Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей
Автор: Гугина Екатерина Михайловна
Рубрика: 16. Новые технические решения
Опубликовано в
Дата публикации: 20.05.2017
Статья просмотрена: 320 раз
Библиографическое описание:
Гугина, Е. М. Расчет надежности мостовых кранов методом преобразования вероятностей / Е. М. Гугина. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/231/12482/ (дата обращения: 22.12.2024).
Основными процессами, определяющими долговечность и надежность различных конструкций, являются процессы изгибных колебаний и усталости.
Факторы, которые влияют на процесс усталости, в докладе представлены в виде параметров, учитывающих геометрические размеры конструкции мостового металлургического крана, температурный режим работы, прочностные свойства и комбинированный характер нагружения.
К внешним нагрузкам относятся действующие нагрузки при каждом технологическом цикле (подъем груза — транспортирование груза — опускание груза).
Предложен метод преобразования вероятностей входных и выходных параметров рассматриваемой механической системы.
Полученные теоретические выражения позволяют производить расчеты надежности металлургических мостовых кранов и с определенным уровнем допущения оценивать риски, связанные с эксплуатацией таких конструкций.
Ключевые слова: надежность, долговечность, усталость, метод преобразования вероятностей, входные и выходные параметры, механическая система, конструкция, статистические характеристики
Оценка техногенной безопасности представляет собой достаточно насущную и актуальную проблему. Эта проблема требует новых подходов [1, 3, 4].
При решении прикладной задачи синтеза механической системы мостового крана будем рассматривать процессы, одновременно протекающие в рассматриваемых элементах и определяющих срок службы всей системы. Основными процессами, определяющими долговечность и надежность рассматриваемой системы, будут процессы изгибных колебаний и усталости.
Факторы, влияющие на процесс усталости в материале расчетной динамической системы, представим в виде нескольких параметров [1–8]: ,факторы, определяющие соотношение между геометрическими размерами фермы крана, температурный режим работы, прочностные свойства материала и комбинированный характер нагружения, в совокупности влияющие на величину числа циклов до выхода из строя конструкции по усталости:
(1)
К внешним параметрам системы отнесем нагрузки, которые действуют на ферму и элементы крана. Они определяют входные параметры системы, случайным образом воздействующие на нее в виде случайного процесса входа системы. Следовательно, выходные параметры — это число циклов до выхода из строя по усталости, представляют реакцию системы на действие внешних и внутренних входных факторов, а также являющиеся определяющим параметром надежности конструкций и в частности мостовых металлургических кранов.
Представим функциональную зависимость между входными и выходными параметрами системы в следующем виде:
(2)
где A — параметр, зависящий от (1), определяется экспериментально; ky – постоянный коэффициент; Ny – число циклов до выхода из строя по усталости; my, ny – показатели степени, определяемые экспериментально; Рд – сила, действующая на конструкцию фермы и механизм подъема крана.
Решив уравнение (2) относительно , представим выражение статистической динамики с учетом [2, 5, 6] в виде:
(3)
которая представляет собой плотность вероятности выходного параметра системы – числа циклов до выхода из строя по усталости.
При условии независимости входных параметров по нормальному закону распределения получим функцию после решения и преобразований уравнения (3):
= (4)
где – среднее значение изгибных напряжений, – среднеквадратическое отклонение изгибных напряжений.
Располагая опытными или эксплуатационными данными о предельных величинах действующих нагрузок и построив кривую плотности вероятности , можно судить о возможных величинах выходных параметров для режима нагружения и требуемого срока эксплуатации. Это можно установить также при наличии статистических характеристик распределения – математического ожидания M[] и дисперсии D[], которые определяются следующими выражениями:
(5)
(6)
Расчет проводился в известных математических пакетах и дал удовлетворительные результаты, согласующиеся с теоретическими и эксплуатационными параметрами рассматриваемых элементов конструкций.
Полученные теоретические выражения позволяют производить расчеты надежности металлургических мостовых кранов и с определенным уровнем допущения оценивать риски, связанные с эксплуатацией таких конструкций. В отличие от ранее предложенных расчетов [4, 6] данный расчет учитывает большее количество входных параметров, что соответственно повышает информативность рассматриваемого подхода к проблеме.
Таким образом, можно провести расчеты и построить нормы рисков для определенного класса оборудования. Это позволит существенно влиять на обеспечение техногенной безопасности и управление ею, прогнозировать изменение механических характеристик материала конструкции на всех этапах жизненного цикла.
Литература:
1. Бархоткин В. В., Извеков Ю. А., Миникаев С. Р. Обзор аварий на крановом оборудовании металлургических производств. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — Москва, РАЕ, 2013. — № 10–1. С. 9–11.
2. Бирюков М. П. Динамика и прогнозирующий расчет механических систем. // «Вышэйшая школа». — Минск, 1980. — 189 с: ил.
3. Извеков Ю. А. Анализ техногенной безопасности кранового хозяйства России. // Современные наукоемкие технологии. — Москва, РАЕ, 2012. — № 12. С. 18–19.
4. Извеков Ю. А. Прогнозирование надежности несущих конструкций кранов металлургических производств. Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Коллективная монография. — Краснодар, 2013. Книга 6, часть 3, глава 9. С. 189–211.
5. Izvekov Y. A., Dubrovsky V. V., Hamutskikh E. Y. Mathematical Modeling and Calculation of Accuracy and Durability of Mechanical Systems' Elements. // World Applied Sciences Journal 30 (1): pp. 32–34, 2014.
6. Извеков Ю. А. Вероятностный синтез сложной механической системы. // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 179–182.
7. Izvekov Y. A., Kobelkova E. V., Loseva N. A. Numerical calculation of durability and reliability using correlation method. Life Science Journal, 2014. № 11(8s), pp. 272–274.
8. Извеков Ю. А., Грачева Л. А. Анализ научно-методического аппарата и современных подходов к оценке безопасности сложных технических систем. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 8 — стр. 9–10.
Ключевые слова
конструкция, надежность, механическая система, долговечность, усталость, метод преобразования вероятностей, входные и выходные параметры, статистические характеристикиПохожие статьи
Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции
На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...
Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках
В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...
О дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона при расчете по нелинейной деформационной модели
В статье рассмотрены особенности дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона по толщине при реализации расчета по деформационной модели. Приведены указания по трансформации выражений, определяющих жест...
Результаты расчета оценочных параметров устойчивости движения автомобиля при учете составляющих продольного сноса нормальной и боковой реакций опорной поверхности
Устойчивость движения автомобиля зависит от многих факторов и параметров. Работы многих исследователей посвящены изучению этого вопроса. Авторами статьи сделано предположение о влиянии на величины расчетных оценочных параметров устойчивости движения ...
Расчет собственных колебаний вант методом явного интегрирования уравнения движений
В настоящее время очень стремительно развиваются методы расчета на устойчивость, а также деформационные, динамические и аэродинамические расчёты, имеющие особо важное значение для вантовых и висячих мостов, основой которых служат системы из растянуты...
Анализ работы железобетонных конструкций в запредельных состояниях
Статья посвящена анализу железобетонных конструкций в запредельных состояниях. Строительные конструкции часто подвергаются неожиданному экстремальному воздействию, которое может привести их к так называемому прогрессирующему обрушению. На сегодняшний...
Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели
В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...
Лабораторные исследования тепловых полей при деформации шины, взаимодействующей с твердой плоской опорой, при комбинированном нагружении
В статье рассматриваются вопросы теплового воздействия на шину и влияние на ее эксплуатационные свойства. Исследование поверхностной температуры может применяться с целью дефектоскопии. Для получения данных был произведен эксперимент с последующим ра...
Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок
В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...
Расчет железобетонных элементов, усиливаемых наращиванием сечения, с использованием деформационной модели
Приведен метод расчета железобетонного элемента, усиленного наращиванием (увеличением) сечения. Описываемый подход базируется на использовании нелинейной деформационной модели и гипотезе плоских сечений. В связи со сложившимися различиями напряженно-...
Похожие статьи
Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции
На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...
Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках
В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...
О дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона при расчете по нелинейной деформационной модели
В статье рассмотрены особенности дискретизации нормального сечения железобетонного элемента с неоднородными свойствами бетона по толщине при реализации расчета по деформационной модели. Приведены указания по трансформации выражений, определяющих жест...
Результаты расчета оценочных параметров устойчивости движения автомобиля при учете составляющих продольного сноса нормальной и боковой реакций опорной поверхности
Устойчивость движения автомобиля зависит от многих факторов и параметров. Работы многих исследователей посвящены изучению этого вопроса. Авторами статьи сделано предположение о влиянии на величины расчетных оценочных параметров устойчивости движения ...
Расчет собственных колебаний вант методом явного интегрирования уравнения движений
В настоящее время очень стремительно развиваются методы расчета на устойчивость, а также деформационные, динамические и аэродинамические расчёты, имеющие особо важное значение для вантовых и висячих мостов, основой которых служат системы из растянуты...
Анализ работы железобетонных конструкций в запредельных состояниях
Статья посвящена анализу железобетонных конструкций в запредельных состояниях. Строительные конструкции часто подвергаются неожиданному экстремальному воздействию, которое может привести их к так называемому прогрессирующему обрушению. На сегодняшний...
Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели
В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...
Лабораторные исследования тепловых полей при деформации шины, взаимодействующей с твердой плоской опорой, при комбинированном нагружении
В статье рассматриваются вопросы теплового воздействия на шину и влияние на ее эксплуатационные свойства. Исследование поверхностной температуры может применяться с целью дефектоскопии. Для получения данных был произведен эксперимент с последующим ра...
Оптимальные параметры регулирования режимов работы газотурбинных установок
В статье дан анализ основных параметров регулирования и характеристики надежности работы газотурбинных установок в условиях Узбекистана. Приведено краткое описание процессов в ГТУ, взаимосвязи ее контролируемых параметров, а также обоснована важность...
Расчет железобетонных элементов, усиливаемых наращиванием сечения, с использованием деформационной модели
Приведен метод расчета железобетонного элемента, усиленного наращиванием (увеличением) сечения. Описываемый подход базируется на использовании нелинейной деформационной модели и гипотезе плоских сечений. В связи со сложившимися различиями напряженно-...