Конспект НОД «Большое космическое путешествие» в подготовительной к школе группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.08.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Фирманюк Н. Н. Конспект НОД «Большое космическое путешествие» в подготовительной к школе группе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №8. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/140/4393/ (дата обращения: 17.09.2019).

Препринт статьи



Программное содержание:

Цель: научить детей решать логические задачи, рассуждать и доказывать, развивать смекалку.

Задачи:

Образовательная: Упражнять в порядковом и обратном счете, счёте двойками и тройками. Закреплять представление о времени, о днях недели, их последовательности. Учить детей решать логические задачи с помощью условной мерки. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, составлять целое из частей.

Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, тактильную память.

Воспитательная: внимательно слушать вопросы и инструкцию воспитателя,оказывать помощь друг другу.

Словарная работа: развивать монологическую и диалогическую речь,закреплять названия планет, обогащать словарь детей.

Материалы иоборудование: телеграмма, макет топливного бака, условная мерка, компьютер, циклограмма, разноцветные геометрические фигуры-метеориты, пазлы-астероиды, макет неизвестной планеты, экологические знаки.

Предварительная работа: чтение математических сказок Т. И. Ерофеевой, беседы о космосе.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла необычная телеграмма. Что же в ней написано? (читаем телеграмму: Детский сад № 30, детям подготовительной группы SOS)

Как вы думаете, откуда она? Давайте посмотрим повнимательнее. (смотрим обратную сторону телеграммы)

Дети: Здесь нарисованы звёздочки, космический аппарат. Наверное, телеграмма из космоса.

Воспитатель: Посмотрите, здесь звёздочки с цифрами. Что нужно сделать, чтобы точнее узнать откуда телеграмма.

Дети: Соединить цифры по порядку.

(Воспитатель вызывает несколько детей, которые соединяют цифры по порядку. Вырисовывается контур планеты.)

Воспитатель: Как вы думаете, контур чего обозначился на телеграмме?

Дети: Контур планеты.

Воспитатель: А что бы это значило? И что означают буквы SOS.

Дети: Планета терпит бедствие и просит о помощи.

Воспитатель: А мы сможем ей помочь? (Да)

Что для этого нужно сделать? (Стать космонавтами)

Тогда давайте полетим на космическом корабле на помощь планете, которая терпит бедствие.

Воспитатель: Нам нужно выбрать командира корабля и двух бортинженеров. (Выбираем)

Воспитатель читает стихотворение «Чтобы космонавтом стать»

Чтобы космонавтом стать

Чтобы в небо улетать

Надо много знать

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте — ка

Космонавтам помогает арифметика.

Воспитатель: Как мы узнаем сколько нас летит в космос? (пересчитываемся).

Рассчитайтесь по порядку. (затем дети производит обратный расчёт, рассчитываются двойками, тройками, на первый и второй).

Займите кресла в корабле первого отсека. (дети садятся)

Воспитатель: Чтобы нам долететь до нужной планеты, нужно рассчитать траекторию полёта нашего космического корабля. Нам поможет в этом компьютер. Закладываем циклограмму в компьютер. (на экране компьютера появляется чертёж траектории полёта космического корабля)

А что нужно, чтобы наша ракета полетела? (Топливо)

Где находится топливо? (В топливном баке)

В нашем космическом корабле четыре бака. Давайте узнаем, сколько топлива понадобится нам для полёта. Измерять топливо будем контейнерами. (условная мерка — брусок, кубик и т. д.)

Дети считают количество контейнеров для одного бака и определяют общее количество контейнеров.

Дети: В один бак входит 10 контейнеров (условных мерок). Значит, в четырёх будет 40.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично.

Теперь давайте узнаем, в какой день недели мы долетим до неизвестной планеты, если лететь до неё трое суток.

Какой сегодня день недели? Что такое сутки и сколько в них частей? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, траекторию полёта мы определили, сколько топлива нам понадобится вычислили, приблизительно в какой день недели прибудем на планету узнали.

Теперь мы к полёту готовы. До старта остаются считанные секунды. Вот ракета зашумела, потом оглушительно взревела 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск. И плавно пошла вверх.

Земля стала проваливаться вниз. Стрелка прибора на приборной доске показывает высоту полёта. Один километр. Два километра. Кажется, что мы сейчас ударимся об облака. Страшно. Но, конечно, удара не происходит. Облака мягкие, как дым. На приборе высота 3 километра. Облака обступили нас кругом. До чего же они красивы!

Воспитатель: На что похожи облака? (На огромные горы взбитого белка, громадные комки ваты и т. д.)

А ракета летит всё быстрее, даже дух захватывает. Смотрите-ка, что же происходит? Синее небо не приближается к нам, а как-то странно тает, растворяется, становится тёмно-фиолетовым и всё больше темнеет. Высота 40 километров. Небо стало, как ночью, совсем чёрным. Даже звёзды видны. День в разгаре, солнце светит, а рядом с солнцем — звёзды.

Воспитатель: Что случилось, куда же исчезло голубое небо? (Небо оказалось над нами. Мы, когда поднимались прошли сквозь него и находимся теперь «выше голубого неба».

Воспитатель: Ребята, днём небо голубое, а ночью становится чёрным. Оно меняет цвет? (Есть два неба, совсем разных. Одно голубое ближе к нам, а другое чёрное за ним.)

Воспитатель: Правильно, «чёрный потолок» и днём чёрный! Он всегда на своём месте: и днём, и ночью. И звёзды на нём горят всегда. Только днём его загораживает от нас голубое небо.

Воспитатель: Давайте заглянем в иллюминатор. Что вы видите? (Геометрические фигуры)

Воспитатель: Назовите их. (Круги, треугольники, ромбы, квадраты, многоугольники). На какие космические тела они похожи? (На метеориты) А что такое метеориты? (Небесные камни, прилетевшие из космического пространства.) Назовите самый маленький красный метеорит, большой зелёный, четырёхугольный жёлтый и т. д. (Ответы детей)

Воспитатель: Какие планеты вы знаете? (Земля, Меркурий, Венера и т. д.) Какая самая большая планета? (Юпитер) Какая самая маленькая? (Меркурий)

Воспитатель: Теперь заглянем в другой иллюминатор. Что мы видим? (Небесные тела) Чем они отличаются друг от друга? (Их поверхность имеет разную структуру) Давайте потренируем тактильную память. (выбираются дети-исследователи)

Воспитатель: Первый этап полёта прошёл успешно. Приступаем к проверке обшивки корабля. Для этого выходим в открытый космос, безвоздушное пространство. Чем безвоздушное пространство отличается от воздуха? (В воздухе мы можем дышать, а в безвоздушном пространстве дышать нечем)

Воспитатель: Закрепите страховочные пояса чтобы не улететь в Галактику. (Звучит музыка дети парами выполняют физические упражнения.)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание сколько здесь осколков метеоритов, астероидов. Давайте заберём их на Землю для исследования. (дети собирают пазлы)

Воспитатель: Покажите одну часть от целого, две части целого и т. д. Что больше, часть или целое? (ответы детей)

Воспитатель: Слышите, какой громкий сигнал SOS. Значит мы уже совсем близко. Смотрим в иллюминатор. Что вы видите? (Планету) Почему вы решили, что это нужная нам планета? (Похожа на контур планеты в телеграмме) Что случилось с этой планетой? (Она погибает) Почему? (Не видно зелени, голубых ленточек рек, видны трещины — следы катастроф)

Воспитатель: Да, ребята, жители этой планеты перестали о ней заботиться, неразумно использовали её богатства, нарушали законы природы. А какие правила поведения в природе, на Земле вы знаете? (Ответы детей с использованием экологических знаков.)

Воспитатель: Как нам помочь этой планете? Какой вы хотите сделать эту планету? (Оживить) Как оживить? (Заселить планету животными, птицами, засадить лесами, цветами и т. д.) Молодцы, правильно! Мы с вами заселим её животными, птицами, засадим лесами, цветами, наполним реки водой. Для этого нам нужно вернуться домой на Землю.

Давайте вспомним прекрасное стихотворение Якова Акима «Есть одна планета сад…») (звучат строки из стихотворения)

Задать вопрос