Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Векшина, О. В. Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях / О. В. Векшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4307/ (дата обращения: 16.12.2024).



09

Современный педагог достигает целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, осуществляя интегративный подход в своей деятельности. Нам показалась интересной идея использовать потенциал физкультурных занятий, в частности игр-соревнований, для развития социальной компетентности у детей 6–7 лет.

Понятие «социальная компетентность» интерпретируется по-разному, и в настоящее время не имеет общепризнанного определения. Мы опираемся на определение швейцарского профессора Петры Дик: «… под социальной компетентностью подразумевают способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнёрам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учётом сложившейся ситуации [5]. Эта концепция включает два основных параметра: самостоятельность — способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперация — способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнёрам.

На наш взгляд, необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами, формироваться как социально — компетентная личность. Стремление воздействовать на качество педагогического процесса, используя эффективные способы развития социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях, определило цель нашей работы.

Задачи:

– Отобрать и апробировать серию игр соревновательного характера с целью развития социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях.

– Выявить возможности использования игр-соревнований как элемента системы развития социальной компетентности ребенка.

В эксперименте приняли участие 15 детей подготовительной к школе группы, 6 из которых мальчики и 9 девочек. Состав экспериментальной группы был определён в совместной работе с психологом и воспитателем и обусловлен результатами педагогической диагностики на начало учебного года. В моральных суждениях и реальном взаимодействии у данных детей были заметны расхождения, они не умели найти индивидуальный подход, не всегда замечали настроение сверстников, в конфликтной ситуации демонстрировали деконструктивное поведение. Полученные данные свидетельствовали о том, что работа по развитию социальной компетентности проводится, но в процессе игр соревновательного характера знания и навыки детей проявляются недостаточно, в связи с чем необходимо проведение систематической, целенаправленной работы.

Подвижные игры, оказывая оздоровительный и развивающий эффект, являются хорошей тренировкой в применении имеющихся представлений о способах и нормах социального взаимодействия. В связи с этим, нами была отобрана серия кооперативных и соревновательных игр, решающих задачи социального развития, на основе оригинальной классификации, предложенной Козыревой О. В., определены условия для их эффективного использования. Автор предлагает взять в основу классификации игр виды игровой деятельности, связанные с наличием или отсутствием соперничества (индивидуального или группового). Если соревновательные игры непосредственно связаны с состязанием, демонстрации личных достижений, то главная цель кооперативных игр — взаимодействие всех участников в достижении общего результата, направленность на сотрудничество, сопереживание.

Игры проводились в заключительной части физкультурных занятий. На первом этапе преобладали кооперативные игры: «Разноцветные кольца», «Эскадрон ребят прыгучих», «Мыльные пузырьки», «Репейник» и другие, так как оказывали тренирующе-корригирующее воздействие. На втором — эти же игры, но соревновательного характера с целью закрепления полученных навыков взаимодействия.

Для достижения большего эффекта перед началом игры мы знакомили детей с правилами-памятками, которые отражали необходимость поддержания положительного эмоционального фона и доброжелательности в процессе игры.

В ходе эксперимента детям предоставлялась возможность определить команды, которые в дальнейшем будут соперничать между собой по формуле — «один выбирает одного». Взрослый выбирает по одному игроку для трёх соревнующихся команд. Далее они, исходя из собственных предпочтений, выбирают из группы по одному ребёнку, каждый в свою команду. Те же, в свою очередь, самостоятельно выбирают следующего участника «своей» команды и т. д. Этот приём позволяет представить методику вовлечения детей в групповое взаимодействие на основе формирования у них необходимых качеств лидерства, подчинения, принятия правил, уступчивости и умения считаться с интересами других, входящих в группу.

При знакомстве с правилами игры перед детьми ставилась цель, достичь которую они могут вместе, обсуждались способы её достижения: как следует договариваться, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задания, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и т. д.

В условиях соревнования начинали доминировать более сильные, забывая, что должны свои действия соотносить с действиями других, а также учитывать трудности, возникающие у партнёра, это вызывало наибольшие трудности. Поэтому по ходу игры нами давались советы, комментарии. Дети, наблюдающие за действиями своих сверстников, получали дополнительную информацию, позволяющую избежать возможных проблем при взаимодействии.

При подведении итогов, дети активно обсуждали между собой свои действия, обменивались впечатлениями, обсуждали свои чувства: «А ты видел, как мы с Олегом бежали?», «Илья даже подпрыгнул, чтобы я в обруч попала!». Тех, кому не удалось показать себя, благодарили за помощь и поддержку, оказанную всей команде, тогда они чувствовали свою причастность к победе, а остальные осознавали, что победа — их совместная заслуга: «Мы вместе — сила!». Некоторые дети (Женя Ж., Андрей Б., Демид С.) демонстрировали вызывающее поведение и игнорирование хорошо известных норм общения и взаимодействия: выкрикивали оскорбления, смеялись над неудачами, проявляли физическую агрессию. С ними проводили индивидуальную работу, которая была ориентирована на развитие понимание эмоционального состояния партнёра, уточнение правил взаимодействия и общения, внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий в случае конфликта.

При организации и проведения подвижных игр нами были выделеныследующиепедагогические условия:

  1. Учёт индивидуальных особенностей детей
  2. Беседы о восприятии победы и поражения
  3. Создание ситуации успеха
  4. Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Цель первого этапа — мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней.

Цель второго этапа — функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением движений, развитием ловкости и скорости движений. Вначале детям предлагались знакомые или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования, в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа — соревновательная: ребёнок стремиться добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

  1. Соблюдение правил игры
  2. Педагогически грамотное распределение ролей
  3. Оборудование и оснащение игровой площадки

Проведённая нами работа позволила добиться положительной динамики в развитии социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях. Количество детей с низким уровнем развития социальной компетентности снизилось до нуля, а количество детей с высоким и средним уровнями существенно увеличилось. Так, в процессе игр, дети самостоятельно соблюдали нормы социального взаимодействия, при разрешении конфликтных ситуаций дошкольники предлагали несколько вариантов поведения, появились вопросы к сверстникам об их интересах и желаниях, стремление к взаимодействию, принятие правил и осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям.

Таким образом, выявив возможности использования игр-соревнований как элемента системы развития социальной компетентности ребенка, мы достигли поставленной цели. Сформированные в играх — соревнованиях представления о способах и нормах социального взаимодействия были достаточно устойчивыми, т. к. разъяснения о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в практической деятельности, закрепили умение вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, согласовывать свои действия с партнерами, проявлять внимание, терпение, переживать групповой успех, воспитали самостоятельность.

Задача, стоящая перед нами, была достаточно сложной, поскольку требовала синтеза, на первый взгляд, несовместимого: развитие социальной компетентности в процессе деятельности, направленной на соперничество. Однако сравнение результатов диагностики позволяет говорить о качественных изменениях во взаимодействии детей со сверстниками и позволяет педагогу осуществить интегративный подход к развитию личности дошкольника.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  2. Эльконини Д. Б. Психология игры; Владос, 1999;
  3. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников; Просвещение, 2005;
  4. Беседина, И. А. Формирование социальной компетентности Электронный ресурс. / http://muc.renet.ru/iornal/number9/besedina.s;
  5. Вундерен Р., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства; Электронный ресурс./ http://vasilievaa.narod.ru/19_5_03.htm
Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, ребенок, игра, возможность использования игр-соревнований, принятие правил, процесс игр, соревновательный характер, социальная компетентность ребенка, социальное взаимодействие, элемент системы развития.
Задать вопрос