Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.07.2020

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, И. А. Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5433/ (дата обращения: 17.12.2024).



Теория и практика дошкольного образования уделяла и уделяет сенсорному воспитанию существенное внимание.

Сенсорный, в переводе с латинского ( sensus) — ощущение, чувство.

Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания полагал, что человек раскрывает свою сущность не только через игру и труд, но и посредством звуков, красок и форм.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.

Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание.

Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Процесс усвоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов деятельности.

Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность взрослого с детьми, организация игровых ситуаций, собственная практическая деятельность детей с различными материалами и предметами, продуктивные виды деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ознакомление детей с формой, величиной, цветом, другими сенсорными эталонами происходит преимущественно в практической предметной деятельности, т. е. в обследовании предметов ребенком.

Для того чтобы малыш мог легко освоить разнообразные способы обследования, на основе которых познается свойства и качества различных объектов, в детском саду проводятся сенсорные праздники.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.

Особенностями детского праздника являются игровая форма, зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием.

Прежде, чем организовать праздник, нужно отобрать его содержание, исходя из возрастных особенностей детей.

Объектами обследования могут быть предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, игрушки, природный материал, бумага и т. д.

Для проведения праздника так же необходимо определить действия обследования, с помощью которых ребенок самостоятельно может выделить свойства и признаки объектов: гладить, снимать, надавливать, рвать, бросать, подбрасывать, разрывать, дуть, нюхать и др.

Разыгрываемый сценарий возможен как от лица воспитателя, так и от лица игрушки, либо приглашенного взрослого.

На примере сценария «Кукла Маша у нас в гостях» разберем последовательность проведения сенсорного праздника.

Цель данного праздника: Содействие развитию любознательности в процессе ознакомления с миром вещей.

Задачи:

  1. Познакомить детей раннего возраста с восковыми мелками в веселой, увлекательной форме через манипулирование и экспериментирование.
  2. Развивать сенсорные чувства посредством ознакомления с разноцветными мелками.
  3. Вызвать эмоциональный отклик и желание самостоятельно экспериментировать.

Словарная работа: восковые мелки, названия основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый.

Предварительная работа: ознакомление детей с основными цветами, карандашами.

Материал: восковые мелки разных цветов по количеству детей, красочная коробочка, большой лист ватмана, листы бумаги на каждого ребенка.

Ход деятельности:

  1. Внесение обследуемого объекта, привлечение внимания детей к предмету;

Дети находятся в группе. Заходит педагог в костюме куклы ( обращается к воспитателю ).

— Здравствуйте, детки, здравствуй, тетя Таня ( обращение к воспитателю ). Я кукла. Меня зовут Маша. Посмотрите, что я вам принесла ( коробочка ).

  1. Демонстрация способов обследования предметов. Во время диалога воспитатель и гость занимают открытую позицию, чтобы к ним могли подойти все дети и все манипуляции с предметами были хорошо видны. Диалог взрослых проходит живо и эмоционально, чем привлекают к себе внимание детей.

Это не простая коробочка. В ней лежат мои любимые мелки.

— Они не простые, а восковые. Посмотри, тетя Таня, какие они твердые, гладкие, яркие, разного цвета ( показывает педагогу и детям).

Ими можно рисовать на улице и дома. А еще в детском саду на бумаге. Эти восковые мелки не простые; кто их в руки возьмет, тот сразу рисовать начнет.

— Смотрите…

Как у нашего кота шубка очень хороша

Как у котика усы небывалой красоты

Глаза смелые

Зубки белые ( рисунок кота коричневым мелком )

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы намочим ножки ( рисунок дождика синим мелком )

У меня в руке флажок

Как будто я огонь зажег ( рисунок флажка красным мелком)

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку ( рисунок солнца желтым мелком )

Дети подходят к столу и выбирают себе понравившийся мелок.

  1. Самостоятельное обследование предмета ребенком;

Звучит музыка, и дети рассматривают мелки. Малыши начинают рисовать на заранее подготовленном, большом листе ватмана на мольберте или на листах бумаги, разложенных на столе.

4. Определение места хранения емкости с предметами в группе. Это важный момент в сенсорном празднике, поскольку, поставив коробку, дети часто возвращаются к ней, рассматривают, обследуют предметы.

— Вот теперь настала пора проститься с вами! В подарок вам восковые мелки! ( дарит детям восковые мелки )

Мы поставим коробочку с мелками на полку. Если вам захочется порисовать, вы всегда сможете их взять.

И про меня не забывайте,

Рисуйте чаще. Что ж, прощайте!

Воспитатель: Спасибо тебе, кукла Маша. Было очень приятно с тобой познакомиться. Приходи к нам еще.

Сенсорный праздник обычно проводится в утренний отрезок времени, как форма совместной деятельности детей и воспитателя и не предполагает участия всех детей группы. Малыши включаются в деятельность по собственному желанию.

Сенсорный праздник привносит в обыденную жизнь детской группы нотку радости, в то же время, являясь отличным средством познания. Развитие способностей и потребностей детей — важнейшая функция сенсорных праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности детей, которые возникают и развиваются у них в разные возрастные периоды.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика. Под ред.В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой –Издательство «Просвещение»,1988
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения- ООО «Питер Пресс» 2014год
  3. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  6. Интернет ресурсы: https://kopilkaurokov.ru Сайт для учителей
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелок, сенсорное воспитание, сенсорный праздник, воспитатель, детский сад, лист бумаги, лист ватмана, ознакомление детей, рациональное познание.

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Целостный процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Задать вопрос