Природа как одно из важных средств воспитания
Авторы: Потапова Галина Яковлевна, Сорока Алла Григорьевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 02.07.2020
Статья просмотрена: 1356 раз
Библиографическое описание:
Потапова, Г. Я. Природа как одно из важных средств воспитания / Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5398/ (дата обращения: 16.12.2024).
Став взрослыми, мы часто вспоминаем своё детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, навсегда осталось в памяти. Разве можно забыть, то чудное ощущение, которое вы испытали, когда босиком шлёпали по тёплым лужам после дождя? Или запах сена, на котором вы лежали и смотрели в небо? А там плыли облака, и вы их сравнивали то со сказочным городом, то с каким — то животным… а кто не радовался, когда неожиданно в траве находил крепкий белый гриб или, когда попадал на поляну, всю красную от душистой земляники.
Возьмем любую книгу с воспоминаниями выдающихся людей. Кем бы ни был автор: художником, артистом, рабочим, космонавтом, изобретателем, в книге мы обязательно найдем место, посвящённое природе, которая в детстве оказала благотворительное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств и впоследствии это влияние казалось на творческой деятельности человека, на складе его характера.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства человека. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые восприятия остры и неожиданные для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, показывать, сначала близкие и доступные его пониманию явления, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы ребенок мог получить правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город. И в городе, во дворе, скверах и парках, можно знакомить ребенка с родной природой.
Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества которые будут интересны ему в жизни. Прежде всего, на прогулках ребенок закаляется, чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. Ни открытое окно, ни балкон не заменяет малютке первые дни жизни «Воздушный купол», как говорят врачи, когда ребенка на прогулке воздух омывает со всех сторон. Движения во время игр и труда на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют его нервную систему.
Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которая затем ляжет в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенка надо учить, не бездушно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «Видеть» — не одно и то же. Умение «Видеть» не дается от рождения, оно постоянно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить — ведите его в природу» — советовал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, — у ребенка разовьется чувство прекрасного. Он глубже познает окружающий мир, будет радоваться красоте. Начинать надо с понятного ребенку. Вот, например: отец с сыном вышли на посадку цветов во дворе. Отец сажает рассаду, ребенок ему помогает. Для отца — это два часа приятного труда на свежем воздухе. А сколько ценного дал этот труд воспитанию сына! Мальчик узнал, что цветы, можно сеять семенами и сажать рассадой. У рассады есть корешки, их опускают в ямку, сделанную в земле, засыпают землей и поливают. Главное, что ребен6ок понимает: его папа сажает цветы для всех, чтобы был красивым их двор. В дальнейшем папа с сыном ухаживают за посаженными цветами и можно поручиться, что этот ребенок не будет топтать газоны, бессмысленно ломать деревья, рвать цветы.
Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.
Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые знания и воспитать правильное отношение к ней, мы и сами должны любить природу.
Осенью часто меняется погода. Вот и начнем с наблюдения за природой. В начале осени солнце еще ярко светит, небо ясное голубое. Со старшими детьми можно вспомнить, какое солнце было летом: «Летом солнышко поднималось вон над тем высоким деревом, а сейчас оно лишь выходит из-за сирени». После многократного наблюдения за солнцем можно делать вывод, что осенью путь солнца короче. Когда выходим на вечернюю прогулку, уже темно. День уменьшается. Наглядные изменения происходят осенью в растительном мире.
Придя в парк, полюбуйтесь его общим видом, изменением его окраски, рассмотрим цвет листьев. Если в парке есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев подчеркивают их темную зелень. Листья можно собрать для осеннего букета. Листья все разной расцветки. Нужно обратить внимание ребенка, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелеными. Дорожки, по которым ходим, усыпаны листьями. Даже от небольшого порыва ветра начинается разноцветный дождь из опавших листьев, это незабываемое зрелище называется листопад.
Все божии коровки жучки прячутся в трещины стволов деревьев в щели домов и засыпают, так как им стало холодно. Осенью мы можем видеть, как улетают в теплые края перелетные птицы, пение которых нас радовало летом. Они собираются в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом в теплые края. С детьми наблюдаем силу ветра, осенью ветер с каждым днем становиться всё холоднее. Осенью собирали плоды — это увлекательное занятие воспитывает любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды и семена. Можно раскрыть пол клена и найти там плод с семенем. Так же заготавливаем семена и плоды для зимней подкормки птиц. Перед заморозками можно встретить ещё и развившие: астры, сальвинии, гвоздики, маленькие садовые декоративные ромашки их можно пересадить в горшки, и они долго будут нас радовать своими цветением дома.
И вот наступает зима. На прогулке наблюдали за снегом, объясняем, что снег нельзя есть, падая с неба, он собирает всю пыль и становится грязным. Когда идет снег это явление называется снегопад. После снегопада посмотрите, какие вокруг намело сугробы. Полюбуйтесь красотой снега, освещенного ярким солнцем, рассмотрите строение снежинок, они не похожи друг на друга. Снег укутал деревья, чтобы они не замерзли. Обязательно нужно повесить кормушки для птиц, а затем понаблюдать какие птицы подлетают к кормушкам, как себя ведут во время кормления, обратите внимание на оперен6ие птиц. Очень красиво выглядят снегири. Посетите с детьми каток, обратите внимание, как блестит лед. Можно показать ребенку как зимует трава, осторожно раскопать снег в том месте, где вы летом видели травянистую растительность.
С наступлением весны солнце греет все сильнее, становится тепло, природ начинает оживать, снег тает прекраща6тся в воду, с крыш капает капель. На небе появляются кучевые облака, наблюдайте за ним. Дети очень любят рассматривать набухающие почки деревьев, из них скоро появятся листки, птицы вернуться с Юга, начну вить гнезда, выводить птенцов, надо приучать детей слушать пение птиц.
Начинают появляться насекомые божьи коровки, муравьи и. т. д. ребёнка увидит, как она сосет сладкий сон своим хоботком. Рассмотрите, какие красивые крылья у бабочки, но они покрытые пыльцой, и в руки бабочек нельзя брать, пыльца от этого сотрется.
С наступлением лета на полях лугах становится много цветов, но летом цветут другие растения. Любуясь цветами детям надо рассказывать, что цветы не одинаковые по внешнему виду. Летом бывают грозы, когда она приближается, небо закрывают темные тучи, поднимается ветер. От грозы надо укрыться. И лучше наблюдать за ней из укрытия. После грозы природа становится ещё прекраснее, ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы, усыпанные сверкающими бусинками — каплями.
Если мы будем, беречь, любить, охранят природу — только тогда она предстает перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои в и радость общения с ней.
Литература:
- Лучич М. В. Детям о природе. М. : Просвещение, 1989.
- Лучич М. В. Прогулки с детьми в природу. М. : Просвещение, 1986.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1973.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., 1980.