Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Автор: Яковлева Ирина Анатольевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 04.07.2020
Статья просмотрена: 402 раза
Библиографическое описание:
Яковлева, И. А. Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5433/ (дата обращения: 17.12.2024).
Теория и практика дошкольного образования уделяла и уделяет сенсорному воспитанию существенное внимание.
Сенсорный, в переводе с латинского ( sensus) — ощущение, чувство.
Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания полагал, что человек раскрывает свою сущность не только через игру и труд, но и посредством звуков, красок и форм.
Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.
Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание.
Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.
В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира.
Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.
Процесс усвоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов деятельности.
Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность взрослого с детьми, организация игровых ситуаций, собственная практическая деятельность детей с различными материалами и предметами, продуктивные виды деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ознакомление детей с формой, величиной, цветом, другими сенсорными эталонами происходит преимущественно в практической предметной деятельности, т. е. в обследовании предметов ребенком.
Для того чтобы малыш мог легко освоить разнообразные способы обследования, на основе которых познается свойства и качества различных объектов, в детском саду проводятся сенсорные праздники.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.
Особенностями детского праздника являются игровая форма, зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием.
Прежде, чем организовать праздник, нужно отобрать его содержание, исходя из возрастных особенностей детей.
Объектами обследования могут быть предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, игрушки, природный материал, бумага и т. д.
Для проведения праздника так же необходимо определить действия обследования, с помощью которых ребенок самостоятельно может выделить свойства и признаки объектов: гладить, снимать, надавливать, рвать, бросать, подбрасывать, разрывать, дуть, нюхать и др.
Разыгрываемый сценарий возможен как от лица воспитателя, так и от лица игрушки, либо приглашенного взрослого.
На примере сценария «Кукла Маша у нас в гостях» разберем последовательность проведения сенсорного праздника.
Цель данного праздника: Содействие развитию любознательности в процессе ознакомления с миром вещей.
Задачи:
- Познакомить детей раннего возраста с восковыми мелками в веселой, увлекательной форме через манипулирование и экспериментирование.
- Развивать сенсорные чувства посредством ознакомления с разноцветными мелками.
- Вызвать эмоциональный отклик и желание самостоятельно экспериментировать.
Словарная работа: восковые мелки, названия основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый.
Предварительная работа: ознакомление детей с основными цветами, карандашами.
Материал: восковые мелки разных цветов по количеству детей, красочная коробочка, большой лист ватмана, листы бумаги на каждого ребенка.
Ход деятельности:
- Внесение обследуемого объекта, привлечение внимания детей к предмету;
Дети находятся в группе. Заходит педагог в костюме куклы ( обращается к воспитателю ).
— Здравствуйте, детки, здравствуй, тетя Таня ( обращение к воспитателю ). Я кукла. Меня зовут Маша. Посмотрите, что я вам принесла ( коробочка ).
- Демонстрация способов обследования предметов. Во время диалога воспитатель и гость занимают открытую позицию, чтобы к ним могли подойти все дети и все манипуляции с предметами были хорошо видны. Диалог взрослых проходит живо и эмоционально, чем привлекают к себе внимание детей.
Это не простая коробочка. В ней лежат мои любимые мелки.
— Они не простые, а восковые. Посмотри, тетя Таня, какие они твердые, гладкие, яркие, разного цвета ( показывает педагогу и детям).
— Ими можно рисовать на улице и дома. А еще в детском саду на бумаге. Эти восковые мелки не простые; кто их в руки возьмет, тот сразу рисовать начнет.
— Смотрите…
Как у нашего кота шубка очень хороша
Как у котика усы небывалой красоты
Глаза смелые
Зубки белые ( рисунок кота коричневым мелком )
Дождик, дождик, кап-кап-кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы намочим ножки ( рисунок дождика синим мелком )
У меня в руке флажок
Как будто я огонь зажег ( рисунок флажка красным мелком)
Светит солнышко в окошко.
Смотрит в нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку ( рисунок солнца желтым мелком )
Дети подходят к столу и выбирают себе понравившийся мелок.
- Самостоятельное обследование предмета ребенком;
Звучит музыка, и дети рассматривают мелки. Малыши начинают рисовать на заранее подготовленном, большом листе ватмана на мольберте или на листах бумаги, разложенных на столе.
4. Определение места хранения емкости с предметами в группе. Это важный момент в сенсорном празднике, поскольку, поставив коробку, дети часто возвращаются к ней, рассматривают, обследуют предметы.
— Вот теперь настала пора проститься с вами! В подарок вам восковые мелки! ( дарит детям восковые мелки )
Мы поставим коробочку с мелками на полку. Если вам захочется порисовать, вы всегда сможете их взять.
И про меня не забывайте,
Рисуйте чаще. Что ж, прощайте!
Воспитатель: Спасибо тебе, кукла Маша. Было очень приятно с тобой познакомиться. Приходи к нам еще.
Сенсорный праздник обычно проводится в утренний отрезок времени, как форма совместной деятельности детей и воспитателя и не предполагает участия всех детей группы. Малыши включаются в деятельность по собственному желанию.
Сенсорный праздник привносит в обыденную жизнь детской группы нотку радости, в то же время, являясь отличным средством познания. Развитие способностей и потребностей детей — важнейшая функция сенсорных праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.
Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности детей, которые возникают и развиваются у них в разные возрастные периоды.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Литература:
- Дошкольная педагогика. Под ред.В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой –Издательство «Просвещение»,1988
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения- ООО «Питер Пресс» 2014год
- Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
- Интернет ресурсы: https://kopilkaurokov.ru Сайт для учителей