Пособия своими руками, или Палка о двух концах | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зиновьева, Е. В. Пособия своими руками, или Палка о двух концах / Е. В. Зиновьева, О. Н. Кирина, Е. А. Маркушова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5117/ (дата обращения: 26.04.2024).



Заголовок «Пособия своими руками, или Палка о двух концах» на первый взгляд указывает на некоторую сомнительность выбора в пользу самодельных пособий. Очевидно, что оборудование фабричной выработки имеют преимущества перед самодельными образцами в плане добротности исполнения и долговечности использования. Но применение пособий, изготовленных своими руками, имеет обоснованную историю.

Для педагогов, если говорить о тех, кто работает в детских садах, а именно о воспитателях, логопедах, дефектологах и других специалистах, вопрос выбора пособий войдет в десятку актуальных и не всегда выбор педагогов продиктован возможностями образовательного учреждения к пополнению развивающей среды. Известно, что в достижении поставленных целей, например занятия, педагоги руководствуются известными методическими приемами, следуя алгоритму конкретной образовательной ситуации и одновременно стремятся к эффективности подачи материала, предлагая оригинальные пособия для поддержания познавательной и эмоциональной активности детей. Зная, что необычное пособие может привнести элемент сюрпризности в работе с детской аудиторией, тем самым удержит внимание детей не только к предмету-пособию, но и к содержанию образовательной проблемы, педагоги готовы неустанно творить. Поэтому пособия, сделанные своими руками, на фоне множества предложений современных методических комплектов и оборудования не рассматриваются как вынужденный выбор, а представляются скорее традицией творческого поиска занятых в педагогическом процессе людей.

Как часто и, как правило, нашему вниманию заинтересованные процессом, неутомимые в работе специалисты дошкольного дела предлагают фабричным пособиям альтернативу — пособия своими руками. Разнообразие форм и способов применения таких пособий, тренажеров, конструкций, картотек ограничено может быть только «личной планкой» изобретательности и находчивости. Просторы сетевых объединений предлагают педагогам возможность делиться своими находками в изготовлении и применении специфических пособий, нацеленных на решение ежедневных образовательных и воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Редкий мастер-класс, семинар или работа методических объединений специалистов обходится без презентации оригинального оборудования, пособий-новинок, средств и инструментов.

Несомненно, любые творческие произведения следует рассматривать с позиции качества исполнения и безопасности применения, функциональности и самое главное, любое из пособий должно вызывать интерес у детей. Одним из таких образцов рукотворных пособий можно представить «Палку о двух концах». Кратко о назначении данного пособия передает следующая рифма:

Простая форма, гибкий материал,

Огромный в этой палочке сенсорный потенциал.

И опыт мудрости о палке, что о двух концах-

Идею для игры нам подсказал.

Определенно кавычки укажут на условность употребления крылатой фразы без привычного переноса значения и определят палку о двух концах в буквальном предметном выражении.

Пособие «Палка о двух концах» представляет собой аналог гибкого конструктора, популярной на сегодняшний день затеи для детей. Пособие изготавливается из поролона в виде брусков (длинна и ширина по выбору) и покрывается разноцветной тканью. На концах палочек пришивается лента-контакт (липучка). Интерес представляет доступность в изготовлении пособия, вариации количества элементов (палочек) в наборе, свобода выбора цветовой гаммы. Такое пособие способно привнести креативность в организацию различных видов деятельности детей и взрослых. Увидеть пользу и применить пособие «Палка о двух концах» в решении задач образовательной, развивающей и коррекционной направленности — вот нетрадиционный взгляд, указывающий на возможность придать хорошо известному новизну прикладного применения в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что способность к усвоению, например, сенсорных эталонов можно рассматривать как основу для развития широкого круга умений у детей. Процесс предполагает работу по формированию представлений о сенсорных эталонах — системе цветов спектра, геометрических формах, величинах [1,с.139]. В этой связи важным представляется развитие потенциала пособия «Палка о двух концах» на основе игры — ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте [2,с.6].

Охваченные игровыми ситуациями дошкольники учатся чувствовать, воспринимать, ощущать, узнавать, определять, различать, сравнивать, соотносить, обобщать, классифицировать, группировать, измерять, создавать, взаимодействовать и так далее. Лучшее представление о применении пособия «Палка о двух концах» как игрового, можно получить из предложенных далее примерных игровых ситуаций, которые могут стать как частью, так и основой в организованной деятельности.

− Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получилась известная вам геометрическая фигура.

− Цель: способствовать развитию воображения, творческого мышления, развитию речи.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получился «домик». Дополните конструкцию «домика» другими элементами по выбору. Расскажите, что получилось.

− Цель: способствовать дружественному настрою в детском коллективе. Учить содействию при выполнении задания совместно со сверстниками.

Инструкция: соедините палочки в кольца объедения в цепь.

− Цель: формировать представления об элементах составляющих печатный образ букв.

Инструкция: объедините палочки таким образом, чтобы получилась буква.

− Цель: развивать способность к звуко-буквенному анализу, развивать моторику.

Инструкция: составь цепочку из колец-палочек так, чтобы количество палочек соответствовало количеству звуков, выбери те палочки, которые определяют звуки по признаку «гласный-согласный». Например, слову «кот» соответствует цепочка «синий-красный-синий».

− Цель: развивать моторику, ловкость, быстроту выполнения действий.

Инструкция: объедините как можно быстрее большее количество палочек в цепь. Примечание: для организации игры в команде на соревновательной основе.

− Цель: развивать моторику; закреплять умение считать, способствовать развитию речи.

Инструкция: попытайся ухватить и удержать одной рукой как можно большее количество палочек. Сосчитай палочки. Расскажи, сколько палочек и какого они цвета.

− Цель: развивать цветовосприятие при узнавании цветов и оттенков.

Инструкция: выбери только те палочки, цвета и оттенки которых входят в наглядный узор.

− Цель: способствовать подвижности, активности, слаженности действий.

1) Инструкция: способом челночного бега (или эстафеты) перенесите поочередно по одной палочке в определенную точку игрового пространства, объединяя палочки в заданную форму.

Примечание: для организации игры в команде на соревновательной основе.

2) Инструкция: объедините палочки между собой в длину (другой вариант — объедините в окружность), приподнимите над собой и удерживайте.

Примечание: учитывать надежность сцепления палочек между собой в завершении соревнования.

− Цель: способствовать развитию изобретательности, находчивости, творческой активности, мышления.

Инструкция: придумайте каким образом можно использовать палочки, чтобы... (цель задания формулируется исходя из образовательной, спортивной, творческой или другой ситуации).

Перечисленные ситуации и задания демонстрируют малую часть игрового потенциала пособия. Дополнением служит то, что палочки могут иметь разные цвета и величину, их количество можно регулировать, что позволит следовать в направлении развития цветовосприятия, знакомить с выражением величины и количества, а также привносить усложнение в известные правила игры, тем самым способствовать формированию представлений об устойчивости и изменчивости свойств предметов и ситуаций в окружающем. Таким образом «Палка о двух концах» без сомнений представляет собой образец самодельного пособия с широким спектром применения в процессе развития дошкольников.

Литература:

1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с. http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387–139.shtml

  1. Фадина Г. В., Андреева И. Г., Лобанова Е. А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с. http://pedlib.ru/Books/5/0093/5_0093–6.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): палочка, пособие, инструкция, конец, Палка, дошкольный возраст, организация игры, развитие речи, соревновательная основа, формирование представлений.

Похожие статьи

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с...

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

- счетные палочки. Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, включается в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Игры с самыми разнообразными палочками вызывают у малышей искренний интерес, восторг, инициативность и стимулируют самостоятельные

Развивающие игры с волчками для детей раннего дошкольного... Именно поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и...

Организация дидактической игровой деятельности...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности.

«Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных...

Освоение элементарных математических представлений детьми...

Чтобы разнообразить дидактические игры с цветными палочками, педагогам ДОУ возможно следующее обыгрывание при выполнении дидактической игры

Формирование элементарных математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста... Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка.

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность.

Дидактические игры как средство развития пространственных...

В дошкольном возрасте формирование пространственных функций осуществляется в ходе практической деятельности.

С целью развития пространственных функций у детей дошкольного возраста можно широко применять дидактические игры с использованием...

Похожие статьи

Использование счётных палочек Кюизенера в работе по...

Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с...

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

- счетные палочки. Выполняя задания по выкладыванию фигур из палочек, включается в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь...

Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей...

Игры с самыми разнообразными палочками вызывают у малышей искренний интерес, восторг, инициативность и стимулируют самостоятельные

Развивающие игры с волчками для детей раннего дошкольного... Именно поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и...

Организация дидактической игровой деятельности...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности.

«Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных...

Освоение элементарных математических представлений детьми...

Чтобы разнообразить дидактические игры с цветными палочками, педагогам ДОУ возможно следующее обыгрывание при выполнении дидактической игры

Формирование элементарных математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста... Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка.

При нормальном развитии ребенка, процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного... Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность.

Дидактические игры как средство развития пространственных...

В дошкольном возрасте формирование пространственных функций осуществляется в ходе практической деятельности.

С целью развития пространственных функций у детей дошкольного возраста можно широко применять дидактические игры с использованием...

Задать вопрос