Аутизм и талант почти рядом | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.08.2020

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Курка, И. Ю. Аутизм и талант почти рядом / И. Ю. Курка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5496/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статистика аутизма показывает, что приблизительно 1 из 10 пациентов с аутизмом обладает определенными навыками, в которых он преуспевает больше, чем здоровый человек. Синдром Саванта является редким заболеванием, в котором люди с нарушениями развития (включая расстройства аутистического спектра) проявляют особые способности. Некоторые люди с синдромом Саванта могут иметь слабое или вообще не нарушенное когнитивное функционирование. Одаренность и аутизм имеют сходные поведенческие характеристики. Дети в любой категории могут проявлять одержимость фактами или деталями, родом деятельности, стать экспертами в какой-то области.

Много лет я работаю с детьми с РАС. Каждый из них индивидуальность, они все разные. Знания в этой области не достаточны, в нашей стране этому разделу уделяется мало внимания по сравнению с западом. Но мне хотелось бы рассказать, как у этих детей действительно может быть талант, главное его увидеть и развивать. В нашу группу поступил мальчик в возрасте 3–4 года. У него уже стоял диагноз: аутизм. По началу он не выделялся: избегал зрительного контакта, предпочитал одиночество, возникала реакция на интенсивные раздражители, у него свои ограниченные интересы, со своим стереотипным поведением. Почему пишу в прошедшем времени? Это было 8–9 лет назад. Каждого ребёнка помню, но этот мальчик оставил сильные впечатления о себе. Хотелось бы ещё поработать с подобным ребёнком. В процессе обучения он стал проявлять интерес к конструированию. Он мог из конструктора ЛЕГО построить большого робота со сложными элементами строения, мог сооружать постройки с некоторыми сложностями «архитектуры» и в тоже время любил обсыпаться песком, раздеваться и бегать голым. Тогда, информация по данной теме буквально «высасывалась из пальца» и по полярному поведению ребёнка можно было сделать выводы необъективные. В 6 лет ребёнок стал проявлять интерес к рисованию карандашами, фломастерами, маркерами.

C:\Users\Вася\Desktop\IMG_20190826_112354.jpg

Да, в общей выставке группы его работы были своеобразными, так как изображал он только то, что хотел. А в индивидуальной сессии — ему не было равных.

C:\Users\Вася\Desktop\IMG_20190826_112209.jpg

Всё чаще и чаще брался он за карандаш. Он мог сесть и изрисовать полностью альбом. Как и всё нынешнее поколение он был увлечён иностранными мультфильмами, играми в компьютере, поэтому и рисунки его были по содержанию такими же.

C:\Users\Вася\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200826_165459.jpg

При анализе его работ стало заметно что рисунок – это эпизод из увиденного или попросту говоря «стоп-кадр». В то время ещё не владевший знаниями букв, техникой чтения, он безошибочно мог написать текст из увиденного и сохранив шрифт оригинала. Ребёнок не занимался ни в каких дополнительных кружках, не посещал художественную школу, то есть не владел никакой техникой рисования. А в рисовании использовал свои неповторимые умения: рисунок начинался с мелких деталей (глаз, кнопка, какие-то деталей конструкции…) далее не отрывая карандаш рисовалось всё остальное. Очевидно, в рисунках не используется техника рисовать штрихами, не используется ластик, рисунок возникает мгновенно и сразу без исправлений. При этом ребёнок хорошо ориентируется на листе бумаге, занимает его в полном объёме и сохраняет пропорции.

C:\Users\Вася\Desktop\IMG_20190826_112433.jpg

Может быть и этот ребёнок когда-нибудь пополнит список знаменитых художников-аутистов.

Стивен Уилтшир с фотографической точностью рисует на бумаге архитектурные пейзажи. Он один из самых известных в мире художников-аутистов. Джесси Парк рисовала лишь природные аномалии и звёздное небо. Американская художница Кэти Миллер, к примеру, рисует необычные гиперреалистические портреты и пейзажи с яркими цветами и необычной перспективой. Для творчества многих художников-аутистов характерна одна черта: они создают свои картины от отдельных фрагментов и частей, будто кладут кирпичи. Художница из Нью-Йорка Николь Аппель рисует для близких людей портреты их личности в виде предметных композиций. Своему молодому человеку, который увлекается бейсболом, она подарила картину с детализированными изображениями бейсболистов и игровых событий. Большинство аутистов замкнуты в достаточно узкой сфере своих интересов. Но внутри этой сферы они могут сделать невероятно много. Даже легкая форма аутизма может стать источником сильных страданий, не говоря уже о постоянных неудобствах социального характера. Но аутизм не ограничивает творческие способности, а в некоторых случаях даже усиливает их. Одна из основных целей работы с савантами — не только социализировать таких детей, но и помочь им реализоваться в жизни благодаря своему савантизму. Специалисты стараются вывести детей-аутистов с особенными способностями на максимальный уровень самостоятельного функционирования в обществе и установить правильный вектор развития.

Литература:

  1. https://autizmy-net.ru/preimushhestva-autizma-ili-kto-oni-osobennyie-lyudi/
  2. https://miridei.com/interesnye-idei/trogatelnye-istorii/hudozhnikiautisty_zhizn_na_holste/
Задать вопрос