Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
Авторы: Тихоненкова Елена Павловна, Петрашко Ольга Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 30.06.2020
Статья просмотрена: 381 раз
Библиографическое описание:
Тихоненкова, Е. П. Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы / Е. П. Тихоненкова, О. С. Петрашко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5430/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Ключевые слова: чистоговорка, воспитатель, педагог, взаимодействие, игра.
Работа воспитателя по заданию логопеда крайне важна для достижения максимального эффекта от логопедического воздействия. Ведь от того, насколько эффективно идет закрепление полученных знаний, умений и навыков, зависит то, как быстро, уверено и, главное, качественно ребенок станет эти навыки применять.
Однако не всегда простым оказывается увлечь ребенка, чтобы он занимался речевыми упражнениями с удовольствием. Поэтому в своей работе по коррекции и развитию речевой функции мы стараемся прежде всего не учить, а играть. Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можем именно мы.
Поэтому в своей работе по автоматизации правильного произношения звуков мы успешно используем чистоговорки.
Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?
- Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
Чистоговорки — один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Есть уже готовые пособия, а можно заняться творчеством и самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. Когда мы автоматизируем звук, необходимо произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са — вот летит оса».
Примерные задания при автоматизации звуков и работа над интонационной выразительностью.
– произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
– произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);
– произносим тихо или громко;
– произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
– произносим в разном темпе (медленно или быстро);
- Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
С помощью чистоговорки можно привлечь внимание детей к речи.
Примерные задания:
–Добавить слог с определённым звуком:
Сы-со-са — вот летит о… (са).
Су-са-сы — у кота у… (сы).
Со-су-со — покатилось коле… (со).
Са-со-су — маме я цветы не… (су) и т. д.
–«Слоговые шаги»:
Ши-ши- ши — Па-ша, не шур-ши.
Ла-ла-ла — ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча — чаш-ка го-ря-ча.
Чу-чу-чу — я до-мой хо-чу и т. д.
–Повтори, не ошибись:
Са-ша, са-ша — наша Маша хороша.
За-жа, за-жа — есть иголки у ежа и т. д.
- Работа над лексико-грамматическим строем и связной речью.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Примерные задания:
– Изменяем форму слова:
Са-са-са — вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы — прибежали две … (лисы).
Су-су-су — дети видели … (лису).
Сой-сой-сой — волк погнался за …(лисой).
Се-се-се — много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис — в лесу есть много … (лис) и т. д. [3]
– Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са — хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са — это лиса.
— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла — где юла? Ла-ла-ла — в столе юла, на столе юла, под столом юла и т. д. [3]
– Называем слова, противоположные по значению:
Са-са-са — длинная коса. Са-са-са — короткая коса и т. д.
– «Скажи ласково»:
Лу-лу-лу — стул в углу. Лу-лу-лу — стульчик в углу.
Ре-ре-ре — искра в костре. Ре-ре-ре — искорка в костре и т. д. [1]
- Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са — кто это? Са-са-са — это лиса.
Са-са-са — какая лиса? Са-са-са — рыжая лиса.
Са-са-са — что же делает лиса? Са-са-са — гуляет по лесу лиса.
Са-са-са — кого встретила лиса? Са-са-са — волка встретила лиса и т. д. [1]
Проговаривание чистоговорок — это один из приемов, который используется в работе логопеда и воспитателя логопедической группы, и его эффективность очень высока.
Важно отметить, что в ходе работы воспитателя по развитию речи происходит творческое взаимодействие детей и педагога, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
– формирование фонетической стороны речи;
– активизация воображения и словотворчества;
– понимании педагогом особенностей ребенка, видение его талантов, возможностей;
– развитие педагогической компетентности педагога;
– использование чистоговорок на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.
Методические рекомендации по применению чистоговорок:
– Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены.
– Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
– Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2–3 раза в течение дня, по 3–4 минуты.
– Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно: [6]
1) постепенно ускорять или замедлять темп произношения
2) выделять закрепляемый слог ударением, например: СА — СА — СА — рыжая лиса
3) выделять паузами слово с закрепляемым звуком
– Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико — грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.
– При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса — это значит, что у лисы длинный хвост.
– Также желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение.
– Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. [6]
Например: алки — алки — алки — полетели галки,
арь — арь — арь — вот висит фонарь и т. д.
– Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
1) меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,
2) в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
Знакомясь с чистоговорками, дети вслушиваются в речь, улавливают ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникают в их смысл, таким образом развивается фонематический слух. Также чистоговорки помогают закрепить поставленные у детей звуки на этапе автоматизации.
Мы должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Литература:
1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№ 5,2008
2. Сказка как источник творчества детей. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Научный редактор ч-к Российской Академии образования Безруких М. М., Москва, ГИЦ «Владос», 2001г
3. Темникова В. Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5–7 лет с речевыми нарушениями. — М.,2008
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/03/22/chistogovorki-osnovnye-napravleniya-prakticheskogo
5. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 34с. («Конфетка»)
6. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2003. — 91с.
Похожие статьи
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка
В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники
В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.
Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.
Похожие статьи
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка
В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников
В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.
Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники
В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.
Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.
Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории
В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.