Рассмотрено применение обратного инжиниринга в машиностроении как одного из перспективных методов, способствующих эффективному развитию производства.
Ключевые слова: обратный инжиниринг, производство.
В настоящее время применение обратного инжиниринга как одного из перспективных методов становится одной из необходимых альтернатив стабильного развития предприятий в машиностроении.
Применение обратного инжиниринга достаточно широко, но наиболее часто оно применяется в машиностроении, автомобилестроении и электронике.
Обратный или реверс инжиниринг в машиностроении — это комплекс технологий, аппаратных и программных средств, необходимых для создания свойств объекта с внесением в него ряда доработок и когда проектировщик данного объекта не предоставил полную информацию о структуре и технологии создания.
Для данной технологии аппаратными средствами являются 3D сканеры, 3D-принтеры, компьютеры для сбора и обработки полученной информации и создания модели объекта. Применение аппаратных средств для использования технологии обратного инжиниринга показана на рис.1.
Рис. 1.
Первоначально данный метод применялся в военной промышленности с целью копирования удачных образцов военной техники. Одним из примеров такого копирования и применения метода обратного инжиниринга во время Второй мировой войны являются:
‒копирование и использование в американских и британских войсках немецких канистр для бензина;
‒копирование и создание Ту-4 советского самолета с американского бомбардировщика В-29. Американские бомбардировщики B-29 совершая вылеты на территорию Японии были вынуждены садиться в СССР. Советские военные, у которых не было аналога таких бомбардировщиков, решили сделать копию B-29. Через несколько лет они создали Ту-4 аналог В-29. Однако двигатели, вооружение и радиоэлектронное оборудование Ту-4 было собственной разработкой,которого не было на В-29.
Применение в машиностроении обратного инжиниринга необходимо для:
‒воссоздания утраченных или изношенных деталей, при исключении возможности закупки запчастей, при необходимости срочного ремонта;
‒в случаях применения новых механизмов и деталей;
‒воссоздание изделия, снятого с производства;
Основными преимуществами обратного инжиниринга являются:
‒сокращение временных и иных затрат на этапе создания продукции;
‒высокая производительность процесса;
‒экологичность;
‒возможность внесения доработок и автоматизации процесса.
Основными недостатками обратного инжиниринга являются:
‒при создании новых разработок возможно нарушение патентных и авторских прав;
‒высокая стоимость оборудования;
‒возможность раскрытия свойств того объекта, которого мы разработали и создания аналога конкурентами.
К основным этапам обратного инжиниринга относятся:
‒первый этап. Это получение математической модели образца. Для этих целей применяется 3D сканирование и 3D проектирование;
‒второй этап. Это этап когда из данных полученных от 3 D модели образца в CAD системе создают и оформляют документацию на него;
‒третий этап. Это этап самого изготовления образца на основе модели, но при копировании данный этап не проводится.
На рис.2. и рис3. показан один из этапов обратного инжиниринга.
Рис. 2.
Рис. 3.
Создание новых объектов и технологических изделий — это очень трудный и трудоемкий процесс, облегчить который помогает применение новых технологий, таких как обратный инжиниринг и др. Такие процессы начинаются с разработки новой идеи, и заканчиваются производством продукции.
Достаточно часто обратный инжиниринг используют для создания дубликата станка, агрегата, механизма отечественного или иностранного производства. Для этого необходимо не простое копирование готового изделия, но и создание чертежа с учетом особенностей российского производства.
С точки зрения защиты интеллектуальной собственности обратный инжиниринг является спорным явлением. Так как создание точной копии устройства или программы нарушает авторские и патентные права то использование обратного инжиниринга в качестве анализа продукта, с последующим созданием нового, не повторяющим исследуемый объект, а лишь учитывающий детали и взаимосвязи в нем, не является нарушением прав, а способствует эффективному развитию технологий.
Литература:
- Водин, Д.В., Соколов, М. В. Применение 3D принтеров и 3D печати для создания прототипа технических систем. Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: материалы II международной научно-практической конференции. — Вып. 2: в 2 т. / под общ. ред. В. А. Немтинова; ФГБОУ ВПО «ТГТУ». — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2016. — Вып. 2. –Т. I.
- forum.astrakhan.ru/index.php?showtopic=101351;
- ru.wikipedia.org/wiki/Обратная_разработка.;
- www.ddmlab.ru/service/revers-inzhiniring/;
- dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17172;
- dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1070687;
- Реверсный инжиниринг: нарушение прав или развитияе технологии? Лю К. Е., главный специалист НОО УрО РАН, г. Екатеринбург;
- ОАО «Туполев» — История создания самолета 68 (Ту-4)
- IT консультант, Обратный инжиниринг [Электронный ресурс]. Режим доступа: режим доступа: http://www.it-konsultant.ru/knowledge/19.html
- Обратный инжиниринг и коммерческая тайна, Milgrom & Associates, [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://usa- patent.ru/commercial_secret/revers_engineering.html
- Алтунин, К. А. Концепция создания информационного обеспечения интеллектуальной системы автоматизированного проектирования процессов резания в технологии машиностроения: монография /К. А. Алтунин, М. В. Соколов — Тамбов: Студия печати Павла Золотова, 2015. — 112 с.;