Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Колегова Т. А. Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/124/4139/ (дата обращения: 14.12.2019).



В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования [1], где актуальным является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) [2]. ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и сотрудничество ДОО с семьёй, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах образования и развития, в том числе и социально-коммуникативного. Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослым, на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в образовательном процессе. К сожалению не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, которое проявляется в отсутствии интереса к объединению усилий по воспитанию и развитию своего ребенка, в том числе и социально-коммуникативного. Следовательно, педагоги должны тщательно подбирать те формы работы, которые помогут наладить контакт с семьей воспитанников.

В нашей педагогической практике мы используем различные варианты форм и методов взаимодействия субъектов образовательных отношений, как традиционных, так и нетрадиционных. Из традиционных форм работы чаще всего используем проведение тематических родительских собраний. Исходя из педагогической практики на наш взгляд, групповые родительские собрания — это достаточно действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, так как позволяет более организованно ознакомить с задачами, содержанием и методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях не только детского сада, но и семьи. Стараемся разнообразить тематику собраний, учитывая пожелания и интересы родителей, проводим собрания в виде живого диалога с использованием средств ИКТ-технологий. К выступлению подключаем специалистов детского сада (логопедов, психологов, музыкальных руководителей и др.). Родители активнее посещают родительские собрания, если дети изготовили индивидуальные приглашения своими руками.

На протяжении нескольких лет нами практикуются индивидуальные формы взаимодействия детского сада и семьи. Одна из наиболее доступных форм установления связей с семьей, является педагогическая беседа с родителями, которая позволяет выстроить диалог мнений по тому или иному вопросу. Планируя тематику бесед, мы стремимся максимально охватить все стороны воспитания. В результате бесед родители получают новую информацию по вопросам обучения и воспитания дошкольников. Положительно себя зарекомендовала такая форма работы как «заочные» консультации. Для их организации мы заблаговременно приготовили «ящик» для вопросов родителей. Прочитывали почту, по интересующему родителей вопросу, изучали литературу и консультировались с узкими специалистами, затем полный ответ вывешивали на стенд.

Наглядно — информационные формы способствуют преодолению поверхностного суждения родителей о роли детского сада в развитии ребенка, в том числе и социально-коммуникативного и оказывают практическую помощь семье. Здесь мы используем записи на диктофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки передвижки.

Таким образом, традиционные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи способствуют социально-коммуникативному развитию, но не всегда позволяют выстроить траекторию развития, на более качественном уровне с учетом современных тенденций развития образования.

В настоящие время научно-педагогической практикой накоплен значительный арсенал нетрадиционных форм взаимодействия семьи и ДОО. Ученым практиком Т. В. Кротовой разработана схема классификации нетрадиционных форм, где автор предлагает информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, которые направлены на обогащение знаний родителей об особенностях воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативном; повышения их педагогической компетентности, а так же призваны установить доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

В нашей педагогической практике используются нетрадиционные формы общения с родителями воспитанников, которые помогают лучше оказывать помощь семьям в воспитании и развитии ребенка. Данные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ «КВН», «В гостях у сказки», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», которые направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Так, например родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в совместных мероприятиях «Мама, папа, я — спортивная семья», «День призывника», родительской конференции «Чтобы помнили», посвященной празднику 9 мая, принимают участие в организации различных выставок совместного детско-родительского творчества «Пластилиновые фантазии», «Мы строители», «Новогодние узоры» и т. д. Особой популярностью пользуется совместная образовательная деятельность в течение которой родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса, им предоставляется возможность попробовать себя в качестве педагогов и провести образовательную деятельность с детьми. Такие посещения способствуют укреплению взаимопонимания между педагогами и родителями, являются основой для формирования доверительных отношений.

При проведении «Круглых столов» нами реализуется принцип партнерства, диалога, где общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей.

Мы убеждены, что нетрадиционные формы взаимодействия субъектов образовательных отношений позволяют более полноценно и качественно выстраивать диалог семьи и ДОО, тем самым повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и социально-коммуникативного.

Таким образом, современная педагогика и методика дошкольного воспитания, в комплексе с психологией, обладают внушительным арсеналом методик и форм работы, которые могут помочь педагогу оказать влияние на семью воспитанников, помочь родителям найти правильные средства и подходы для социально-коммуникативного развития дошкольника, поскольку именно этот аспект отвечает за успешное взаимодействие с людьми и миром в целом на протяжении всей последующей самостоятельной жизни ребенка.

Литература:

  1. Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 31 декабря.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, дошкольный возраст, дошкольное образование, педагогическая практика, форма работы, семья, развитие ребенка, педагог, социально-коммуникативное развитие.

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Социальная направленность работы дошкольного...

Работа дошкольного учреждения по социальному развитию детей включает ряд аспектов. В содержание этой работы включается изучение

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребёнка, а группа детского сада часто выступает как первая...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в

Актуальность работы обусловлена возрастанием социальной значимости педагогических кадров как

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного...

Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Игра как основное средство социально-коммуникативного...

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Недаром в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования эта образовательная область прописана первой. Её актуальность возрастает в...

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Социальная направленность работы дошкольного...

Работа дошкольного учреждения по социальному развитию детей включает ряд аспектов. В содержание этой работы включается изучение

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребёнка, а группа детского сада часто выступает как первая...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в

Актуальность работы обусловлена возрастанием социальной значимости педагогических кадров как

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе коммуникативного...

Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В статье рассматривается категория социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста согласно основным положениям

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Игра как основное средство социально-коммуникативного...

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Недаром в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования эта образовательная область прописана первой. Её актуальность возрастает в...

Задать вопрос