В век интернета подобрать научные публикации на нужную тему ни для кого не составит труда. Однако при работе во всемирной сети, которую недоброжелатели давно уже окрестили «помойкой», сложность состоит не в том, чтобы найти, а в том, чтобы проверить. В частности – компетентность публикатора. Как понять, еще не заглядывая в саму публикацию, имеем мы дело с наукой или с какой-нибудь околонаучной околесицей? Для этого мы чаще всего ищем указания научной степени автора: кандидат наук – хорошо, доктор – еще лучше. Конечно, никакая степень автоматически не дает «прописку» в науке, более того, иногда и профессиональные ученые, в силу некоторых обстоятельств, могут оказаться «шарлатанами». Однако чаще всего степень – это знак качества, и чем она выше, тем лучше. Поэтому публикации докторов наук ценятся выше, чем остальные. А докторские диссертации часто входят в список фундаментальных научных текстов. О том, зачем писать докторскую диссертацию, мы расскажем в этой статье.
Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. И затем – обучение в докторантуре и написание докторской диссертации (с последующей защитой). Такая «цепочка действий» изначально может сложиться в голове молодого ученого – и дальше нужно только следовать ей.
Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.
Также рекомендуем: Зачем поступать в аспирантуру
Когда материал «подталкивает»
Выбор темы для диссертации – крайне ответственный, если не определяющий момент в научном «восхождении». Правда, в случае докторской диссертации он во многом предопределен уже написанной кандидатской: «узкая» тема кандидатской расширяется и одновременно углубляется до докторской. И здесь следует обратить внимание на один важный момент: бывает, что за время работы над кандидатской ученый накапливает столько материала, сколько в кандидатскую войти никак не может. А вот в докторскую – очень даже. Это и есть тот самый случай, когда материал сам просится в новую диссертацию. Дело ученого – отказать ему в этом или же согласиться.
Есть также подобный, но несколько отличающийся случай, когда дело не в материале, а в методах работы с ним. Молодой ученый, принимая участие в конференциях, обсуждая детали своего научного труда с коллегами, может открыть новые способы, методы работы с, казалось бы, уже исследованными данными. А ведь собственная методика – одно из условий докторской диссертации. И если такую методику уже «не надо выдумывать», то почему бы не применить ее в докторской?
Желание оставить след в науке
Однако бывает и так: материал никуда не «подталкивает», а собственная методика оставляет желать лучшего. Но оставить след в науке все-таки хочется. Да, согласимся, само это желание – лишь показатель честолюбия, и к науке как таковой оно отношения не имеет. Но, в сущности, какая разница, чем человек мотивирован? Люди не рождаются великими учеными, поэтами, полководцами. Они становятся ими – благодаря трудолюбию и… мотивации, которая это трудолюбие породила. А уж обусловлена она может быть чем угодно, вплоть до желания понравиться женщине. Так что не будем упрекать человека в честолюбии как чем-то постыдном – оно тоже может принести пользу. «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи (а может быть – и научные теории?), не ведая стыда».
Впрочем, шутки шутками, но желание оставить след в науке может быть продиктовано любовью к этой самой науке. Человек определяет себя как ученого, чувствует себя в своей науке, как рыба в воде. Что ж, такому человеку, как говорится, сам бог велел писать докторскую – у него обязательно все получится.
Карьерный рост
Наука – это не просто сфера деятельности ученого, это еще и социальный институт, включающий в себя, в частности, различные исследовательские и образовательные учреждения. И внутри этих учреждений возможен рост: от какого-нибудь старшего преподавателя до профессора (а то и академика). Не говоря уже о том, что можно занимать должности заведующего кафедрой, декана, проректора и ректора.
Только вот у кандидатов наук шансов на получение всех этих званий и должностей значительно меньше, чем у докторов. Нет, бывают, конечно, кандидаты – профессора и заведующие кафедрой. И даже проректоры. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще все-таки на этих должностях и в этих званиях оказываются доктора наук.
Ну, и понятно, что чем выше место человека в иерархии его учреждения, тем больше возможностей и финансовых потоков он может сосредоточить в своих руках. Это одновременно обещает и привилегии, и все возрастающую ответственность.
Правда, есть два момента, которые могут омрачить жизнь соискателя высоких должностей. Во-первых, за эти должности нередко идет скрытая или явная борьба – и не всякому она по душе. Во-вторых, занятие административных должностей налагает обязанности, исполнение которых с наукой связано лишь косвенно или вообще никак. Поэтому человека, влюбленного именно в научную деятельность, такие «высоты» скорее отпугивают, чем привлекают.
Но тут нужно задать вопрос самому себе: какая чаша весов перевесит, условно говоря, идеалистическая или реалистическая?
Увеличение зарплаты
Этот пункт логически связан с предыдущим: чем выше у человека должность и звание, тем большее количество денежных единиц он получает за свою работу. Правда, следует учитывать, что зарплаты в конкретных вузах и НИИ от города к городу могут сильно различаться (да и внутри одного города тоже). Так что если вас в первую очередь интересует уровень зарплаты, нужно заранее прозондировать этот вопрос, наладить контакты с нужными людьми и организациями и так далее. Короче говоря, подойти к выбору места будущей работы во всеоружии.
Возможность получать гранты и быть руководителем грантов
Гранты пришли к нам с Запада, неплохо прижились, хотя, конечно, они определяют деятельность отечественных работников образования далеко не так, как, например, в США. Там профессора существуют за счет грантов. У некоторых из них не только зарплата, но и время контракта привязано к грантам. Другие, очень мало занимаясь преподаванием, живут научной деятельностью, которая, опять же, финансируется из грантов.
Также рекомендуем: Гранты: пошаговая инструкция, как заручиться финансовой поддержкой твоей идеи
Наши вузы в этом смысле работают по старинке и гранты рассматривают в качестве дополнительного дохода. Правда, не очень понятно, радуется ли такому доходу профессорско-преподавательский состав или печалится. Ведь, в отличие от своих американских коллег, которые преподают всего 2 пары в неделю, наши профессора, как правило, не могут позволить себе такой роскоши. Соответственно, получается двойная нагрузка: нужно в полном объеме совместить преподавание и научную деятельность.
И тем не менее гранты популярны. Чтобы получить грант, нужно еще победить в конкурсе. Гранты не только обещают прибавку к зарплате, они мотивируют на научную деятельность, тем самым увеличивая и публикационную активность, а также приносят дополнительные «плюсики» не только конкретному человеку, но и тому учреждению, в котором он работает.
И – да! – какие интересные возможности возникают в данном случае у докторов наук. Многие гранты даются группе исследователей (не обязательно облеченных научными степенями), руководителем которой должен быть доктор наук. Таким образом, можно стать руководителем какого-нибудь небольшого студенческого или аспирантского гранта и только следить за его реализацией, по мере необходимости помогая подопечным. И в случае, если ваши студенты/аспиранты справятся, в выигрыше останутся все.
Возможность выступать в роли эксперта
С развитием интернета наша жизнь все больше перенасыщается информацией. Ее непрестанные потоки нервируют людей, пугают их, вносят в их жизнь ненужные противоречия. Чтобы как-то разобраться в происходящем, человек вынужден искать для себя опору в этой информационной стихии. А кто может выступить в роли такой опоры? Выбор не так велик: общественные, религиозные деятели, ученые.
На самом деле потребность во мнении ученых существует у огромного количества людей, не только потребляющих, но и создающих информацию. И сегодня есть ученые, которых можно увидеть в огромном количестве программ – от телеканала «Культура» до ютуб-канала Пучкова-Гоблина. Благодаря такому разнообразию (разнообразна ведь и аудитория этих каналов) человек становится узнаваемым, его книги начинают больше покупать, его начинают приглашать на другие передачи. А в нашем информационном и очень публичном мире это – залог успеха.
Да, и обратите, пожалуйста, внимание на то, что почти все эксперты – доктора наук.
Но эксперты существуют, безусловно, не только для «развлечения публики» на телевизионных каналах. Экспертов приглашают работать в том числе в государственные учреждения – у вас появляется шанс внести пусть небольшой, но необходимый вклад в развитие здорового общества и среды. Да и выступления по злободневным вопросам на различных информационных площадках могут направить течение общественных дискуссий в нужную сторону и привлечь внимание властей предержащих. Поэтому выступать в роли эксперта – это не только привилегия, но и ответственность.
Также в качестве экспертов доктора наук выступают в научно-образовательном процессе. В частности, диссертационные советы состоят из докторов наук. Оппонентами на защитах диссертаций тоже выступают в основном доктора наук. Конечно, нельзя сказать, что это очень творческая и увлекательная работа, но и она имеет свой денежный и рейтинговый эквивалент.
Престиж
Конечно, многие могут сказать, что по сравнению с советским временем престиж профессии ученого сильно упал. Ну, про то, что «раньше было лучше», мы все знаем. И, однако, можно поспорить с этим заявлением. Образ ученого, особенно в глубинке, по-прежнему на высоте.
Скажем, есть такая форма работы, как выездные лекции. На подобные мероприятия, особенно если их проводит доктор наук, собирается всегда большое количество людей. А уж если на какую-нибудь конференцию местного масштаба (например, районную краеведческую) доктор наук приезжает с докладом, это вызывает заметный ажиотаж. И хотя это только частные иллюстрации, нужно отметить, что и сегодня, по крайней мере, в провинции, докторская научная степень очень престижна.
Возможность брать своих магистрантов и аспирантов
Во-первых, за тех и других идут часы, а значит – прибавка к зарплате. Во-вторых, общение с аспирантами – это передача знаний и опыта от учителя к ученику и вместе с тем – обогащение собственного опыта. В любом случае, некоторым просто нравится такая форма взаимодействия с учениками. Это может быть гораздо интереснее, чем если перед вами сидит целый курс.
Конечно, научными руководителями аспирантов могут быть и кандидаты наук. Но это случается нечасто, чаще их ведут все-таки доктора.
А когда ваш подопечный защитит диссертацию и сам пополнит ряды ученых, это не только будет очень приятно, но и поднимет ваш рейтинг как научного руководителя.
Преимущество при оптимизации
Да, есть и такое, довольно грустное преимущество. При сокращении расходов на образование естественно сокращается и число рабочих мест. Ну и – если не считать неизбежный в любой профессии блат – первыми под «метлу» идут неостепененные преподаватели, затем – кандидаты наук и уж в последнюю очередь – доктора.
Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах
Преимущество при публикации в научных журналах
Это преимущество совершенно естественно. Любой журнал оценивается по тому, какого «ранга» ученые в нем публикуются. Поэтому, конечно, авторы – доктора наук для журнала предпочтительнее всех остальных. А публикационная активность, как известно, - альфа и омега современной методики оценки деятельности ученого. Поэтому публикационное преимущество хотя и дискуссионно (многие журналы говорят о своей демократичности и принципиальной открытости для всех), но играет далеко не последнюю роль.
Дополнительная «узнаваемость» в интернете
Этот пункт частично перекликается с тем, в котором говорилось о роли эксперта. Только в данном случае мы имеем в виду ситуацию, когда ученый сам решил завести блог, канал или паблик. Такие примеры уже есть, и их становится все больше и больше.
Вообще-то сейчас каналы заводят все, кому не лень, от домохозяек до политиков. Но совершенно бессмысленно возмущаться этим обстоятельством, ведь, по сути, вся современная жизнь построена на самопрезентации. И если уж нельзя этих процессов избежать, то нужно их возглавить.
Конечно, популярность блога зависит не только от его содержания, каким бы научным оно ни было, но и от различных имиджевых факторов. Тем не менее докторская степень блогера – это, безусловно, конкурентное преимущество: в своей области на фоне остальных «не совсем ученых» он будет выглядеть настоящим профессионалом.
Заключение
Мы назвали некоторые причины, которые могут подвигнуть вас к написанию докторской диссертации. Их может быть больше. Но какая бы из них ни заставила вас погрузиться в мир подготовки диссертации, знайте, что докторская – это «знак качества». И она не только дает преимущества, но и требует соответствующего к себе отношения.
Также рекомендуем прочитать
Важность иностранного языка для ведения научной работы
О пользе изучения иностранных языков сказано очень много. Проблема рассматривается в разных аспектах, тем не менее есть люди, недооценивающие этот важный навык. Но в некоторых сферах без него не продвинуться. Наука – одна из них.
Как выбрать научную специальность
Этот материал адресован тем, кто только выходит на научный путь. Вы только что закончили университет и решили стать исследователем. Но стремление это сформулировано слишком широко, а с тем, чем предстоит заниматься в ближайшие годы, нужно определяться как можно скорее. «Молодой ученый» поможет вам сделать правильный выбор на этом важнейшем перекрестке карьерного пути.
Резюме преподавателя вуза
Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.
Обсуждение