Желтые» дети более других предрасположены к творчеству. Они мечтатели, фантазеры, сказочники, не любящие подчиняться установленным порядкам и «ходить строем». Такие дети могут быть хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей.

«Зеленые» дети чрезвычайно динамичны и прагматичны. Они очень деятельны, работоспособны, они ничего не делают просто так, без выгоды для себя. «Зеленые» открыты в своих намерениях. Их уязвимое место — слабая нервная система, они легко выходят из равновесия, становясь агрессивными. «Зеленые» дети многого в жизни добиваются собственными усилиями

«Синие» дети полная противоположность «красным» — любят все делать обстоятельно, не торопясь, немного заторможены и медлительны. «Синие» дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее, у окружающих они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризов и заносчивости. Их можно назвать холодными и замкнутыми. Ведь им никогда не скучно играть в одиночку, они редко стремятся к активному общению, неэмоциональны и скупы на проявление не только агрессии, но и любви.

«Фиолетовые» дети часто отличаются артистизмом, при этом чувствительны, внушаемы, возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих. «Фиолетовые» дети очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

«Коричневые» дети часто находятся в противоречии с собой, вызванном, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой — замыкаться в себе, проявлять мягкий эгоизм и капризность, впадая в меланхолию и депрессию.

При правильном воспитании и поддержке интеллектуальных увлечений этих детей из них вырастут сильные личности, предприимчивые и инициативные.

«Розовые» дети самые мягкие. Они ведомые, а не ведущие в семье и на работе. Они тянутся к более сильным сверстникам и их устраивают вторые роли.

«Серые» дети самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм. В зрелом возрасте их отличает пассивная позиция, равнодушие к собственным успехам.

Палитра детских рисунков — прекрасный материал для диагностики индивидуальных особенностей и настроения ребенка. Вот какова связь цвета и настроения в детских рисунках:

– красный — восторженное; оранжевый — радостное, теплое; желтый — светлое, приятное;

– зеленый — спокойное, уравновешенное; синий — неудовлетворенное, грустное;

– фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — полный упадок, уныние;

– белый — состояние неопределенности.

Детские рисунки — это неизведанный и еще малоизученный мир, тайна, которая еще нераскрыта.

Интуитивно улавливая цветовой образ, дети называют цвета и сопоставляют их с сочетаниями добрыми и злыми, веселыми и грустными. Совмещая различные цвета, дети наделяют рисуемые ими образы: светлые — любимые, добрые герои, а злые — холодные, темные и даже черные тона. Темные тона у них символизируют зло, страх, а яркие — добро, радость, счастье и так далее.

Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Мы наблюдаем и видим, что цвет является одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни, имеющее огромную силу эмоционального эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.

Чередование времен года радуют нас своими красками: нежные цвета весны — первая светлая зелень; яркое многоцветье лета; золотая осень сменяется поздней — серой и дождливой; зима — с бело-серебристым и пушистым снегом.

Важно отметить, что чувство красоты цвета и вообще художественный вкус можно и необходимо воспитывать. Эстетическое представление о цвете формируется у ребенка постепенно, во многом под влиянием взрослых, в рамках той культурной среды, в которой он воспитывается.

Формирование цветовосприятия — одна из важнейших ступеней в развитии ребенка, пренебрегать которой не следует.

Большое внимание формированию чувства цвета у детей уделяли Я. А. Коменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, которые считали, что умение различать, называть и использовать различные цвета и оттенки имеет большое значение для развития личности в целом и для овладения детьми изобразительной деятельности. Цвет является важным признаком предмета и выступает одним из главных средств выразительности. Цвет — главный компонент красоты мира и искусства.

Изучение основ теории цвета — одно из необходимых условий для формирования и развития творческих способностей детей дошкольного возраста во время изобразительной деятельности, так как оно позволяет узнать возможности цветового воздействия на эмоции и интеллект детей в ходе их практической живописной работы.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и точнее воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Для того чтобы более полно открыть для детей волшебный и удивительный мир цвета, необходимо понять его природу, природу цветовой гармонии, особенности эмоционального цвета и колорита.

В цветовом мире существуют некоторые закономерности. Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии является освоение детьми дошкольного возраста цветового спектра радуги и смешивания цветов для получения новых. В радуге чередуются три основных цвета: красный, желтый, синий. Между ними, при смешивании, возникают промежуточные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Цвета первого ряда, второго и третьего…

Разделение спектра на семь цветов — устоявшаяся традиция, и дети должны знать спектральные цвета и порядок их расположения. Их помогает запомнить считалочка: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Кроме того, существуют еще три нейтральных цвета: белый, серый и черный — ахроматические. Цветовой круг Иттена.

С этими основами дошкольники знакомятся во время образовательной деятельности, направленной на цветовосприятие. Для того чтобы решить проблемы в изучении основ цветоведения необходимо начинать знакомство детей дошкольного возраста с бесед о знакомых им цветах и оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся, узнать почему. Предложение определить цвета своих сверстников, объяснить цветовую окраску животных (почему летом заяц — серый, а зимой — белый и т. д.), вызовут у ребенка интерес к цвету.

Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, произведений искусства, литературы, дидактических игрушек, без актуальной развивающей среды в группе.

Ведущими средствами в развитии цветового восприятия детей являются дидактические игры и игрушки. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвета предметов, называть и дифференцировать цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета и его различиям. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании и аппликации.

Каждый ребенок должен знать о разнообразии цветов, и в этом очень важна помощь родителей. Если музыкант не будет знать нот, он не сможет играть, так и художник — не сможет творить без цветовой грамоты.

– Уважаемые родители, наблюдайте и беседуйте во время прогулки с детьми. Какого цвета небо и облака? Какого цвета цветы и бабочки? Какого цвета осенние листья? Какого цвета проехавшая машина? Какого цвета снег? и т. д.

– Можно поиграть в игру «Теплое/холодное».

Сначала называют предметы (солнце/снег; костер/мороженое и др.), а потом цвет (желтый, красный/синий, голубой, фиолетовый).

– Обращайте внимание детей на цвет одежды — обязательно поговорите об этом с ребенком.

– Обращайте внимание детей на цвет игрушек, кубиков, картинок в книжках и т. д.

– Вместе с детьми рассматривайте работы художников-абстракционистов: В. В. Кандинского, К. С. Малевича и других.

– Послушайте с детьми музыку, смешайте краски и изображайте эти звуки в цвете, применяя абстракцию. Также можно изображать в цвете свое настроение, запахи цветов и многое другое.

– Книжки-раскраски для детей — это не только способ развития мелкой моторики и кисти руки, это путь ребенка в мир изобразительного искусства, это развитие художественного вкуса малыша. Они учатся самостоятельно подбирать цвета и сочетать их, что развивает творческие способности и стимулирует мышление.

– Предложите ребенку нарисовать доброго и злого волшебника, применяя цвет для определения их характеров.

– Придумайте с детьми сказки и предложите детям их проиллюстрировать: «Страна Веселья», «В царстве холода», «Серое царство», передавая их особенности цветом.

– Предложите игру «Веселые бусины» — последовательное чередование бусин разного цвета.

– Предложите игру «Собери цветок» — теплые и холодные тона. (Можно из мозаики, из бумаги).

– Предложите игру «Цветные чашки и блюдца» — подобрать их по цвету.

Несложно и самим придумать игры, развивающие цветовосприятие детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, создает фундамент для развития мышления. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений, впоследствии — чувстве стиля в выборе одежде.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Чувство цвета, понимание его красоты и гармонии необходимо человеку не только для общего развития, но и для ощущения полноты жизни и позитивного восприятия мира. Научив своих детей видеть и понимать цвет, вы подарите им возможность радоваться красоте и гармонии жизни.

Экспериментируйте с цветом вместе с вашими детьми, фантазируйте, смешивайте краски, создавая новые тона, и у вас все получится.

Предлагаю и Вам, уважаемые родители, попрактиковаться и поэкспериментировать с красками. Изобразите с помощью цветовой гаммы свое настроение, применяя абстракцию.

По окончанию — готовые рисунки рассматриваются и обсуждаются.

– Какие цвета передают отличное настроение?

– Какие цвета передают спокойное настроение?

– Какие цвета передают грустное настроение?

– Какие цвета передают сердитое настроение?

– Знаете ли вы, к какому цветотипу относится ваш ребенок и вы сами?

– Влияет ли цвет на настроение человека?

– Цветотерапия — способ лечения, который использовали еще в древнем Египте, Китае, Руси и многих других странах мира. Возможно ли это?

– Мандала для раскрашивания. Антистресс. Арт-терапия мандала. В чем смысл этого практического пособия? (Выступления родителей).

Мир сказочно красив! Об этом поэты пишут стихи, художники — прекрасные картины.

Любуйтесь красотою мира и научите своих детей видеть эту красоту.

«Обернись, посмотри, ведь прекрасное рядом,

Лишь проникнуть душой во все это надо,

Посмотрите на мир просто искренним взглядом

Оглядитесь, поверьте, прекрасное рядом».

Завершить нашу встречу хочу стихотворением

Краски жизни ( Л. Кузьминская)

Белый лист и белые одежды,

Столько в белом скрыто глубины...

Белый цвет, таинственный и нежный,

Белый цвет — цвет мира и Луны.

Жёлтый цвет — цвет солнечного света,

Цвет богатства, цепкого ума,

Жёлтые оттенки дарит лето.

Белый цвет подарит нам зима.

Красный цвет — цвет крови и движенья,

Красный цвет — цвет яркой красоты,

Цвет любви и к жизни пробужденья,

Так прекрасны красные цветы.

Синий цвет — цвет моря и вселенной,

Цвет покоя, неба и мечты,

Что бывает самой сокровенной,

Ограждая нас от суеты.

Цвет зелёный — цвет травы и листьев,

Цвет рожденья, лета и весны,

В нём вместилось столько разных истин.

Цвет нетленный — в зелени сосны.

Чёрный цвет — цвет грусти и печали,

Цвет страданья, жизненных потерь,

Он подсвечен лунными лучами.

В мир иной он открывает дверь.

Шесть цветов — основа мирозданья,

Их смешенье — радуги лучи.

Шесть цветов — Всевышнего созданье,

Шесть цветов — к творению ключи.

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа.

Задачи сенсорного воспитания, в том числе развития чувства цвета, включены в программное содержание системы занятий, разработанных Т. С. Комаровой. Очень важны материалы исследования Н. П. Сакулиной по проблемам сенсорного воспитания. Образовательная деятельность основана на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах, оттенках. В ряде исследований показано, что дети дошкольного возраста могут соотносить цвет с характерными явлениями окружающей действительности (Н. П. Сакулина, Л. В. Пантелеева, Е. Г. Приходько).

Опыт показывает, что дошкольник не имеет богатого, разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых отношений, не может передать его в своем творчестве. Однако к 6–7 годам при соответствующей педагогической работе уже складываются необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. У детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных наблюдений на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни, в процессе образовательной и экспериментальной деятельности, в разнообразных играх и т. д. Только в совместной работе педагогов и родителей с детьми дошкольного возраста по развитию их цветовосприятия возможен положительный результат.

Литература:

  1. Аллаярова, И. Е. Симфония красок. / И. Е. Аллаярова М., 2016.- C. 80.
  2. Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. / В. В. Визер. — СПб.: Питер, 2013. — C. 195.
  3. Голубева, М. Азбука цвета: Развитие творческих способностей у малышей/ Марина Голубева. — СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015–63с.
  4. Гуреева, И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / И. В. Гуреева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2012. — C.158.
  5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1–2./ Г. Н. Давыдова. — М.: «Издательство Скрипторий 2008", 2008–80с.
  6. Дубровская, Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5–7 лет с основами цветоведения. / Н. В. Дубровская. — СПб.: «Детство-Пресс», 2015. — C.76.
  7. Евдокимова, М. М. Учимся рисовать красками. / Евдокимова М. М. — М.: «Дрофа», 2012.- C. 32.
  8. Дианова, Т.B. «Эксперименты с цветом» /Т. В. Дианова // Журнал «Обруч» № 3, 2015 г. — C.13.
  9. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. / Комарова Т. С., Размыслова А. В. — М.: Педагогическое общество России, 2017. — С.152.
  10. Курочкина, Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» / Н. А. Курочкина. — М.: «Детство-Пресс», 2015. — C.272.
Задать вопрос