Зачем писать докторскую диссертацию — Молодой ученый

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

В век интернета подобрать научные публикации на нужную тему ни для кого не составит труда. Однако при работе во всемирной сети, которую недоброжелатели давно уже окрестили «помойкой», сложность состоит не в том, чтобы найти, а в том, чтобы проверить. В частности – компетентность публикатора. Как понять, еще не заглядывая в саму публикацию, имеем мы дело с наукой или с какой-нибудь околонаучной околесицей? Для этого мы чаще всего ищем указания научной степени автора: кандидат наук – хорошо, доктор – еще лучше. Конечно, никакая степень автоматически не дает «прописку» в науке, более того, иногда и профессиональные ученые, в силу некоторых обстоятельств, могут оказаться «шарлатанами». Однако чаще всего степень – это знак качества, и чем она выше, тем лучше. Поэтому публикации докторов наук ценятся выше, чем остальные. А докторские диссертации часто входят в список фундаментальных научных текстов. О том, зачем писать докторскую диссертацию, мы расскажем в этой статье.

Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. И затем – обучение в докторантуре и написание докторской диссертации (с последующей защитой). Такая «цепочка действий» изначально может сложиться в голове молодого ученого – и дальше нужно только следовать ей.

Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.

Также рекомендуем: Зачем поступать в аспирантуру

Когда материал «подталкивает»

Выбор темы для диссертации – крайне ответственный, если не определяющий момент в научном «восхождении». Правда, в случае докторской диссертации он во многом предопределен уже написанной кандидатской: «узкая» тема кандидатской расширяется и одновременно углубляется до докторской. И здесь следует обратить внимание на один важный момент: бывает, что за время работы над кандидатской ученый накапливает столько материала, сколько в кандидатскую войти никак не может. А вот в докторскую – очень даже. Это и есть тот самый случай, когда материал сам просится в новую диссертацию. Дело ученого – отказать ему в этом или же согласиться.

Есть также подобный, но несколько отличающийся случай, когда дело не в материале, а в методах работы с ним. Молодой ученый, принимая участие в конференциях, обсуждая детали своего научного труда с коллегами, может открыть новые способы, методы работы с, казалось бы, уже исследованными данными. А ведь собственная методика – одно из условий докторской диссертации. И если такую методику уже «не надо выдумывать», то почему бы не применить ее в докторской?

Желание оставить след в науке

Однако бывает и так: материал никуда не «подталкивает», а собственная методика оставляет желать лучшего. Но оставить след в науке все-таки хочется. Да, согласимся, само это желание – лишь показатель честолюбия, и к науке как таковой оно отношения не имеет. Но, в сущности, какая разница, чем человек мотивирован? Люди не рождаются великими учеными, поэтами, полководцами. Они становятся ими – благодаря трудолюбию и… мотивации, которая это трудолюбие породила. А уж обусловлена она может быть чем угодно, вплоть до желания понравиться женщине. Так что не будем упрекать человека в честолюбии как чем-то постыдном – оно тоже может принести пользу. «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи (а может быть – и научные теории?), не ведая стыда».

Впрочем, шутки шутками, но желание оставить след в науке может быть продиктовано любовью к этой самой науке. Человек определяет себя как ученого, чувствует себя в своей науке, как рыба в воде. Что ж, такому человеку, как говорится, сам бог велел писать докторскую – у него обязательно все получится.

Карьерный рост

Наука – это не просто сфера деятельности ученого, это еще и социальный институт, включающий в себя, в частности, различные исследовательские и образовательные учреждения. И внутри этих учреждений возможен рост: от какого-нибудь старшего преподавателя до профессора (а то и академика). Не говоря уже о том, что можно занимать должности заведующего кафедрой, декана, проректора и ректора.

Только вот у кандидатов наук шансов на получение всех этих званий и должностей значительно меньше, чем у докторов. Нет, бывают, конечно, кандидаты – профессора и заведующие кафедрой. И даже проректоры. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще все-таки на этих должностях и в этих званиях оказываются доктора наук.

Ну, и понятно, что чем выше место человека в иерархии его учреждения, тем больше возможностей и финансовых потоков он может сосредоточить в своих руках. Это одновременно обещает и привилегии, и все возрастающую ответственность.

Правда, есть два момента, которые могут омрачить жизнь соискателя высоких должностей. Во-первых, за эти должности нередко идет скрытая или явная борьба – и не всякому она по душе. Во-вторых, занятие административных должностей налагает обязанности, исполнение которых с наукой связано лишь косвенно или вообще никак. Поэтому человека, влюбленного именно в научную деятельность, такие «высоты» скорее отпугивают, чем привлекают.

Но тут нужно задать вопрос самому себе: какая чаша весов перевесит, условно говоря, идеалистическая или реалистическая?

Увеличение зарплаты

Этот пункт логически связан с предыдущим: чем выше у человека должность и звание, тем большее количество денежных единиц он получает за свою работу. Правда, следует учитывать, что зарплаты в конкретных вузах и НИИ от города к городу могут сильно различаться (да и внутри одного города тоже). Так что если вас в первую очередь интересует уровень зарплаты, нужно заранее прозондировать этот вопрос, наладить контакты с нужными людьми и организациями и так далее. Короче говоря, подойти к выбору места будущей работы во всеоружии.

Возможность получать гранты и быть руководителем грантов

Гранты пришли к нам с Запада, неплохо прижились, хотя, конечно, они определяют деятельность отечественных работников образования далеко не так, как, например, в США. Там профессора существуют за счет грантов. У некоторых из них не только зарплата, но и время контракта привязано к грантам. Другие, очень мало занимаясь преподаванием, живут научной деятельностью, которая, опять же, финансируется из грантов.

Также рекомендуем: Гранты: пошаговая инструкция, как заручиться финансовой поддержкой твоей идеи

Наши вузы в этом смысле работают по старинке и гранты рассматривают в качестве дополнительного дохода. Правда, не очень понятно, радуется ли такому доходу профессорско-преподавательский состав или печалится. Ведь, в отличие от своих американских коллег, которые преподают всего 2 пары в неделю, наши профессора, как правило, не могут позволить себе такой роскоши. Соответственно, получается двойная нагрузка: нужно в полном объеме совместить преподавание и научную деятельность.

И тем не менее гранты популярны. Чтобы получить грант, нужно еще победить в конкурсе. Гранты не только обещают прибавку к зарплате, они мотивируют на научную деятельность, тем самым увеличивая и публикационную активность, а также приносят дополнительные «плюсики» не только конкретному человеку, но и тому учреждению, в котором он работает.

И – да! – какие интересные возможности возникают в данном случае у докторов наук. Многие гранты даются группе исследователей (не обязательно облеченных научными степенями), руководителем которой должен быть доктор наук. Таким образом, можно стать руководителем какого-нибудь небольшого студенческого или аспирантского гранта и только следить за его реализацией, по мере необходимости помогая подопечным. И в случае, если ваши студенты/аспиранты справятся, в выигрыше останутся все.

Возможность выступать в роли эксперта

С развитием интернета наша жизнь все больше перенасыщается информацией. Ее непрестанные потоки нервируют людей, пугают их, вносят в их жизнь ненужные противоречия. Чтобы как-то разобраться в происходящем, человек вынужден искать для себя опору в этой информационной стихии. А кто может выступить в роли такой опоры? Выбор не так велик: общественные, религиозные деятели, ученые.

На самом деле потребность во мнении ученых существует у огромного количества людей, не только потребляющих, но и создающих информацию. И сегодня есть ученые, которых можно увидеть в огромном количестве программ – от телеканала «Культура» до ютуб-канала Пучкова-Гоблина. Благодаря такому разнообразию (разнообразна ведь и аудитория этих каналов) человек становится узнаваемым, его книги начинают больше покупать, его начинают приглашать на другие передачи. А в нашем информационном и очень публичном мире это – залог успеха.

Да, и обратите, пожалуйста, внимание на то, что почти все эксперты – доктора наук.

Но эксперты существуют, безусловно, не только для «развлечения публики» на телевизионных каналах. Экспертов приглашают работать в том числе в государственные учреждения – у вас появляется шанс внести пусть небольшой, но необходимый вклад в развитие здорового общества и среды. Да и выступления по злободневным вопросам на различных информационных площадках могут направить течение общественных дискуссий в нужную сторону и привлечь внимание властей предержащих. Поэтому выступать в роли эксперта – это не только привилегия, но и ответственность.

Также в качестве экспертов доктора наук выступают в научно-образовательном процессе. В частности, диссертационные советы состоят из докторов наук. Оппонентами на защитах диссертаций тоже выступают в основном доктора наук. Конечно, нельзя сказать, что это очень творческая и увлекательная работа, но и она имеет свой денежный и рейтинговый эквивалент.

Престиж

Конечно, многие могут сказать, что по сравнению с советским временем престиж профессии ученого сильно упал. Ну, про то, что «раньше было лучше», мы все знаем. И, однако, можно поспорить с этим заявлением. Образ ученого, особенно в глубинке, по-прежнему на высоте.

Скажем, есть такая форма работы, как выездные лекции. На подобные мероприятия, особенно если их проводит доктор наук, собирается всегда большое количество людей. А уж если на какую-нибудь конференцию местного масштаба (например, районную краеведческую) доктор наук приезжает с докладом, это вызывает заметный ажиотаж. И хотя это только частные иллюстрации, нужно отметить, что и сегодня, по крайней мере, в провинции, докторская научная степень очень престижна.

Возможность брать своих магистрантов и аспирантов

Во-первых, за тех и других идут часы, а значит – прибавка к зарплате. Во-вторых, общение с аспирантами – это передача знаний и опыта от учителя к ученику и вместе с тем – обогащение собственного опыта. В любом случае, некоторым просто нравится такая форма взаимодействия с учениками. Это может быть гораздо интереснее, чем если перед вами сидит целый курс.

Конечно, научными руководителями аспирантов могут быть и кандидаты наук. Но это случается нечасто, чаще их ведут все-таки доктора.

А когда ваш подопечный защитит диссертацию и сам пополнит ряды ученых, это не только будет очень приятно, но и поднимет ваш рейтинг как научного руководителя.

Преимущество при оптимизации

Да, есть и такое, довольно грустное преимущество. При сокращении расходов на образование естественно сокращается и число рабочих мест. Ну и – если не считать неизбежный в любой профессии блат – первыми под «метлу» идут неостепененные преподаватели, затем – кандидаты наук и уж в последнюю очередь – доктора.

Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Преимущество при публикации в научных журналах

Это преимущество совершенно естественно. Любой журнал оценивается по тому, какого «ранга» ученые в нем публикуются. Поэтому, конечно, авторы – доктора наук для журнала предпочтительнее всех остальных. А публикационная активность, как известно, - альфа и омега современной методики оценки деятельности ученого. Поэтому публикационное преимущество хотя и дискуссионно (многие журналы говорят о своей демократичности и принципиальной открытости для всех), но играет далеко не последнюю роль.

Дополнительная «узнаваемость» в интернете

Этот пункт частично перекликается с тем, в котором говорилось о роли эксперта. Только в данном случае мы имеем в виду ситуацию, когда ученый сам решил завести блог, канал или паблик. Такие примеры уже есть, и их становится все больше и больше.

Вообще-то сейчас каналы заводят все, кому не лень, от домохозяек до политиков. Но совершенно бессмысленно возмущаться этим обстоятельством, ведь, по сути, вся современная жизнь построена на самопрезентации. И если уж нельзя этих процессов избежать, то нужно их возглавить.

Конечно, популярность блога зависит не только от его содержания, каким бы научным оно ни было, но и от различных имиджевых факторов. Тем не менее докторская степень блогера – это, безусловно, конкурентное преимущество: в своей области на фоне остальных «не совсем ученых» он будет выглядеть настоящим профессионалом.

Заключение

Мы назвали некоторые причины, которые могут подвигнуть вас к написанию докторской диссертации. Их может быть больше. Но какая бы из них ни заставила вас погрузиться в мир подготовки диссертации, знайте, что докторская – это «знак качества». И она не только дает преимущества, но и требует соответствующего к себе отношения.

Обсуждение

Задать вопрос