Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах
Авторы: Коротких Юлия Сергеевна, Пуляев Николай Николаевич
Рубрика: 9. Транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 26.05.2016
Статья просмотрена: 1612 раз
Библиографическое описание:
Коротких, Ю. С. Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах / Ю. С. Коротких, Н. Н. Пуляев. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10625/ (дата обращения: 17.12.2024).
The article describes the impact of the application technopolises of additives on the diesel engines.
Keywords: Euro-6, Euro-5, hazardous substances, diesel fuel, cetane number, additives cyanopolyyne
С развитием автомобилестроения и ужесточением экологических требований к транспортным средствам производство современных дизельных топлив становится невозможно без применения разнообразного количества присадок с целью обеспечения требуемого уровня их эксплуатационных свойств [1].
Так, с 1 января 2016 года в Евросоюзе действует топливный стандарт Евро-6, требования которого ужесточают содержание вредных веществ в отработавших газах (таблица 1).
Россия отстает от Евросоюза с введением нормы Евро-6, так как в данный момент проходит внедрение Евро-5, который номинально введен в нашей стране с 1 января 2014 года, а обязательным стал лишь с 1 января 2016 года [2].
Таблица 1
Требования ккачественным показателям дизельного топлива
Характеристика дизельного топлива |
Единица измерения |
Нормы вотношении |
||||
Класс 2 |
Класс 3 |
Класс 4 |
Класс 5 |
|||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг (ppm) |
500 |
350 |
50 |
10 |
|
Массовая доля полициклических ароматических УВ, не более |
% |
- |
11 |
11 |
8 |
|
Цетановое число, не менее |
- |
45 |
51 |
51 |
51 |
|
Цетановое число для холодного и арктического климата, не менее |
- |
- |
47 |
47 |
47 |
|
Предельная температура фильтруемости, не выше |
для холодного климата |
% |
-20 |
-20 |
-20 |
-20 |
для арктического климата |
-38 |
-38 |
-38 |
-38 |
||
Смазывающая способность, (диаметр пятна износа), не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
460 |
|
Высокооборотные дизельные двигатели современных автомобилей, рассчитаны на топливо с цетановым числом 51–55 единиц, то есть на горючее, соответствующее стандарту «ЕВРО». Однако мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов не позволяют изготавливать топливо с таким цетановым числом.
В таблице 2 приведены значения цетановых чисел дизельных топлив, которые производятся на ряде нефтеперерабатывающих заводов РФ [3, 4].
Таблица 2
Значения цетановых чисел дизельных топлив некоторых НПЗ РФ
Производитель |
Цетановое число |
ОАО «Уфимский НПЗ» |
50 |
ОАО «Куйбышевский НПЗ» |
50 |
ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» |
48 |
ЗАО «Рязанская НПК» |
48 |
ОАО «Орскнефтеоргсинтез» |
48 |
Из таблицы следует, что значения цетановых чисел дизельных топлив, производимых в настоящее время нефтеперерабатывающими заводами, не отвечают требованиям Европейского стандарта ЕN-590, согласно которому значение цетанового числа не должно быть менее 51,0 ед.
«Недостаток» цетанового числа по всем заводам страны в среднем составляет 2–3 ед. Его повышение на 2 ед. достигается введением в топливо до 0,1 % масс. промотора воспламенения.
В связи с этим, для дизельных топлив большое значение имеют присадки, повышающие их цетановое число.
Цетаноповышающие присадки или промоторы воспламенения — вещества органического происхождения, позволяющие уменьшить период задержки самовоспламенения топливной смеси [5].
В РФ разрешены к применению импортные цетаноповышающие присадки Kerobrisol EHN, Paradine-668, DII-3, Dodicet 5073, ADX 743, а также отечественные 25 присадки Миакрон-2000, Цетамикс и ЦГН [6]. Основным действующим веществом этих присадок является нитраты.
В настоящее время на рынке представлен достаточно широкий ассортимент цетаноповышающих присадок, основу которых составляют пероксиды и нитраты алифатических или циклических спиртов, а также парафины [6]. Присадки на основе пероксидов имеют, как правило, высокую стоимость, но при этом являются более экологичными и безопасными в отличие от использования нитратов. Эффективность присадок на основе нитратов и пероксидов практически одинакова, хотя пероксиды по эффективности уступают нитратам. Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].
Увеличение цетанового числа с 45 до 51 единицы привело к изменениям в топливной системе дизельного двигателя одновременно с уменьшением выброса вредных веществ за счет более полного сгорания горючей смеси. Увеличение цетанового числа также поддерживает более мягкое горение и снижение дымности отработанных газов [5].
Цетаноповышающие присадки действуют на начальных стадиях процесса горения за счет легкого распада их молекул. При распаде молекул, входящих в состав промоторов воспламенения нитратов или пероксидов, по связям O-O и O-N с энергией активации около 150 кДж/моль, образуются свободные радикалы, которые инициируют воспламенение топлива.
Однако, на основании результатов проведенных исследований, при добавлении промоторов воспламенения в дизельное топливо может увеличиваться значение диаметра пятна износа на 15–24 % [6], то есть происходит ухудшение смазывающей способности дизельного топлива.
Этот эффект объясняется тем, что цетаноповышающая присадка обладает повышенными окислительными свойствами, которые уменьшают период задержки воспламенения топлива. Попадая в зону трения продукты реакции окисления вызывают повышенный износ пары трения [7]. В связи с этим, для улучшения противоизносных свойств дизельного топлива необходимо введение противоизносной присадки [6].
Для производства дизельного топлива ЕВРО по ГОСТ Р 52368 на российских НПЗ используются как отечественные, так и зарубежные противоизносные и цетаноповышающие присадки. Нередко в одном пакете содержатся присадки разных фирм. Поэтому вопросы их совместимости в топливе также имеют большое значение [8]. В состав дизельного топлива рекомендуется вводить цетаноповышающие и противоизносные присадки в количестве 0,1–0,3 % масс [8].
При добавке алкилнитратов повышение цетанового числа составляет 2–3 единицы на каждые 0,1 % добавки и тем выше, чем выше цетановое число исходного топлива [9].
Однако повышение цетанового числа не может быть безгранично, так как при его увеличении больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает расход топлива и дымность выхлопных газов.
В состав присадок к дизельному топливу могут входить вещества, опасные свойства которых для окружающей среды недостаточно изучены, поэтому важным аспектом использования присадок является их непосредственное влияние на окружающую среду. Это получило свое отражение в специальной технической документации, сопровождающей присадки при их реализации: паспортах качества и паспортах безопасности. С целью безопасного обращения при производстве, транспортировке, хранении компонентов, входящих в состав присадок, самих присадок и дизельных топлив, содержащих эти присадки, в паспорте безопасности в числе прочих присутствуют разделы «Информация по экологии» («Экотоксичность») и «Указания по утилизации».
При всем при этом цетановое число должно отвечать требованиям двигателя. Необходимо учитывать его быстроходность, конструкции камеры сгорания, степень сжатия и размер цилиндров. Несоответствие цетанового числа приводит к снижению надежной работы двигателя, его быстрому износу.
Литература:
- Лунева В. В., Пуляев Н. Н. и др. Исследование химической стабильности современных дизельных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Международный технико-экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 84‑88.
- Коротких Ю. С. Экологический стандарт Евро-6 в Европе и России. // Управление рисками в АПК. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.agrorisk.ru/#!korotkih-1/lsuyi
- Митусова Т. Н. Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству // Мир нефтепродуктов. — 2009. — № 9–10. — С. 6–16.
- Влияние присадок на показатели качества дизельного топлива. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smu.rusoil.net/pages/7081/apnt12.pdf.
- Буров Е. А. Исследование эффективности действия функциональных присадок в дизельных топливах различного углеводородного состава: дисс. … канд. хим. наук: 02.00.13. Защищена 2015. — Москва, 2015.
- Минибаева Л. К. Разработка цетаноповышающей присадки для дизельных топлив: дисс. … канд. техн. наук: 05.17.07. Защищена 2015. — Уфа, 2015.
- Недайборщ А. С., Любименко В. А., Митусова Т. Н. Метод компьютерного моделирования в изучении механизма действия присадок к дизельным топливам // Труды Российского гос. ун-та нефти и газа им. И. М. Губкина. — 2015. — № 2. — С. 87‑98.
- Митусова Т. Н., Калинина М. В., Недайборщ А. С., Капитонов И. В. Особенности испытаний дизельных топлив ЕВРО // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. — 2013. — № 8. — С. 24‑25.
- Цетаноповышающие присадки в дизельные топлива. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chimservice.ru/stati/1610.
Ключевые слова
вредные вещества, Евро-6, Евро-5, дизельные топлива, цетановое число, цетаноповышающие присадки, промоторы воспламенения., промоторы воспламененияПохожие статьи
Влияние воды на изнашивание топливной аппаратуры
В статье приводится информация об особенностях загрязнений системы питания дизельных двигателей, а также о количестве накоплений этих загрязнений в полостях и баках топливной аппаратуры в условиях эксплуатации.
Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на номинальной частоте вращения
В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме номинальной частоты вращения.
Выбор и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения
В данной статье представлена работа выбора и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения.
Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на частоте вращения максимального крутящего момента
В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме максимального крутящего момента.
Исследование мощностных и топливно-экологических параметров двигателя при работе на спиртосодержащем топливе
В данной статье было проведено исследование влияния спиртосодержащих добавок к топливу на мощностные и топливно-экономические параметры работы автомобильного двигателя. Была проведена оценка снижения эмиссии токсичных компонентов в отработавших газах...
Влияние применения метанола на содержание оксидов азота в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от угла п. к.в. при работе на оптимальных УОВТ на режиме максимального крутящего момента
В данной статье рассмотрено влияние применения метанола на показатели процесса сгорания и содержание оксидов азота в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
Анализ оборудования, применяемого для диагностики, испытания и проверки форсунок дизельных ДВС автомобилей
Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива. Технич...
Влияние применение метаноло-топливных эмульсий на дымность отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 при работе с двойной системой топливоподачи
В данной статье рассмотрено влияние применение метаноло-топливных эмульсий на дымность отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 при работе с двойной системой топливоподачи.
Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды
В статье рассмотрено влияние показателей качества нефтяных топлив, автомобильного бензина и дизельного топлива, на состояние окружающей среды и здоровье человека. Представлены требования современных нормативных документов, предъявляемые к светлым неф...
Влияние метаноло-топливных эмульсий на показатели работы дизеля Д-240 при Θвпр = 23º до ВМТ
В данной статье рассмотрено влияние метаноло-топливных эмульсий на показатели работы дизеля Д-240 при Θвпр = 23º до ВМТ
Похожие статьи
Влияние воды на изнашивание топливной аппаратуры
В статье приводится информация об особенностях загрязнений системы питания дизельных двигателей, а также о количестве накоплений этих загрязнений в полостях и баках топливной аппаратуры в условиях эксплуатации.
Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на номинальной частоте вращения
В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме номинальной частоты вращения.
Выбор и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения
В данной статье представлена работа выбора и расчет расхода смазочных материалов для подшипников скольжения.
Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на частоте вращения максимального крутящего момента
В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме максимального крутящего момента.
Исследование мощностных и топливно-экологических параметров двигателя при работе на спиртосодержащем топливе
В данной статье было проведено исследование влияния спиртосодержащих добавок к топливу на мощностные и топливно-экономические параметры работы автомобильного двигателя. Была проведена оценка снижения эмиссии токсичных компонентов в отработавших газах...
Влияние применения метанола на содержание оксидов азота в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от угла п. к.в. при работе на оптимальных УОВТ на режиме максимального крутящего момента
В данной статье рассмотрено влияние применения метанола на показатели процесса сгорания и содержание оксидов азота в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от угла поворота коленчатого вала.
Анализ оборудования, применяемого для диагностики, испытания и проверки форсунок дизельных ДВС автомобилей
Форсунки дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются одним из элементов топливной системы автомобиля и во многом определяют такие параметры, как расход топлива и мощность, равномерность работы двигателя и полноту сгорания топлива. Технич...
Влияние применение метаноло-топливных эмульсий на дымность отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 при работе с двойной системой топливоподачи
В данной статье рассмотрено влияние применение метаноло-топливных эмульсий на дымность отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 при работе с двойной системой топливоподачи.
Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды
В статье рассмотрено влияние показателей качества нефтяных топлив, автомобильного бензина и дизельного топлива, на состояние окружающей среды и здоровье человека. Представлены требования современных нормативных документов, предъявляемые к светлым неф...
Влияние метаноло-топливных эмульсий на показатели работы дизеля Д-240 при Θвпр = 23º до ВМТ
В данной статье рассмотрено влияние метаноло-топливных эмульсий на показатели работы дизеля Д-240 при Θвпр = 23º до ВМТ