Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Астахова, И. В. Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком / И. В. Астахова, Ю. П. Бочарова, Л. П. Кавешникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5716/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициативы и самостоятельности.

Ключевые слова: лэпбук; детская инициатива; самостоятельность; дошкольники.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования основного комплекса базовых психологически и социально-значимых качеств личности. К числу таких качеств относится инициативность и самостоятельность. Инициатива рассматривается как положительное качество личности, выражающееся во внутреннем побуждении начать новое дело, самостоятельно принять решение в деятельности или игре. Социально-активная личность способна брать на себя ответственность и самостоятельно добиваться поставленной цели.

Известные ученые и исследователи Н. А. Виноградова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. А. Мечинская, И. Н. Мухина, А. В. Петровский, Н. М. Пименова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие считают, что самостоятельность связана с активностью, а активность связана с инициативностью, которая формируется и проявляется в деятельности, с влиянием мотивационного компонента на характер деятельности детей.

Следовательно, под инициативой понимается высокий уровень активности ребенка, проявляющийся в стремлении к начинанию какого-либо дела и способности к самостоятельным осознанным действиям. В связи с этим выделяются составляющие инициативности дошкольников: мотивационная; когнитивная и поведенческая.

Как отмечается Г. Б. Мониной, у детей старшего дошкольного возраста инициативность и самостоятельность проявляются разнообразно. Психологический аспект заключается в направлении инициативы действовать по-своему усмотрению, часто с реакцией эмансипации [1].

Изучение литературы по проблеме позволило сформулировать цель исследования — использование технологии лэпбука в развитии самостоятельности и инициативности дошкольников.

Объект исследования — процесс развития инициативности и самостоятельности дошкольников.

Предмет исследования — лэпбук как эффективная технология развития детской инициативности и самостоятельности.

Решались задачи для достижения цели: изучение научной и практической литературы по теме исследования; внедрение в образовательный процесс технологии лэпбук; анализ эффективности использования технологии лэпбук.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа. Методы исследования — наблюдение; анализ; опрос.

Лэпбук — это особая форма организации образовательного процесса, основанного на партнерской проектной деятельности педагогов с детьми. Обсуждение темы лэпбука как проекта обсуждается со старшими воспитателями, утверждается в программе, обсуждается с родителями на родительском собрании.

Процесс проведения исследования

Совместное создание лэпбука проходит следующие этапы:

− информационная — знакомство детей с интерактивной папкой. Педагоги, используя электронные образовательные ресурсы, информируют детей о том, что такое лэпбук, как он может выглядеть, для чего он нужен, как создается и как его можно будет использовать;

− структурирование — определение структуры и содержания лэпбука. Здесь учитывается мнение детей, стимулируется генерированием ими идей.

− методическая работа. Подбор дидактических и развивающих игр: «Почему корабль не тонет?», «Сортеры», «Вижу и не вижу», «Исключение и обобщение», «Сказка наоборот», «Копилка идей» и др.

− систематизация и обобщение собранного материала таким образом, чтобы детям было удобно и легко в нем ориентироваться.

Воспитателями подготовлены несколько различных тем. Например, назначение одного из наших лэпбуков было учебное. Тема «Природа нашего края». В процессе игры с лэпбуком применялись педагогические приемы, ориентированные на поддержку детскую инициативности и самостоятельности.

1) Дидактическая игра, цель которой познакомить детей с заповедными местами края, обитателями фауны, флористикой и т. д.

2) Создание проблемной ситуации, например, в Графском заповеднике найден цветок из семейства орхидных Дремлик болотный. Ранее он считался исчезнувшим. Что же нужно делать людям, чтобы этот цветок не исчез снова? Здесь возможно коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации. Дети играли, создавали варианты решения проблемы и пополняли лэпбук новыми играми.

3) Создание ситуации заинтересованности, потребности в исследовании и проектировании новых возможностей. Использование ЭОР помогает в данном случае, так как обеспечивает наглядность и подсказывает решение проблемы. Дети видят какие растения есть в заповеднике, и какие животные там живут.

4) Метод поощрения и стимулирования успеха. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы дошкольников. Поощряются все дети.

5) Создание ситуации неожиданности и сюрприза.

Дошкольники, выбирая игру, учитывают свои возможности. Если у ребенка есть сомнения, что не справится, он может обратиться за помощью к педагогу, другому ребенку. Такой подход подразумевает выбор условий игры. Создаются условия для поддержки детской инициативы в выборе партнера по взаимодействию, в выборе уровня сложности выполняемого задания. По мере того, как дети осваивают игру, сделанные и разработанные материалы могут перемещаться в другие кармашки, а освободившиеся кармашки пополняются новыми заданиями.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления эффективности лэпбуков в развитии детской инициативности и самостоятельности, проведена диагностика, включающая характерологические основы инициативы и самостоятельности.

Таблица 1

Исследование инициативности и самостоятельности дошкольников (система 5 баллов)

Фрагмент текста, действия, игры, образовательного события

Интерактивный компонент

Средний балл

I исслед.

Средний балл

II иссл.

Село солнце и птицы уснули. Какие сны они видят?

Дети придумывают возможные сны и воспроизводят действия

3,45

4,67

Как ходят растения? И ходят ли?

Наблюдение за комнатными цветами.

Приводят примеры, подсолнух — видно в течение дня. Деревья — заметно через некоторое время.

3,78

4,74

Работа творческой мастерской «Забавные вещицы»

Фольклорное занятие с песнями и танцами. Танцы придумывают сами дети.

3,21

4,45

Выросло яблоко. Заяц попросил ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала яблоко, но не удержала, яблоко упало и вдруг побежало, оказывается оно упало ежику на спину.

Решение детьми конфликтной ситуации. Почему конфликтуют звери? Когда зародился конфликт? Как его можно было избежать?

2,27

3,87

Выводы: технология лэпбук способствует развитию инициативности и самостоятельности, позволяет отследить динамику и специфику этих новообразований у детей. Данные таблицы это подтверждают.

Процесс развития инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста подчинен общим закономерностям и имеет свои специфические особенности, обусловленные индивидуальными особенностями детей.

Развитие инициативности и самостоятельности у дошкольников успешно протекает при создании педагогических условий, стимулирующих их к активной и результативной деятельности, одним из таких условий является лэпбук.

Литература:

  1. Mонина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL: http://galinamonina.ru (дата обращения 09.11.2020).
Задать вопрос