Применение транспортных контейнеров в хозяйстве автоматики и телемеханики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Халиков, И. А. Применение транспортных контейнеров в хозяйстве автоматики и телемеханики / И. А. Халиков, Д. И. Селиверов. — Текст : непосредственный // Технические науки: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/6/1591/ (дата обращения: 17.12.2024).

Контейнер - стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое. Он может быть выполнен из различных материалов и иметь разнообразные формы. На транспорте наибольшее применение для перевозки грузов получили так называемые универсальные контейнеры, однако железнодорожники нашли им принципиально новое применение. [1]

Качественным прорывом стало использование транспортных контейнеров при капитальном строительстве и обновлении устройств железнодорожной автоматики. Для размещения постового оборудования автоматики малых станций сначала был приспособлен большой транспортный металлический контейнер, который в процессе своего совершенствования получил название – модуль.

В 1991 году в проекте электрической централизации пригородной тупиковой станции Посёлок, включающей всего централизованные 3 стрелки, впервые постовое оборудование электрической централизации было размещено в металлическом транспортном контейнере. Такая первая разработка имела название «Контейнерная централизация», сокращённо ЭЦ-К и нашла массовое применение в конце 20 века на малых станциях сети железных дорог России. В контейнере ЭЦ-К устанавливаются релейные и кроссовый стативы, питающие панели, а аппарат управления дежурного по станции при этом размещается в существующем каменном здании поста электрической централизации ЭЦ. В одном контейнере может быть размещено постовое оборудование электрической централизации станции до 6-8 стрелок. При большем количестве стрелок требуется установка двух контейнеров. [2, c 425]

Позднее при разработке электрической централизации средних станций появилась идея стыкования контейнеров, для чего были убраны их боковые стены. В результате была разработана новая модульная система – ЭЦ-ТМ. В её состав уже входило несколько контейнеров разных по исполнению и производственному назначению.

Модуль МП предназначен для установки до пяти включительно панелей питания. Не занятые монтажные места могут заниматься релейными стативами. На передней торцевой стенке устанавливаются щиты для управления электроотоплением, освещения, вентиляторами, кондиционерами. Модуль оборудован кондиционером, двумя реверсивными вентиляторами, у наружной двери — лампа аварийного освещения. В модуле предусмотрена пристенная конструкция для прокладки и крепления внешних кабелей электропитания. Корпус модуля выполнен с одной боковой левой стенкой. Имеется наружная дверь. В зависимости от проекта может быть установлен щит выключения питания ЩВПУ, аккумуляторный шкаф.

Модуль МР обеспечивает установку и монтаж двух полных рядов релейных и блочных стативов: релейных в количестве10 штук, или блочных в количестве 12 штук, распределительных в количестве 2 штук.

Модуль МРК предназначен для установки релейных и кроссовых стативов. Он обеспечивает установку и монтаж двух рядов стативов. Корпус модуля выполнен с одной боковой правой стенкой. Имеется наружная дверь. Возможна установка 4-х кроссовых стативов, а также 6-ти блочных стоек и 1-го распределительного статива или 5-ти релейных стативов.

Модуль оборудования МО предназначен для хранения материалов и оборудования.
На передней стенке устанавливается шкаф управления электроотоплением с приборами коммутации цепей питания, отопления, вентиляции. Модуль оборудован 2 рядами стеллажей с полками в 4 яруса.

Модуль связевой МС предназначен для размещения связевого оборудования.
Модуль оборудован кабельростом.

Модуль аппаратный МА обеспечивает установку одного пульта управления ППНБМ-1200 или двух пультов ППНБМ-1200 и ППНБМ-800. Модуль оборудован шкафом управления электроотоплением с приборами коммутации цепей питания, вентиляции, в зависимости от проекта щитом выключения питания ЩВПУ. Рабочее место дежурного по станции, кроме пульта, оборудовано столом, стулом и лампой настольной. Окно имеет жалюзи и ставни наружные металлические. Корпус модуля выполнен с 4 стенками. Имеется внутренняя дверь сообщения с модулем МБ.

Модуль бытовой МБ оборудован тамбуром, биотуалетом, умывальником, мебелью - стол, стулья, диван, шкаф для одежды и бытовыми приборами – холодильник, электрическая плита.

Каждый такой контейнер – модуль в составе ЭЦ-ТМ представляет собой помещение с утепленными стенами, полом и потолком. В нём предусматривается электрическое отопление, освещение и приточно-вытяжная вентиляция с кондиционированием воздуха. Впоследствии к существующей комплектации добавилась современная система газового пожаротушения и охранной сигнализации. Непосредственно на месте строительства контейнеры устанавливают на подготовленные бетонные фундаменты. При производстве модулей применяются негорючие и нетоксичные материалы, его технические характеристики позволяют применять модуль в качестве служебно-технического помещения практически во всех климатических зонах России. Ввод силовых и сигнально-блокировочных кабелей в блок-модуль осуществляется по раздельным каналам выше уровня пола, что гарантирует исключение попадания внутрь грунтовых вод через кабельные каналы. Срок службы электрической централизации модульного типа такой же, как и у традиционных каменных постов электрической централизации ЭЦ. [3]

Основным преимуществом модульных систем является отказ от строительства капитального каменного здания. Применение таких систем позволило не только существенно снизить стоимость строительства, но и значительно ускорить само строительство вообще и производство пусконаладочных работ устройств СЦБ в частности, так как контейнеры поставляются заводом уже с отрегулированной на искусственном макете реконструируемой станции автоматикой. Эксплуатационникам на месте достаточно при помощи сварки соединить модули между собой и подключить кабели управления светофорами, стрелками и т.д.

Модернизация железнодорожной автоматики затронула все её подсистемы, в том числе и перегонные устройства. Возникло интересное предложение: оборудование из многочисленных релейных шкафов сигнальных установок многокилометровых перегонов сконцентрировать в одном помещении. Таким пунктом концентрации, расположенным на перегоне, стал опять же модуль. Новшество заметно сократило эксплуатационные затраты на обслуживание, кроме того заметно улучшило условия труда электромехаников СЦБ.

В тоже время контейнеры начали применять для размещения в них перегонной аппаратуры устройств теплового контроля буксовых узлов – ДИСК и КТСМ. Модули перевозятся аналогично морским контейнерам 1СС, что позволяет без проблем транспортировать их на железнодорожных платформах для большегрузных контейнеров или автомобильными трейлерами в любое место.

Модуль оборудован системами электроосвещения, электроотопления, вентиляции, пожарной и охранной сигнализации. Модуль разделен перегородкой на тамбур и основное помещение. В основном помещении размещаются: комплект перегонной части аппаратуры КТСМ, пожарный и охранный пульты, электрообогреватель, три лампы дневного света, мебель (стол, два стула), огнетушитель, стеллаж для размещения инструмента и оборудования. Незанятое пространство основного помещения может использоваться для установки дополнительного оборудования (шкафов, стеллажей и др.). Основное помещение оборудовано вентилятором приточной вентиляции. В случае срабатывания пожарной сигнализации вентиляционные приборы автоматически обесточиваются по сигналу с пожарного пульта. Кроме этого, в модуле есть система электроотопления. Отопление рассчитано на поддержание в основном помещении в зимний период времени температуры не ниже +15°С. В качестве отопительных приборов используются регулируемые масляные электрорадиаторы "Universal" мощностью 1,5 кВт. Управление электроотоплением ведется автоматически с помощью термодатчика, установленного в основном помещении. Модуль оборудован системой пожарной сигнализации или пожаротушения. В тамбуре и основном помещении модуля установлены дымовые датчики. Модуль оснащен охранной сигнализацией. На дверях модуля установлены магнитоконтактные сигнализаторы. При их срабатывании "тревожный сигнал" аппаратура КТСМ передает на станцию.[3]

Широко и по сей день используются контейнеры для размещения аппаратуры автоматики и пульта управления временных блок-постов. Такие мобильные блок - посты устанавливаются на двухпутных перегонах и предназначены для организации бесперебойного движения поездов на участке во время капитального ремонта одного из путей. Ёмкость технологического помещения позволяет разместить пульт-табло и четыре релейных статива типа СРКМУ-2500, на одном из которых расположена вводная панель питания. Модуль разделён перегородкой на помещение релейной части, в которой расположены стативы, и помещение дежурного по временному блок-посту, в котором в качестве отопительных приборов используются масляные электропечи типа ЭРМ.ПБ-1,25/220. В здании запроектирована приточно-вытяжная вентиляция с естественным побуждением. В помещении релейной приток предусмотрен в нижнюю зону, вытяжка из верхней зоны через отверстия, затянутые сеткой, в боковых стенах модуля. В помещении дежурного предусмотрено кондиционирование бытовым кондиционером. Для защиты людей от поражения электрическим током предусмотрена установка устройства защитного отключения УЗО.[3]

В настоящее время разработчики устройств автоматики и телемеханики не останавливаются на достигнутом. Тенденция применения контейнеров для размещения различного оборудования СЦБ получила своё активное продолжение. Появились модули с самыми современными автоматическими дизель-генераторными установками внутри. Такие установки устанавливаются рядом с постом ЭЦ и являются третьим аварийным источником электроснабжения устройств СЦБ. В новой конструкции в отличие от модулей ЭЦ появились автоматические вентиляционные жалюзи, которые открываются в момент пуска дизеля. Топливно-масляная сборка обеспечивает внутренний запас по топливу - 300 л, по маслу - 60 л.

Темпы строительства и обновления не снижаются и в настоящее время, техническое перевооружение и развитие хозяйства автоматики и телемеханики с применением контейнеров продолжается.

К новым разработкам относятся, модуль аппаратуры переезда МАП который предназначен для размещения аппаратуры управления автоматической переездной сигнализацией и заграждения переезда УЗП. Такой модуль заменяет все релейные шкафы, батарейный шкаф, устанавливаемые на переезде. В модуле установлены пять релейно-кроссовых стативов, оборудование электропитания, приборы электроотопления, вентиляции, связи, аварийного электропитания, охранной и пожарной сигнализации.

Кроме того, в нём устанавливается аккумуляторный шкаф. Модуль МАП повышает сохранность оборудования управления переездом, улучшает условия труда электромеханика СЦБ. МАП может транспортироваться автомобильным, железнодорожным и морским видами транспорта. При необходимости модуль МАП может быть демонтирован и установлен на новом месте без дополнительных проверок. Существует два исполнения модуля МАП: для регулируемого и нерегулируемого переездов. [4, c 16]

Ещё одна современная разработка это модульный пост дежурного по переезду выполненный в виде разборного здания, состоящего из двух контейнеров и предназначен для размещения в нём дежурного по переезду и аппаратуры автоматики управления переездом. Пост представляет собой металлоконструкцию, состоящую из комнаты дежурного по переезду, релейной, кладовки и застеклённой веранды. Пост оборудуется рабочим и аварийным освещением, электроотоплением (регулировка осуществляется вручную), охранно-пожарной сигнализацией. В помещении релейной установлена система автоматического газового пожаротушения. [3]

Еще одна не менее полезная современная разработка - модульный пункт-мастерская для электромеханика СЦБ предназначен для использования в качестве мобильного модульного здания для технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ. Пункт-мастерская обеспечивает безопасные и комфортные условия труда работников хозяйства автоматики и телемеханики в любой местности. За счет установки модуля в непосредственной близости к месту проведения работ уменьшаются эксплуатационные расходы. Модуль обеспечивает возможность отдыха и обогрева 4-6 человек. Такой модуль состоит из мастерской, кладовой и тамбура. Также как и другие выше перечисленные модули, он оснащен системами: освещения, электрического отопления, приточно-вытяжной вентиляции, охранно-пожарной сигнализации. [5]

В настоящий момент появились на крупных станциях уже и двух этажные большие модульные комплексы электрической централизации, в состав которых входят до 20 контейнеров.


Литература:

  1. Контейнер. ru.wikipedia.org

  2. Автоматика, телемеханика, связь и вычислительная техника на железных дорогах России; Энциклопедия, том1; В.И. Сороко, В.М. Кайнов, 2006г.

  3. Транспортабельные модули. ketz.ru

  4. Модуль аппаратуры переезда. АСИ №3, 2005г. 16с

  5. Модуль электромеханика СЦБ.scbist.com

Основные термины (генерируются автоматически): модуль, контейнер, основное помещение, электрическая централизация, установка, корпус модуля, наружная дверь, охранная сигнализация, пожарная сигнализация, приточно-вытяжная вентиляция.