Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Патриотическое воспитание ребенка — основа формирования будущего гражданина

Вопросы воспитания
2
Поделиться
Библиографическое описание
Раскова, Г. В. Патриотическое воспитание ребенка — основа формирования будущего гражданина / Г. В. Раскова, И. А. Донченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5129/.


Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

Симонов. К. М.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного образовательного учреждения является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Оно предполагает образовательную работу по нескольким направлениям: духовно — нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому, краеведческому. Система и последовательность работы в группах старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими блоками: «Моя семья», «Мой город», «Край наш Севером зовется», «Традиции добрых северян», «Моя страна».

В связи с чем, основные задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Блок «Моя семья»

– Дать понятие о семейных и родственных связях, ценностях семейных отношений, значимых семейных событиях, некоторых сведениях о родословной семьи.

Воспитывать любовь к своей семье, родным людям; уважение к старшим, их труду.

Способствовать развитию чувств сострадания, отзывчивости, чуткости, гордости за достижения членов семьи.

Блок «Мой город»

– Развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

– Содействовать проявлению активности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

Блок «Край наш Севером зовется»

– Познакомить детей с природными условиями Севера, особенностями Кольского полуострова, заповедниками («Лапландский», «Кандалакшский», «Пасвик»).

– Развивать чувство гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру.

Блок «Традиции добрых северян»

– Познакомить детей:

– с коренным населением Кольского полуострова, трудом, бытом, культурными достижениями народности саами;

– первооткрывателями Севера: геологами, их вкладом в развитие Заполярья;

– с профессиями, трудовыми и спортивными достижениями северян; жизнью и творчеством некоторых знаменитых жителей Севера;

– традициями жителей Севера («Праздник Севера», «Праздник Солнца», «Зимние виды спорта», «Бессмертный полк», «Лыжня Дружбы»).

Блок «Моя страна»

– Обогащать представления о России:

– стране, где живут люди разных национальностей;

– многообразии природного мира;

– символике РФ (герб, гимн, флаг);

– столице России, ее архитектуре, исторических памятниках;

– истории и культуре родного Отечества;

– подвигах и высоких достижениях россиян (Ю.Гагарин, А. С. Пушкин).

Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы благоприятные условия, целесообразно оборудована развивающая предметно — пространственная среда в группах. В соответствии с блоками созданы центры с наличием фотоальбомов, плакатов, дидактических пособий, различных видов игр, наглядного материала, видео материалов (презентаций, видео экскурсий, фрагментов познавательных фильмов).

Работа по каждому из блоков включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Блок «Моя семья»

Чувство любви к Родине... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании ребенка основную и самую важную роль. В образовательной работе предусматриваются самые разнообразные формы сотрудничества с семьей, наиболее эффективными и результативными из которых являются совместные мероприятия с участием и детей, и родителей, так как они направлены на возрождение традиций семейного воспитания, формирование духовно — нравственных ценностей. Разработан ряд комплексных, интегративных занятий на тему о семье, оформлен уголок «Моя семья», где собраны семейные фотографии, рукописные книги о семье.

Очень сближают детей и родителей продуктивные виды деятельности, они помогают создать условия, способствующие укреплению родственно — семейных связей и заинтересованности в результатах. Стали традиционными творческие мастерские и выставки совместных работ: «Природа и фантазия», «Волшебный урожай», «В ожидании новогоднего чуда», «Мастерская Деда Мороза», «Рождественские сувениры», «Золотые руки бабушки», «Семейный портрет», «Герб семьи», «Семейное древо».

В группах старшего дошкольного возраста стали интересными и востребованными детско-взрослые проекты. Проектная деятельность способствует активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. В тесном взаимодействии с детьми и родителями реализованы проекты, направленные на практическую деятельность: проявление милосердия, заботы, сострадания, помощи:

– «Дорогою добра»;

– «Птицы наши друзья»;

– «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе знакомства с народными куклами».

Совместные мероприятия способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу. Они воспитывают в детях благодарность, любовь и уважение к близким, чувство сопричастности:

– викторина «Мама, папа, я — читающая семья»,

– викторина «Путешествие по сказкам»,

– занятие «Дорогою добра»,

– развлечение «Мама, папа, я — спортивная семья» и др.

С помощью совместных с родителями мероприятий сближаются два самых значимых для ребенка мира — семья и детский сад. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Совместные мероприятия — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители являются активными участниками конкурсов разного уровня:

– межмуниципальный фестиваль физкультуры и спорта «Маленькими шагами к олимпийским победам»;

– фестиваль детско-юношеского творчества «Рождественский перезвон», организованный Приходом Свято-Успенской церкви города Апатиты;

– межмуниципальный фестиваль многодетных семей воспитанников ДОО «Россия начинается с семьи…»;

– межмуниципальная конференция «Поделись улыбкою своей»;

муниципальная конференция «Духовно-нравственные традиции и православная культура в системе дошкольного образования».

Организованная таким образом работа способствует развитию творческого микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей семье, своему городу, своей стране.

Блок «Мой город»

В рамках этого блока предусматривается знакомство воспитанников с историей возникновения города Апатиты, названия и его значения для России; достопримечательностями, историческими памятниками; знаменитыми людьми и их вкладом в развитие родного края, страны; героическими подвигами защитников Заполярья.

Формы работы: познавательные беседы с использование ИКТ (презентаций, видео): «История возникновения города», «Гордимся тобой, наш город родной», «День Победы. Апатиты. Традиции», «Какие профессии нужны нашему городу», «О чём рассказывают улицы города»; знакомство с художественными произведениями о родном городе; составление детских рассказов «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Отдых в родном городе», «Профессия моих родителей».

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, впечатления и итоги которых выражались в фотовыставках, совместных выступлениях перед другими детьми и их родителями.

Блок «Край наш Севером зовется»

Любить Родину — значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, край, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Работа в рамках данного блока распределена по темам: «Край наш севером зовётся»; «В гостях у саамов»; «Заповедники Кольского Севера». Эффективными формами образовательной работы являются:

– Познавательные беседы с использованием ИКТ по темам: «Край, в котором мы живём», «Животные севера», «Чем богат наш край родной», «Север-край суровый», «Быт и традиции народов Кольского полуострова», «Города Мурманской области», «Храмы Мурманской области», «Писатели Заполярья».

– Экскурсии-занятия в библиотеку-музей им. Л. А. Гладиной: «Северные ягоды», «Животные Кольского Севера», «Птицы Кольского Севера».

– Экскурсии в краеведческий музей изучения Европейского Севера, музейно-выставочный центр КФ АО «Апатит».

– Знакомство с художественными произведениями о севере, о Мурманске, о городах Мурманской области.

– Рассматривание фотографий, слайдов, видеоматериалов.

– Игры — пазлы «Храмы Мурманской области», «Памятники воинской славы», «Заповедники Кольского полуострова».

– Реализация проектов: «Мой северный край», «Волшебство Хибин».

– Викторина для воспитанников и их родителей «Знатоки природы».

Блок «Традиции добрых северян»

Все спланированные традиционные мероприятия и акции направлены на воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива, мотивацию на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей:

– «Посейте в детских душах доброту» (взаимодействие с Апатитской первичной организацией Всероссийского общества слепых), социальный проект

– «Бессмертный полк», акция-шествие.

– «Памяти павших будем достойны!», возложение цветов к «Памятнику землякам, погибшим в годы ВОВ».

– «Покормите птиц зимой», «Елочка, живи», «Территория добра», экологические акции.

– «Лампочка Деда Мороза, «Сбор батареек в Апатитах — время пришло!», городская экологические акции.

Блок «Моя страна».

Предусматривается знакомство детей с другими городами России; со столицей нашей Родины; символикой нашего государства. У будущих первоклассников вызывают интерес:

– видео экскурсии и беседы о Москве и ее достопримечательностях и памятниках; о России — с ее реками, озерами, морями, лесами, горами; истории создания герба и Георгии Победоносце;

– участие в оформлении:

– патриотического уголка «Россия — моя Родина!»;

– выставок магнитов — «Города России», «Златоглавые Храмы России», «Русские сувениры», «Памятники»;

– самостоятельное создание игр (пазлы, ходилки);

– участие в создании мультимедийных презентаций и флеш — игр: «День народного единства», «Наша Родина — Россия», «Москва Златоглавая», «Символы России».

Все вышесказанное не может передать всю полноту работы по данному направлению. Главное для педагога — наполнить каждый день в детском саду интересными играми, увлекательными путешествиями, неожиданными открытиями.

Детство — то, что дается каждому человеку на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое взрослые с нежностью хранят и стремятся передать следующему поколению. Именно от взрослых — родителей и педагогов — зависит, что именно воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими гражданами своей страны они станут.

Литература:

  1. Ботякова О.А, Голякова Л. Ф. Российский этнографический музей-детям. СПб: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. — Спб., 1913.
  3. Князева О. Л., Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: «Детство-Пресс», 1998.
  4. Лесняк В. И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В. И. Лесняк // Педагогика. — 2013. — N 5. — С. 110–114
  5. Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты: [на примере Великой Отеч. войны] / В. Луховицкий, Е. Русакова, Ю. Силинг // Нар.образование. — 2012. — N 7. — C. 212–217.
  6. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 2013. — N 9. — С. 3–12
  7. Ушинский К. Д./Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М. «Педагогика», 1974.
  8. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева «Дорогою добра». Занятия для детей 5–6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под. Ред. Л. В. Коломийченко.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 192 с.
  9. В. Варламов, Р. Путятин, Ю. Галко, В. Волков, Вл. Даль
  10. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. — Зерна/Рязань/, 2015- 32с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный