Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх тяжелого класса
Авторы: Шевченко Валентин Васильевич, Давлетьяров Рустам Зуфарович
Рубрика: 7. Машиностроение
Опубликовано в
III международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, июль 2014)
Дата публикации: 24.06.2014
Статья просмотрена: 1890 раз
Библиографическое описание:
Шевченко, В. В. Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх тяжелого класса / В. В. Шевченко, Р. З. Давлетьяров. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 94-100. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/90/5916/ (дата обращения: 17.12.2024).
Представлены результаты проектных проработок по техническим обликам и основным характеристикам перспективных (до 2040г.) ракет-носителей (РН) тяжелого и сверхтяжелого классов. Приведены прогнозные программы целевого использования РН, основные принципы их создания и применения, в том числе принципы рациональной унификации, многоразовости, технико-экономической эффективности.
Вопросы развития космической деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, включая развитие орбитальных группировок космических комплексов и систем различного назначения на околоземных орбитах, исследование и освоение Луны, изучение планет Солнечной системы и дальнего космоса, широко обсуждаются российской и зарубежной общественностью.
В этой связи облик и основные технические характеристики средств выведения тяжелого и сверхтяжелого классов будут определяться совокупностью тех задач, решение которых на них возлагается.
Эти задачи диктуются общими концептуальными положениями и программными документами, определяющими развитие отечественной космонавтики на различные периоды. К ним относятся следующие:
- Закон Российской Федерации «О космической деятельности» от 20 августа 1993 г.;
- «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
- Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. (ФКП);
- Федеральная целевая программа «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» (ФЦП), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2005 г.;
- Указ Президента Российской Федерации от 06.01.1995 г. «О создании космического ракетного комплекса «Ангара»;
- Указ Президента Российской Федерации от 06.11.2007 г. «О космодроме Восточный»;
- «Система взглядов на осуществление Россией независимой космической деятельности (концепция развития) … до 2040 года».
С учетом положений перечисленных документов процесс развития отечественной космонавтики условно может быть разделен на три этапа:
- ближнесрочная перспектива — до 2015 г. (реализация намеченных направлений ФКП, ФЦП);
- среднесрочная перспектива — 2016–2025 гг. (наращивание усилий и расширение присутствия в околоземном космическом пространстве, начало освоения ближайшей планеты — Луны);
- дальнесрочная перспектива на период 2026–2040 гг. (расширение планетных исследований, формирование условий постоянного присутствия человека на Луне, создание необходимого задела и практическая реализация пилотируемой марсианской экспедиции).
Трудно переоценить роль носителей тяжелого и сверхтяжелого классов в такого рода проектах. Такие носители должны обеспечивать выведение полезных нагрузок на все основные типы орбит: от низкой околоземной орбиты (НОО), характерной для пилотируемых комплексов и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, до высокоэнергетических орбит, включая высококруговую (навигация), высокоэллиптическую (связь), геопереходную (ГПО), геостационарную (ГСО) (фиксированная связь, ретрансляция) орбиты и отлетные траектории.
При разработке предложений по перспективным РН тяжелого и сверхтяжелого классов специалисты ГКНПЦ им. М. В. Хруничева руководствовались следующими основными принципами.
Целевое использование:
- возможность осуществления запусков всей номенклатуры перспективных полезных нагрузок во всем диапазоне высот и наклонений целевых орбит;
- адаптивность к возможным изменениям целевых задач по запускам КА за счет быстрого создания и ввода в требуемые сроки оптимальных по комплектации и характеристикам ракет-носителей (РН) модульной конструкции;
- возможность целевого использования тяжелых и сверхтяжелых РН начиная с первого пуска, что обеспечивается их высокой начальной полетной надежностью за счет летной отработки универсальных ракетных блоков в составе более легких РН.
Повышение экономической эффективности разработки, изготовления и целевого использования:
- максимальное использование научно-технического, проектно-конструкторского и производственного потенциалов отрасли;
- оптимизация производственно-экспериментальной базы отрасли для создания и серийного производства РН;
- модульное построение РН, высокая степень внут-рипроектной и межпроектной унификации;
- внедрение новых технологий и материалов, техническое перевооружение производства,
- снижение себестоимости серийного изготовления РН;
- внедрение многоразовых составных частей РН.
Повышение надежности и безопасности эксплуатации:
- минимизация числа ступеней РН (двухступенчатая пакетная схема);
- использование универсальных ракетных блоков одного типа с большим объемом летной отработки в составе РН одного семейства и высоким уровнем серийности их производства;
- запуск всех маршевых двигателей на старте (а не в полете);
- оснащение РН системами безопасности носителя, реализующими аварийные циклограммы работы РН при отказе одного двигателя (в целях спасения космонавтов и обеспечения сохранности стартового комплекса);
- снижение технического риска создания тяжелых и сверхтяжелых РН за счет отработки универсальных ракетных блоков в рамках опережающих пусков более простых и дешевых РН семейства.
Анализ современного уровня технологий, прогноз развития в области материаловедения, специальной химии, приборостроения, микроэлектроники и нанотехнологий не позволяют получить достаточно точные оценки массогабаритных и других характеристик перспективных космических комплексов и систем. Вместе с тем с определенной степенью достоверности в настоящее время могут быть сформулированы требования к энергетическим характеристикам ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, которые позволят обеспечить решение этих масштабных задач.
В частности, до 2015 г. потребности по выведению полезных грузов не противоречат требованиям к энергетическим характеристикам РН тяжелого класса «Ангара-А5" (на НОО — до 24,5 т, на ГПО — до 8 т, ГСО — до 4,5 т).
Ближнесрочная перспектива связана с выполнением работ по созданию на космодроме Восточный РН среднего класса повышенной грузоподъемности (не менее 20 т на НОО), которую по устоявшейся классификации можно отнести к РН тяжелого класса.
В среднесрочной перспективе требования по энергетическим возможностям РН тяжелого класса возрастают до 50 т на НОО. Это связано с началом работ по лунной программе, обеспечение которой потребует доставку на НОО и отлетную траекторию тяжелого полезного груза.
В дальнесрочной перспективе (2026–2040 гг.) потребуются сверхтяжелые носители размерностью более 100 т для обеспечения, главным образом, выведения элементов марсианского экспедиционного комплекса (их оптимальная размерность с технико-экономической точки зрения может достигать 100… 120 т).
Безусловно, возрастают требования к энергетическим характеристикам средств выведения для запусков традиционных полезных нагрузок, но скорее всего лунные и марсианские задачи в области РН сверхтяжелого класса будут определяющими.
Специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева проведены проектные проработки РН тяжелого и сверхтяжелого классов.
В ближнесрочной перспективе планируется завершить опытно-конструкторские работы (ОКР) и начать эксплуатацию космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» с РН легкого, среднего и тяжелого классов. Начало летных испытаний КРК «Ангара» планируется на 2010 г., первые пуски РН легкого и тяжелого классов предусматриваются в 2011 г. с космодрома Плесецк. Возможности КРК «Ангара» достаточны для решения всех задач этого временного интервала (таблица 1) [1].
Таблица 1
Основные характеристики РН «Ангара-3,-5"
А3 |
А5 |
|
Стартовая масса, т |
480 |
759 |
Масса полезной нагрузки (ПН), т: на орбите Нкр = 200 км; i = 63,1° на ГСО (с КВРБ) |
14,6 1,6 |
24,5 4,5 |
Одновременно ведутся работы по созданию КРК «Байтерек» в рамках российско-казахстанского проекта, предусматривающего использование РН «Ангара-А5" с космодрома Байконур. Начало летных испытаний КРК «Байтерек» планируется после завершения летных испытаний КРК «Ангара» на космодроме Плесецк.
Предложения ГКНПЦ им. М. В. Хруничева по созданию космодрома Восточный и его узлового элемента — КРК с носителем среднего класса повышенной грузоподъемности (CКПГ), предназначенного для обеспечения запусков автоматических КА и пилотируемых космических кораблей (ПКК), — основаны на максимальном использовании научно-технического, конструкторского и производственного заделов по КРК «Ангара» (таблица 2) [1].
Таблица 2
Основные характеристики РН СКПГ
Масса ПН, т: на орбите Нкр = 200 км; i = 51,7° ГСО ГПО к Луне |
20 5,1 9,2 9,7 |
Стартовая масса, т |
714 |
Стартовая тяговооруженность |
1,37 |
Масса САС (головного обтекателя), т |
4,0 (3,7) |
Рабочий запас топлива, т: 1-й ступени 2-й ступени |
510,6 127,5 |
Основное отличие РН «Ангара-А5П» от РН «Анга-ра-А5" состоит в исключении из состава РН третьей ступени, введении сдвижных сопловых насадков в конструкцию основных маршевых ЖРД РД-191, облегчении конструкции РН за счет ее оптимизации и применения новых конструкционных материалов. Кроме того, РН оснащена рядом новых систем, обеспечивающих повышение безопасности ее эксплуатации.
Такой подход позволяет резко снизить затраты на ОКР по РН и наземному комплексу (фактически речь будет идти о тиражировании значительной доли основных агрегатов и систем), а также минимизировать временной и технический риски создания РН. Варианты космической головной части для РН «Ангара-А5П» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Варианты космической головной части РКН «Ангара-А5П» с КВРБ: а — с моноблочной полезной нагрузкой (ПН) (V= 150 м);б — для парного выведения ПН (V= 90 м3 + 50 м3); в — сПКК
Преимуществом предложенного проекта КРК является возможность эксплуатации всего семейства РН «Ангара» с одного наземного комплекса, включая модификации более тяжелой грузоподъемности (до 40… 50 т на НОО).
Размерность перспективного носителя обусловлена, в первую очередь, необходимостью реализации лунной программы, а также необходимостью группового выведения тяжелых КА на высокоэнергетические орбиты.
РН тяжелого класса в размерности 40…50 т на НОО может быть эффективно использована для реализации лунной программы по так называемым однопусковой и двухпусковой схемам. В первом случае реализуется «прямое» выведение на отлетную траекторию к Луне полезной нагрузки до 20 т. Во втором случае, если масса ПН превышает 20 т, на НОО выводятся первым пуском разгонная ступень массой более 40… 45 т и вторым пуском — «тяжелая» целевая нагрузка (взлетно-посадочный корабль, модули лунной орбитальной станции, модули лунной базы) с их последующей стыковкой и доставкой на окололунную орбиту.
Общий вид потенциальных «тяжелых» нагрузок для лунной миссии представлен на рис. 2.
Рис. 2. Потенциальные тяжелые нагрузки для лунной миссии: а — ПКК для полетов на лунную орбиту и посадки на Землю; б — орбитальный ракетный блок; в — модуль лунной орбитальной станции; г — пилотируемый посадочно-взлетный лунный корабль; д — грузовой посадочный лунный корабль; е — модули лунной базы.
Ниже приведены основные характеристики возможных вариантов РН тяжелого класса, базирующихся на имеющемся научно-техническом заделе (таблица 3–5) [1].
Таблица 3
Основные характеристики РН «Ангара-А7"
Масса ПН на орбите Нкр = 200 км, i = 51,8°, т |
40,5 |
Стартовая масса, т |
1154 |
Стартовая тяговооруженность |
1,19 |
Масса головного обтекателя, т |
3,5 |
Компоненты топлива 1-й и 2-й ступеней |
О2+керосин |
Маршевые двигатели (тяга, кН): 1-й ступени 2-й ступени 3-й ступени |
6хРД-191 (11 760 у Земли) РД-191 (2160 в пустоте) 2хРД-0146 (200 в пустоте) |
Рабочие запасы топлива, т: 1-й ступени 2-й ступени 3-й ступени |
765,9 240 19,6 |
Таблица 4
Основные характеристики РН «Ангара-А7П»
Масса ПН на орбите Нкр = 200 км, i = 51,8°, т |
36 |
Стартовая масса, т |
1125 |
Стартовая тяговооруженность |
1,22 |
Масса головного обтекателя, т |
3,5(4,0) |
Компоненты топлива 1-й и 2-й ступеней |
О2+керосин |
Маршевые двигатели (тяга, кН): 1-й ступени 2-й ступени |
6хРД-191 (11 760 у Земли) РД-191 (2160 в пустоте) |
Рабочие запасы топлива, т: 1-й ступени 2-й ступени |
765,9 240 |
Таблица 5
Основные характеристики РН «Ангара-А7В»
Масса ПН, т: на орбите Нкр = 200 км, i = 51,7° ГСО к Луне |
50 11,4 20,7 |
Стартовая масса, т |
1107 |
Стартовая тяговооруженность |
1,20 |
Масса головного обтекателя, т |
5,8 |
Рабочие запасы топлива, т: 1-й ступени 2-й ступени |
765,9 200 |
Для КРК, создаваемого на космодроме Восточный, можно будет использовать один стартовый комплекс, оборудованный сдвижными платформами, для пусков любой из предлагаемых РН (рис. 3).
Рис. 3. Схема наземного комплекса РКК среднего и тяжелого классов
В дальнесрочной перспективе определяющей целевой задачей для РН сверхтяжелого класса после 2026 г. может стать задача пилотируемой экспедиции на Марс. В настоящее время существует множество вариантов по схеме организации подобной экспедиции.
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева в рамках НИР проведен анализ этих вариантов. С учетом прогноза развития космической техники и технологий был выбран вариант марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) с энергодвигательной установкой на основе бимодального ядерного ракетного двигателя (ЯРД). В качестве рабочего тела ЯРД предполагается использовать жидкий водород. В таблице 6 приведены характеристики МЭК с ЯРД.
Таблица 6
Основные характеристики МЭК с ЯРД
Масса ПН, т |
150 |
Стартовая масса комплекса, т |
770 |
Время полета, сут |
460 |
Мощность реактора, кВт: 1-й режим 2-й режим |
200 2 ∙105 |
Удельный импульс, с |
940 |
Топливо |
Н2 |
Общая масса ЯРД (4 модуля бимодального ЯРД), т |
36,1 |
Число членов экипажа, чел |
4 (6) |
Для реализации пилотируемой экспедиции на Марс, по оценкам наших специалистов, представляется необходимым превентивный запуск беспилотного комплекса для проведения испытаний и доставки на поверхность планеты резервного корабля взлета и посадки с последующим полетом пилотируемого комплекса.
Исходя из суммарной массы МЭК на уровне 700…750 т, можно сказать, что потребуются многопусковые схемы доставки его элементов в размерности ~120 т с последующей их стыковкой и сборкой на орбите. В связи с этим предлагается рассмотреть два типа РН сверхтяжелого класса — «Амур-5" и «Енисей-5". Их основные характеристики представлены в таблице 7 [1].
Таблица 7
Основные характеристики РН
«Амур-5" |
«Енисей-5" |
|
Масса ПН, т: на орбите Нкр = 200 км, i = 51,7° ГСО к Луне (однопусковая/ полуторапусковая схемы) |
125 30 49/65 |
125 30 49/65 |
Стартовая масса, т |
2583 |
2397 |
Стартовая тяговооруженность |
1,43 |
1,42 |
Масса головного обтекателя, т |
7 |
7 |
Рабочие запасы топлива, т: 1-й ступени 2-й ступени 3-й ступени |
1620 420 160 |
1520 548 — |
Очевидно, что после реализации начального этапа создания и развертывания околоземной и околопланетной инфраструктуры, на определенном этапе возникнет необходимость рутинной эксплуатации, характеризуемой массовой доставкой полезных нагрузок на целевые орбиты. В этом случае во главу угла будут поставлены экономическая и экологическая компоненты средств доступа в космос, поэтому вопрос создания экологически чистых, экономичных средств выведения встанет со всей остротой.
На наш взгляд, этот вопрос может быть в значительной степени решен за счет использования многоразовых средств выведения. Работы по созданию такого рода систем ведутся в ГКНПЦ им. М. В. Хруничева на протяжении ряда лет.
К настоящему времени на уровне аванпроекта проработаны облик и основные характеристики многоразовой ракетно-космической системы (МРКС), представляющей на первом этапе частично многоразовую ракету-носитель с возвращаемыми блоками первой ступени (рис. 4).
Рис. 4. Общий вид и типовая схема полета многоразовой ракетно-космической системы
Основу многоразовой ракеты составляет возвращаемый ракетный блок, оснащенный поворотным крылом, обеспечивающим вместе с турбореактивным двигателем и другими авиационными элементами возврат блока к точке старта в автоматическом режиме.
Маршевый двигатель возвращаемого блока представляет из себя ЖРД многократного использования на компонентах топлива О2 + керосин или О2+СН4. Предполагаемая кратность применения такого двигателя должна быть не менее 20 при кратности использования планера, равной 100.
Важнейшие преимущества МРКС:
- экономическая эффективность (снижение удельной стоимости выведения ПН);
- отсутствие континентальных полей падения отделяющихся частей;
- эффективность выполнения космических программ при интенсивном использовании средств выведения (высокий темп пусков).
Предложения по созданию такого ЖРД в рамках выпущенного аванпроекта представлены ведущими отечественными КБ — НПО Энергомаш и КБХА.
На базе такой концепции могут быть в перспективе созданы многоразовые системы с массой выводимой полезной нагрузки 21… 60 т на НОО, что, в принципе, на определенном этапе дает возможность в целевых задачах использовать многоразовые средства выведения.
Литература:
1. В. Е. Нестеров, А. И. Кузин, Ю. О. Бахвалов. Перспективы создания тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей. Общероссийский научно-технический журнал «Полет». 2009. № 3. С. 3–8.
Похожие статьи
Основные функции зарубежных боевых машин пехоты и оценка их значимости
Рассматриваются основные функции современных боевых машин пехоты ведущих зарубежных стран. Показывается важность корректной постановки задачи определения требований, предъявляемых к разрабатываемым образцам бронированной техники для предоставления из...
Основные аспекты модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники как сложных технических систем
Изложены основные результаты изучения вопросов модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. Определены принципы, виды, рамки, причины и порядок проведения работ по повышению качества, улучшению характеристик и свойств образцов (из...
Организация современного послепродажного обслуживания авиационных двигателей. Проблемы и пути их решения
Рассматривается современная организация послепродажного обслуживания авиационных двигателей на принципах и с использованием инструментария ИЛП (интегрированной логистической поддержки). Показано, что для организации ППО двигателей и самолетов в Росси...
Исследование способов создания активных помех в рамках ведения радиоэлектронной борьбы
В работе представлен ряд актуальных аспектов радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы. Подробно раскрыта проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием активных помех. Рассмотрены этапы развития радиоэлектронной борьб...
Задачи и возможности использования системы искусственного интеллекта в комплексах противовоздушной обороны
В статье изложены основные результаты исследования, направленного на выработку инженерно-технических решений по совершенствованию систем управления комплексов противовоздушной обороны. Перечислены принципы и способы применения средств воздушно-космич...
Ориентация робота в условиях коридорной местности
В докладе изложены этапы создания робота, рассказан алгоритм его движения по извилистому участку поверхности. Определены достоинства и недостатки использования ультразвуковых датчиков в системе ориентации робота. Определены пути дальнейшей модернизац...
Улучшение ходовых характеристик малых СПГ-танкеров
В статье анализируются особенности пропульсивных комплексов малых и малых стандартных СПГ-танкеров. Даётся оценка эффективности энергетических установок ныне существующих судов этих классов. Определяются основные источники повышения их ходовых характ...
Оценка целесообразности и актуальности разработки методов проектирования и применения автоматической системы управления искусственным освещением на базе СИД для достижения заданных параметров освещения
В статье рассмотрена концепция моделирования жизненного цикла создания автоматизированных систем, представлены схемы процесса разработки и архитектура системы. Выбрана перспективная среда разработки и дано заключение о потенциальной востребованности ...
Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования
Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...
Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих
В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...
Похожие статьи
Основные функции зарубежных боевых машин пехоты и оценка их значимости
Рассматриваются основные функции современных боевых машин пехоты ведущих зарубежных стран. Показывается важность корректной постановки задачи определения требований, предъявляемых к разрабатываемым образцам бронированной техники для предоставления из...
Основные аспекты модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники как сложных технических систем
Изложены основные результаты изучения вопросов модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. Определены принципы, виды, рамки, причины и порядок проведения работ по повышению качества, улучшению характеристик и свойств образцов (из...
Организация современного послепродажного обслуживания авиационных двигателей. Проблемы и пути их решения
Рассматривается современная организация послепродажного обслуживания авиационных двигателей на принципах и с использованием инструментария ИЛП (интегрированной логистической поддержки). Показано, что для организации ППО двигателей и самолетов в Росси...
Исследование способов создания активных помех в рамках ведения радиоэлектронной борьбы
В работе представлен ряд актуальных аспектов радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы. Подробно раскрыта проблематика принципиальных и технических ограничений, связанных с созданием активных помех. Рассмотрены этапы развития радиоэлектронной борьб...
Задачи и возможности использования системы искусственного интеллекта в комплексах противовоздушной обороны
В статье изложены основные результаты исследования, направленного на выработку инженерно-технических решений по совершенствованию систем управления комплексов противовоздушной обороны. Перечислены принципы и способы применения средств воздушно-космич...
Ориентация робота в условиях коридорной местности
В докладе изложены этапы создания робота, рассказан алгоритм его движения по извилистому участку поверхности. Определены достоинства и недостатки использования ультразвуковых датчиков в системе ориентации робота. Определены пути дальнейшей модернизац...
Улучшение ходовых характеристик малых СПГ-танкеров
В статье анализируются особенности пропульсивных комплексов малых и малых стандартных СПГ-танкеров. Даётся оценка эффективности энергетических установок ныне существующих судов этих классов. Определяются основные источники повышения их ходовых характ...
Оценка целесообразности и актуальности разработки методов проектирования и применения автоматической системы управления искусственным освещением на базе СИД для достижения заданных параметров освещения
В статье рассмотрена концепция моделирования жизненного цикла создания автоматизированных систем, представлены схемы процесса разработки и архитектура системы. Выбрана перспективная среда разработки и дано заключение о потенциальной востребованности ...
Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования
Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...
Применение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе вознаграждения производственных рабочих
В статье изложены теоретические и прикладные вопросы формирования системы оплаты труда основных рабочих промышленного производства в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделено анализу целесообразности использования в оплате труда рабочих си...