Введение
Актуальность данного исследования связана с современными требованиями к основным целям обучения. Ранее сделанный на предметных знаниях акцент теперь отвечает за формирование универсальных учебных действий, то есть, сбор и сохранение тех знаний, которые могут пригодиться не в определённой структуре, а во всех направлениях.
Вторая причина рассмотрения темы — это появившееся разнообразие форм и методов оценки. В современное время целесообразно прибегнуть к нестандартным методикам, которые включают в себя взаимооценку, индивидуальную и групповую оценку.
Контроль функции управления с позиции администрации школы
Для подробной характеристики данного контроля можно использовать внутреннюю систему оценки качества, актуальную для внедрения ФГОС третьего поколения [1]. Данная система состоит из следующих особенностей, позволяющих администрации оценивать со своей позиции уровень внедрения, а также разрабатывать рекомендации, необходимые для принятия управленческих решений в случае необходимости:
— проработка цели по установлению соответствия между деятельностью администрации с требуемыми нормами ФГОС, призванная обозначить как позитивные, так и негативные стороны введения новых программ;
— выявление задач, необходимых для реализации новых норм ФГОС в условиях требований, также оценка текущего уровня достижения результатов;
— характеристика принципов, с помощью которых устанавливаются параметры стратегической направленности и опоры на нормативные документы;
— направление контроля позволяет своевременно реализовать ООП и просчитать факторы, оказывающие непосредственное влияние на успеваемость обучающихся;
— выбор методов оценивания включает в себя все допустимые виды для того, чтобы критерии и нормы соответствовали стандартам, а база результатов наиболее точно отражала уровень подготовленности;
— и, наконец, периодичность подведения итогов тоже является немаловажным фактором, который позволяет устанавливать контрольные сроки для оперативного реагирования на показатели.
Примеры текущих особенностей контрольно-диагностической функции
Существуют три основные особенности:
Чёткие процедуры внутренней оценки призваны для регулирования динамики образовательных достижений путём стартовой и текущей диагностики. Это значит, что учебным процессом можно управлять не только по результатам уже полученной оценки, но и во время самого процесса. Данная особенность позволяет своевременно управлять мотивами, характеристиками и эмоциональным фоном учебного процесса, что напрямую влияет на конечный результат [2].
Далее идут обобщённые критерии оценивания, которые реализуют уровневый подход к системе оценивания. Делается это для того, чтобы сделать упор на предметные результаты, например, конкретизация умения, знания и понимания [3].
Последней особенностью является административный мониторинг. Его проведение служит для поддержки функциональной грамотности в условиях нововведений. Также административный мониторинг позволяет фиксировать этапы формирования планируемых результатов.
Причины, по которым контрольно-диагностическая функция стала необходимостью в условиях внедрения ФГОС третьего поколения
Во-первых, влияние на мотивацию учащихся. Контрольно-диагностическая функция способствует формированию четырёх ведущих видов мотивации (познавательная, оценочная, позиционная, внешняя) для основания стимулирующей оценки, которая пресекает цель обычной погони за хорошей отметкой — учащиеся получают развитие, а не причину [4].
Во-вторых, индивидуальность в обучении. Это не просто подход к каждому обучающемуся путём выявления его сильных сторон, но и проработка слабых элементов, с которыми он не может справиться в одиночку. Программа ориентируется на одного конкретного участника познавательного процесса и контролирует его развитие, заблаговременно выявляя в нём негативные тенденции, которые можно вовремя проработать [5].
Заключение
Таким образом, на основании проведённого небольшого исследования целесообразно сделать следующие выводы:
Главной особенностью контрольно-диагностической функции является контроль развития с помощью системы оценки, которая позволяет осуществить настройку учебного процесса и учитывать индивидуальные особенности каждого участника процесса.
С точки зрения администрации школы, контроль помогает также оценить и учебный процесс. Важность сохранения положительной и растущей динамики образовательных достижений обусловлена актуальностью эффективности учебного процесса, который необходимо совершенствовать в текущих условиях.
Условия внедрения ФГОС третьего поколения затребовали разработки дополнительных методов оценки знаний и умений, способы своевременного отслеживания учебного процесса на этапах подготовки обучающихся от теоретических знаний к практическим, поэтому оценка личностных результатов — это показатель, необходимый для подбора психодиагностических методик, связанных с будущим портфолио ученических достижений.
Литература:
- Булатова З. А., Гайнуллин И. А., Лысов С. С. Управление введением и реализацией ФГОС основного общего образования: учебно-методическое пособие. — Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2015.
- Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования: управленческие практики и методическое сопровождение». — Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2023.
- Моисеев А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть? — Москва: Солон-пресс, 2020.
- Письма Минпросвещения России: от 03.03.2023 № 03–327 («Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»), от 13.01.2023 № 03–49 («Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»)
- Притужалова О. А., Созонтова О. В., Хадакова Е. А. Методические рекомендации по управлению качеством образования в образовательной организации. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019.

