Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башмакова, Е. А. Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации / Е. А. Башмакова, И. Н. Соколова, О. П. Зоценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5527/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники.

Актуальность исследования. Российскому обществу необходимы люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью и четкими нравственными ориентирами. В то же время в обществе ощущается дефицит людей с патриотической направленностью, думающих о судьбе Родины. Одним из проявлений низкой культуры духовности является утрачивание патриотизма как одной из нравственных ценностей народа. В связи с этим, первостепенной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Разработанная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Воспитание должно начинаться с детского сада и продолжаться на протяжении всей жизни.

Вопросам патриотического воспитания дошкольников уделяли ученые Т. Н. Доронова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Н.А Ноткина, О. Л. Князева, Е. В. Пчелинцева; Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и др. С. Н. Николаева рассматривала патриотическое воспитание в русле экологии. Ученые М. И. Богомолова, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, H. A. Короткова, Т. А. Маркова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста познание ими Родины, формирование картины мира через познание родного края.

Благодаря исследованиям ученых, психологов в педагогической науке накоплены определенные научные знания об эффективности процесса ознакомления дошкольников с духовно-нравственными основами патриотического воспитания. Однако, в настоящее время требуются более активные формы обучения и развития дошкольников, сохраняя при этом индивидуальный подход к каждому ребенку.

Исходя из этого была сформулирована цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить программу патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а также выявить педагогические условия воспитания патриотизма у дошкольников.

Предмет исследования — патриотическое воспитание.

Объект исследования — дошкольники.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 144» города Воронежа. Участники эксперимента дошкольники двух групп в возрасте 4–6 лет.

Методы исследования: реализация программы патриотического воспитания, включающая темы: «Моя семья», «Песни любимого края», «Праздники и гуляния на Руси», «Памятные даты России», «Здоровый образ жизни — зеркало здорового гражданина», «Быть добрым — это хорошо», «Улицы моего города», «Традиции на Руси — в древности и сейчас» и др.

Исследование является продолжением реализации усовершенствованной программы, длится не один год, с каждым выпуском детей из детского сада, программа дополняется и сравнение идет с результатами нескольких лет. Дети участвуют в таких акциях как «Голубь мира», «Мы вместе», «Час Земли», «Празднуем день народного единства», спартакиада «Быстрее, выше, сильнее», благотворительная акция «Белый цветок», городской фестиваль солдатской и патриотической песни «Защитники Отечества», спортивный праздник «Ловкие, смелые, сильные, умелые», выставка поделок и рисунков «Мы-будущие защитники Родины» и др.

Патриотическое воспитание в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» включает в себя решение задач нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического, физического, экологического, экономического воспитания. При всем при этом, доминантой содержания патриотического воспитания является нравственный компонент.

Некоторые виды патриотического воспитания представлены на фото.

Выставка поделок и рисунков «Мы-будущие защитники Родины»

Рис. 1. Выставка поделок и рисунков «Мы-будущие защитники Родины»

Подарки папам своими руками

Рис. 2. Подарки папам своими руками

Всероссийская акция «Голубь мира»

Рис. 3. Всероссийская акция «Голубь мира»

Обсуждение результатов исследования

Реализация программы показала, что патриотизм современного дошкольника характеризуется его желанием активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Дети проявляют любознательность, эмпатию на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотических чувств заключается в том, чтобы пробудить у ребенка личностные механизмы, направленные на желание помогать другим, заботиться о родных и близких, понимать нужду другого человека, применяя средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, животного мира, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Изменения в личностных характеристиках показаны на диаграмме.

Сравнительный анализ сформированности патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Рис. 4. Сравнительный анализ сформированности патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Таким образом, воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребенка дошкольника, при этом акцент делается на воспитании любви к себе, эмпатии, к родному дому, природе, к труду, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание — это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и педагогов в которой признается субъектная позиция ребенка и осуществляется стимулирование его активности.

Литература:

  1. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова / Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. М.: Молодой ученый, 2012. С. 7
Задать вопрос