Каждые пять лет учителя всей страны должны проходить аттестацию. Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности, повышают категорию (первая или высшая) и получают право преподавать следующие пять лет. До новой аттестации.
Аттестация существовала всегда, проходила по-разному, в разных формах. Последние пятнадцать лет эта процедура приобрела более-менее единообразную форму. Есть в этом свои плюсы и минусы. Подробнее расскажем ниже.
Аттестация учителя в форме электронного портфолио
Самая распространенная форма аттестации – электронное портфолио. Это значит, что на сайте создается страница учителя, где он выкладывает сведения о себе и своей деятельности по разделам, которые должны отражать весь спектр работы учителя в школе, и все они должны быть заполнены.
В чем плюсы? Ну, во-первых, удобно. Удобно и эксперту, и учителю: были времена, когда аттестовались учителя в форме творческого отчета и проходили через «живую» комиссию, а это не исключает необъективности, все-таки человеческий фактор – мощное средство влияния на результаты любой деятельности. Есть прекрасные учителя, настоящие профессионалы, которые не могут в силу разных причин представить свои достижения вживую. Могли дать категорию, могли не дать… В этом смысле электронное портфолио живые отношения исключает. Это большой плюс. Во-вторых, можно заполнить портфолио дома, на работе, да хоть в интернет-кафе – везде, где есть компьютер и выход в сеть. Эксперт тоже все может оценивать там и тогда, где и когда ему удобно.
Минусы электронного портфолио тоже имеются. Есть объективные результаты: итоги ЕГО и ОГЭ, дипломы победителей олимпиад и конкурсов, грамоты и дипломы за выступления. Но! Очень часто объективность электронного портфолио тоже ставится под сомнение. К сожалению, многие учителя а погоне за дипломчиком или грамоткой выезжают на конференции, размещают работы в интернете, даже самые беспомощные, платят копейки – и вот он, желанный сертификат. Некоторые учреждения даже бизнес такой устроили: проводят множество платных конкурсов и олимпиад, зачастую очень низкого уровня, дают диплом просто за то, что человек заплятил деньги, и все довольны. Можно по этим, с позволения сказать, достижениям судить о мастерстве учителя? Тратятся время, деньги, усилия, и только для получения бумажки в портфолио? Не подменяет ли эта деятельность настоящую работу с живыми детьми? Вопрос риторический.
И все же, плюсов больше.
Что такое портфолио учителя? Подробнее
Вообще, портфолио – это собрание всего, что может представить деятельность человека. Термин использовали в модельном бизнесе: у каждой манекенщицы должен был быть альбом с фотографиями, демонстрирующий ее возможности. Теперь значение слова расширилось, и портфолио стали называть любой набор документов, который так или иначе характеризует человека как работника.
В портфолио учителя входят несколько разделов:
- визитная карточка – представление аттестующегося:
- методическая работа и трансляция педагогического опыта;
- результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах;
- результаты внеурочной деятельности;
- результаты обучения и воспитания обучающихся;
- работа с родителями и социальными партнерами.
В некоторых регионах, например, в Пермском крае, есть раздел «Краткий самоанализ работы», и при заполнении электронного портфолио учитель должен выставить себе баллы, которых, по его мнению, он заслуживает.
Это один из последних вариантов портфолио учителя. Главное, на что следует обратить внимание, - слово «результаты». Да, портфолио – это прежде всего демонстрация результативности деятельности педагога.
Также рекомендуем: Научная работа в школе
Кто вы, учитель?
Раздел «Визитная карточка» предполагает размещение общих сведений о человеке: год рождения, образование, специальность, стаж работы, награды, грамоты, благодарственные письма. Не надо размещать в этом разделе грамоты от сомнительных организаций или непонятных академий, существующих во множестве в интернете – только самые значимые, самые весомые: звание, грамоты от министерства, департамента, администрации города, дипломы с конкурсов «Лучшие учителя России» или «Учитель года».
Каждый документ такого уровня надо сканировать, и сканы прикрепить к соответствующим строкам: диплом, например.
В разделе «Образование» выкладываются все курсы за последние пять лет с обязательными сканами удостоверений. Желательно, чтобы хотя бы одни курсы были курсами повышения квалификации, остальные могут быть тематическими. Это не одно и то же: тематические курсы, как правило, посвящены одной теме («Электронные учебники русского языка в средней школе», «Разработка программы стратегического развития образовательного учреждения», например). Курсы повышения квалификации охватывают весь спектр процесса образования в предметной области, или почти весь, и специального названия не имеют. Правда, иногда тематическим курсам может быть присвоен статус курсов повышения квалификации. Смотрите в удостоверении.
Сюда же помещаем все, что связано с получением второго (педагогического!) образования, профессиональной переподготовки вместе со сканами дипломов и удостоверениями.
Да, и в этом же разделе находятся сведения о месте работы и предыдущей аттестации.
Методическая работа: как это понимать?
Очень обширный раздел. Педагоги, приступая к заполнению, часто не знают, что именно сюда нужно выложить. То есть, понимают слово «методическая» как собственно выступление на конференции или трансляцию опыта. Но это далеко не все!
Это работа в методическом объединении в вашей школе, в городе: разработка методических материалов, инновационная деятельность в творческих группах, участие в интернет-сообществах учителей по сетевой модели и так дальше. И еще раз обращаем внимание: не размещение в сети своих разработок (хотя это тоже входит в портфолио), а именно работа в сообществе, например, в Университетско-школьном кластере НИУ ВШЭ.
Во втором подразделе находятся сведения о выступлениях педагогов с соответствующим подтверждением. Сюда складываем все, и интернет-публикации тоже.
Отдельно надо сказать об экспертных группах. Это комиссии по проверке ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад, экспертной деятельности в разных аспектах (аттестационные комиссии, комиссии по лицензированию и так далее). Членство в жюри олимпиад, участие в жюри научно-практической деятельности тоже годятся.
Участие педагога в профессиональных конкурсах очень важно. Они бывают разными и по-разному проводятся. Самые престижные – два: «Учитель года» и Конкурс лучших учителей России. Есть еще международная олимпиада учителей «Профи», которую проводит НИУ ВШЭ. На сегодняшний день есть много конкурсов, в которых учитель может поучаствовать, и разместить результаты в портфолио рангом пониже, но и они демонстрируют уровень профессионализма человека.
Для учителей, аттестующихся на высшую категорию, есть раздел «Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса». Сюда прикрепляются заверенные методические разработки мастер-классов, фонды оценочных средств (не рабочие программы!), методические указания, разработанные лично вами. Все разработки прикреплять не нужно, только отзывы и грамоты, заверенные руководством.
Комментарии к этим пунктам писать не надо. Только факт и скан документа.
Проекты, проекты, проекты….
Очень популярное нынче направление отражено в отдельном разделе портфолио. Сюда годятся руководство и учебными, и социальными проектами, которые вы сделали вместе со своими детьми. Очень интересное направление, дающее много хороших умений детям, потому что социализация, активная гражданская позиция воспитывается исключительно через деятельность.
И уж если мы заговорили о социализации, то скажем сразу о разделе «Работа с родителями и социальными партнерами». Не пишем здесь о том, сколько родительских собраний провели (это входит в должностные обязанности учителя), а только то, что вышло за рамки прямых обязанностей. Те же социальные проекты, выполненные вместе с родителями и учреждениями дополнительного образования, например. Сажали деревья? Хорошо. Помогали ветеранам? Замечательно. В вашем классе есть члены Российского движения школьников? Просто здорово! Походы в театр с родителями, праздник мам и пап – все это и есть работа с родителями и социальными партнерами.
Как это подтвердить? Заверенным свидетельством от руководства общеобразовательного учреждения, сертификатами участия и тому подобными документами.
Примыкает к этому разделу «Внеурочная деятельность». Суть ее изменилась мало, и заполнить портфолио каждый педагог, думается, найдет чем. Конкурсы, поездки, походы, выезд в другой город, проведение предметных внеклассных мероприятий – мы ведь все делаем для наших учеников?
Последнее и, наверное, главное
«Результаты обучения и воспитания обучающихся» - это главное, для чего трудится учитель. Раздел самый серьезный и важный.
Первый подраздел сообщает о результатах освоения обучающимися программы. Мониторинг обученности может быть внешним (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), а может быть внутренним. Поместите результаты внешнего мониторинга в одну таблицу, внутреннего в другую, заверьте у директора, и спите спокойно.
Второй и третий подразделы посвящены развитию у обучающихся способностей к научному познанию и интеллектуальной деятельности. Иными словами, участию в конкурсах научно-исследовательских работ и олимпиадах. Помещайте здесь дипломы детей и благодарности вам как руководителю.
Несколько слов напоследок…
Наверное, прочитав статью, вы испугались: столько всего надо для аттестации, портфолио должно быть блестящим… Нужны победы, результаты…
Да, очень многие учителя так и поступают: гоняют один и тот же доклад по конференциям, делают какие-то незначительные работы, только бы заполнить портфолио, только бы дали бумажку об участии.
Думается, это неправильно. И не надо громких побед – если ваш ученик вырос относительно себя, то значит, что у него отличный учитель. И это тоже можно поместить в портфолио, например, в таблице мониторинга.
Не надо гнаться за результатом, не выбирая средств для достижения цели.
Надо просто работать, отдавая душу детям, как всегда умели учителя России, бескорыстно и беззаветно.
Также рекомендуем прочитать
Как написать сценарий школьного мероприятия
На самом деле школьники любят общаться со своими сверстниками. Им нравится посещать дискотеки, участвовать в квест-программах, состязаться в спортивных соревнованиях. А это значит, что у педагогов возникает задача: как подготовить такой сценарий школьного мероприятия, чтобы он развивал детей, оказывал воспитывающее воздействие и был интересен ребятам?
Научная работа в школе
Нужна ли научная работа в школе? В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью? Проводить научные эксперименты? Делать открытия? Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых, ведущих в школах спецкурсы.
Как научить ребенка заниматься наукой
Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.
Обсуждение