Развитие речи посредством мелкой моторики | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Селюкова, О. В. Развитие речи посредством мелкой моторики / О. В. Селюкова, Л. А. Шумунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5711/ (дата обращения: 26.04.2024).



Продуктивная жизнь человека состоит из многих факторов, которые позволяют вести активную социальную жизнедеятельность. Эти факторы устанавливаются посредством развития внимания, координации, правильной развитой речи, ловкости, хорошей памяти и многого другого. Все эти навыки человек должен развивать в себе еще с детства. В этом ему должны помогать два основных социальных института — семья и детский сад.

Правильная речь — это один из главных навыков, необходимый человеку для нормальной жизнедеятельности в обществе. Вся наша жизнь основывается на общении людей друг с другом. С помощью речи мы принимаем и доставляем информацию, учимся, выражаем свои чувства и эмоции. При формировании речи необходимо, чтобы у ребенка были хорошо развиты память, логическое мышление, внимательность и терпение. Развитию всех этих умений способствует такая двигательная активность, как мелкая моторика.

Мелкая моторика — это умение выполнять четкие соподчинённые движения кистью руки и пальцами, при которых приводятся в действие костная, мышечная и зрительная системы. Это одна из важных двигательных областей, при которой происходит образование у ребенка правильной речи. Анатомически наш мозг устроен так, что центры, отвечающие за моторику и за речь, находятся рядом друг с другом. Стимулируя нервные каналы одного, мы по инерции заставляем работать мозговой центр, стоящий рядом с ним. Получается, что, развивая мелкую моторику рук мы активизируем отдел мозга, отвечающий за правильное построение слов. Ребенок, у которого ловкие и подвижные пальчики, то есть у него хороший уровень развития моторики научится говорит намного быстрее и ему этот навык будет даваться с меньшим трудом. Развитие моторики является показателем интеллектуальных способностей ребенка.

Развитие моторики у ребенка начинается с самых малых лет, когда он трогает игрушки, ловит пальцы родительской ладони. Определенного возраста, когда нужно начинать заниматься ребенку нет, но важно начинать это делать практически с рождения, давая ему совсем легкие упражнения и постепенного усложняя задания, делая их более разнообразными. У каждого человека этот процесс индивидуальный, некоторые схватывают информацию быстрей, а для некоторых нужно больше времени. Поэтому не стоит заставлять ребенка торопиться или делать что-то через силу. Упражнения должны носить игровой характер, так они будут намного интересней и будут привлекать детей намного больше скучных и однообразных занятий.

Рассмотрим наиболее эффективные игры, которые мы практикуем для занятий с детьми в нашей группе. Самой простой из них является массаж ладошек с помощью шипованного резинового мяча или массажёра Су Джок. Катая его руками в разных направлениях, ребенок получает не только удовольствие, но и заставляет работать нервные окончания, находящиеся на ладонях. Другим похожим упражнением может служить лепка из пластилина, глины, теста. Лучшим из этих материалов является соленое тесто, оно мягче, и поэтому ребенку с ним легче работать. Лепка позволяет придумать какие-либо сюжетные игры, например помочь маме раскатать тесто и вылепить печенье. Ребенок будет рад тому, что его работа не была напрасной, к тому же он сможет сам увидеть результат своего труда. При этом всем она развивает воображение и логику.

Также полезна работа с мелкими предметами, которая проводится только под наблюдением взрослых. Этими предметами могут являться различные бусины, крупы, камешки, пуговицы. Ребенку можно предложить отсортировать разные крупы, предварительно смешав их, или же найти макароны в мисочке с пшеном. Игру можно сделать более интересной, если в посуде с мелкими предметами спрятать небольшие игрушки. Перед тем как их спрятать дайте ребенку пощупать, изучить игрушку, после этого попросите его закрыть глаза и спрячьте предметы, например в коробку с каштанами. Ребенок должен будет на ощупь найти игрушку и сказать её название. Эта игра вызовет детское любопытство, и ребенок долго не заскучает. Вообще такие игры оказывают разностороннее развитие — они помогают развивать воображение, логику, координацию, заставляют ребенка мыслить. При этом пальчиковые игры модернизируют навыки мелкой моторики и помогают развивать тактильные ощущения.

На развитие мелкой моторики очень хорошо воздействует вырезание ножницами. На наших занятиях дети вырезают из бумаги различные фигурки, состоящие из прямых линий (квадрат, треугольник). Также на формирование моторики благоприятно влияет рисование. Во второй младшей группе дети способны повторить силуэты несложных фигур или объектов. Ребенок может без затруднений пользоваться трафаретами или обводить контур объектов. Положительным опытом является раскрашивание фигур различных размеров и форм. Раскраски дают возможность ребенку проявить фантазию в выборе цветов. Также очень полезно будет научиться ребенку рисовать на вертикальных плоскостях: стенах, досках. В нашей группе есть 4 настенные консоли для рисования в форме домиков. На двух домиках дети имеют возможность рисовать мелками, а на остальных карандашами, либо фломастерами.

Формированию усидчивости, памяти, терпению очень хорошо помогает сборка несложных пазлов, состоящие из крупных элементов, и конструктора. Дети трех — четырех лет могут без затруднений построить что-нибудь из небольшого числа кубиков, 7–10 штук.

Существуют различные конфигурации работы с детьми:

  1. Коллективная работа воспитателя детского сада со всеми детьми в группе;
  2. Индивидуальная работа с ребенком;
  3. Непосредственно самостоятельное выполнение заданий детьми.

Задание выполняемое в первый раз должно проходить под присмотром воспитателя или родителя. Они должны выполнить его вместе, чтобы ребёнок понял суть выполняемой работы, научился доверять старшим и получил положительные эмоции. Для того чтобы занятия с ребенком проходили эффективно и вызывали у него интерес, нужно придерживаться определенных требований в работе.

Во-первых, все задания должны носить игровую форму, так ребенка будет легче заинтересовать и это позволит продлить время занятия. Иначе ребенок быстро заскучает и откажется его выполнять.

Во-вторых, ребёнка нужно обязательно хвалить, поощрять его труд. Он будет понимать, что делает работу не зря и увидит вашу поддержку, которая так необходима детям.

В-третьих, длительность занятий должна быть разумной, слишком долго удерживать ребёнка не нужно, если у него на то нет желания. Если он заскучал на середине занятия, приведите урок к логическому завершению и отпустите юного ученика, чтобы в будущем у него не появилось негативное отношение к занятиям по мелкой моторики.

В-четвертых, нужно проводить занятия регулярно. Самым благоприятным и оптимальным вариантом будет, если ребёнок станет выполнять задания каждый день. С течением времени нужно увеличивать сложность заданий.

Во все вышеперечисленные игры ребенок может играть не только в детском саду, но и дома. Для них не требуется покупать специализированный инвентарь, все вещи для подобных занятий можно найти дома. Игрой может стать практически любая вещь в доме: крупы, пуговицы, баночки, на которые дети смогут завинчивать и развинчивать крышки, карандаш и бумага, тесто. Дав ребёнку увлекательное задание, родители могут заняться своими делами, пока их малыш будет занят самообразованием.

Задать вопрос