Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Маркетинг в киноиндустрии

16. Маркетинг, реклама и PR
63
Поделиться
Библиографическое описание
Лобанцева, Н. В. Маркетинг в киноиндустрии / Н. В. Лобанцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CX Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/544/19094.


Введение

Киноиндустрия является динамичной и многогранной областью, в которой продюсирование и маркетинг играют критически важную роль в процессе создания и достижения успеха фильмов.

Структура, в рамках которой действуют продюсеры, дистрибьюторы и студии, становится все более сложной, что обусловлено как глобальной конкуренцией, так и стремительным развитием технологий.

Успех фильма в значительной степени определяется не только качеством его содержания, но и тем, как он представлен и продвигается на рынке.

Как заметил Рональд Рейган[1]: «Продюсеры не стремились сделать эти фильмы хорошими — они стремились сделать их к четвергу».

Стоит отметить, что в последние годы традиционные методы маркетинга уступают место более социальным и интерактивным подходам, активно использующим платформы социальных сетей.

Важность ответственности в этой области подчеркивается Фёдором Бондарчуком, который заявил: «Самое главное слово в кино для меня, как для продюсера, — это ответственность. Как репутационная, так и финансовая».[2]

Таким образом, данная статья будет посвящена тщательному анализу современного маркетинга в контексте кино и разработке эффективных стратегий, направленных на успешное продвижение фильмов в условиях быстро меняющегося рынка. Мы рассмотрим ключевые аспекты продюсирования, современные инструменты маркетинга и влияние новых технологий на процесс создания и распространения кинофильмов.

Введение в киномаркетинг

Маркетинг кинофильмов представляет собой синтез искусства и науки, направленный на привлечение зрителей к конкретному произведению и максимизацию кассовых сборов.

В современных условиях киноиндустрии успешный маркетинг изобилует множеством аспектов, включая активное продвижение в социальных сетях, традиционную рекламу, организацию премьер и специальных мероприятий, а также использование аналитических данных для глубокого понимания своей целевой аудитории.

Рынки и маркетинговые стратегии в киноиндустрии

За последние десятилетия индустрия развлечений активно развивалась, и кино стало одним из важнейших ее направлений. В ряде стран мира киноиндустрия рассматривается как значимая часть экономики, служащая источником высоких доходов.

Как свидетельствуют исследования, мировой рынок кинотеатров оценивался в 72,7 миллиарда долларов США в 2024 году, и ожидается, что с 2025 по 2034 год он будет демонстрировать среднегодовой темп роста в 5,3 % [5].

Киноиндустрия, охватывающая кинопроизводство, кинопрокат и услуги, связанные с созданием и показом фильмов, представляет собой сложную и многоуровневую систему [6].

Киномаркетинг — это ключевое звено этой системы, направленное на удовлетворение потребностей зрителей и получение прибыли от реализации кинофильмов. Этот процесс включает в себя выявление потребностей рынка и реакции участников индустрии на эти запросы [1].

Итак, в самом общем виде определение рынка киноиндустрии выглядит следующим образом: рынок киноиндустрии — это совокупность существующих и потенциальных потребителей с определенными запросами и интересами, потребляющих услуги кинопоказа, и отрасли промышленности, занимающийся кинопроизводством, кинопрокатом, образующих вместе систему организационно-экономических отношений [2].

Киноиндустрия требует творческого подхода как к созданию фильмов, так и к их продвижению. В условиях высокой конкуренции и изменяющегося поведения зрителей эффективные маркетинговые стратегии играют решающую роль в привлечении аудитории и обеспечении успешного проката.

К основным маркетинговым стратегиям, используемым в киноиндустрии, можно отнести:

Тизеры и трейлеры

– Короткие видеоролики, создающие ожидание и интерес у зрителей. Тизеры подчеркивают атмосферу фильма, а трейлеры предлагают более широкое представление о сюжете и персонажах.

Социальные сети

– Эффективное использование платформ, таких как Instagram, Facebook, Twitter и TikTok, позволяет налаживать связь с фанатами и распространять уникальный контент. Элементы взаимодействия, такие как конкурсы и закулисные материалы, повышают вовлеченность аудитории.

Таргетированная реклама

– Таргетированная реклама значительно ускоряет продвижение киноновинок, позволяя достичь именно той аудитории, которая с наибольшей вероятностью заинтересуется фильмом. Используя данные о предпочтениях пользователей, дистрибьюторы могут показывать рекламу только целевым группам, что повышает эффективность реакции на рекламные сообщения.

PR-кампании

– Организация пресс-релизов, интервью с актерами и руководством фильма, а также участие в публичных событиях и кинофестивалях. Эти мероприятия помогают формировать положительное общественное мнение и повышают узнаваемость картины.

Кросс-промоция

– Сотрудничество с другими брендами и продуктами. Создание совместных товаров или рекламных акций предоставляет возможность расширения аудитории и увеличения охвата.

Мероприятия и премьеры

– Организация мероприятий, связанных с релизом фильма, таких как премьеры или специальные показы для прессы и фанатов. Эти события помогают привлечь внимание и создавать позитивный имидж.

Контент-маркетинг

– Создание дополнительных материалов, таких как блоги, влоги и документальные фильмы о создании картины. Этот контент интересен зрителям и продолжает подогревать их интерес к фильму.

Партнёрства с знаменитостями

– Привлечение известных личностей для продвижения фильма. Это может значительно увеличить привлекательность проекта и повысить его видимость среди широкой аудитории.

Иммерсивный маркетинг

– Использование технологий виртуальной и дополненной реальности для создания интерактивного опыта, который позволяет зрителям глубже погрузиться в мир фильма, например, через интерактивные выставки или мобильные приложения.

Тематические акции и мерчендайзинг

– Разработка и продажа товаров, связанных с фильмом (футболки, игрушки, постеры и др.). Это создает дополнительное взаимодействие со зрителями и приносит доход.

Аналитика и таргетинг

– Применение данных о зрительских предпочтениях и поведении для создания таргетированных рекламных кампаний. Это позволяет эффективно достигать именно тех групп аудитории, которые с наибольшей вероятностью заинтересуются фильмом.

Эффективное применение этих стратегий является очень важным для достижения желаемых результатов на высококонкурентном рынке кино.

Целевая аудитория и ее сегментирование

Определение целевой аудитории представляет собой первостепенный шаг в разработке успешной маркетинговой стратегии для любого фильма.

Каждый кинопроект формирует уникальный профиль зрителей, который помогает маркетологам адаптировать рекламные материалы и выбрать подходящие каналы для привлечения внимания к фильму. Учет различных демографических параметров, таких как возраст, пол, интересы и географическое расположение, позволяет создать более целенаправленную и эффективную коммуникацию.

Например, фильмы, ориентированные на молодежную аудиторию, могут использовать более динамичные и интерактивные методы продвижения, такие как социальные сети, вирусный контент и участие в трендах.

С другой стороны, фильмы для более старшей аудитории могут акцентировать внимание на традиционных каналах, таких как телевидение и печатная реклама. Адаптация маркетинговых стратегий к характеристикам целевой аудитории способствует повышению вовлеченности и интереса, что в конечном итоге влияет на коммерческий успех фильма.

Однако, как отметил знаменитый режиссер Хаяо Миядзаки: «Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых»[3]. Эта цитата подчеркивает важность учета более широкой аудитории при создании контента, даже если фильм ориентирован на детей.

Анализ поведения и предпочтений потенциальных зрителей, включая как детей, так и их родителей, играет ключевую роль в формировании содержания и подачи рекламных материалов. Использование инструментов аналитики, таких как опросы, фокус-группы и изучение зрительских привычек, позволяет разработать стратегии, которые будут учитывать интересы обеих групп, обеспечивая тем самым их вовлеченность и привлекательность фильма на рынке. Таким образом, четкое понимание целевых групп и их характеристик позволяет создать более персонализированный подход, повышая шансы на успешное восприятие фильма.

Киноиндустрия характеризуется разнообразием жанров и форматов, что делает рынок кино сложным и многогранным. Разные фильмы нацелены на различные возрастные и социальные группы, и успешное их продвижение требует понимания анатомии целевой аудитории.

Сегментация позволяет:

– Улучшить персонализацию маркетинговых усилий: Зная предпочтения и интересы определенной группы, можно разрабатывать рекламные материалы, которые лучше всего резонируют с этой аудиторией.

– Оптимизировать бюджет и ресурсы: Сосредоточив усилия на наиболее перспективных сегментах, можно достигнуть больших результатов при меньших затратах

– Увеличить вовлеченность и интерес: Адаптированные стратегии способствуют большему отклику со стороны потенциальных зрителей, что ведет к более высоким кассовым сборам.

Сегментирование целевой аудитории в кинобизнесе может основываться на различных критериях:

Демографические характеристики: Возраст, пол, уровень дохода и образование являются основными критериями. Например, фильмы для детей часто рекламируются через каналы, ориентированные на родителей и семейные ценности.

Психографические характеристики: Учитывают интересы, образ жизни, ценности и предпочтения. Фильмы ужасов могут нацеливаться на молодежную аудиторию, ищущую острых ощущений, в то время как романтические комедии могут быть более привлекательными для женщин старшего возраста.

Географические параметры: Расположение аудитории также играет важную роль. Фильмы могут продвигаться по-разному в зависимости от культурных особенностей и предпочтений разных регионов.

Поведенческие аспекты: Сюда входят зрительские привычки, такие как частота посещения кинотеатров, предпочтения по жанрам и реакция на рекламу. Анализ поведения зрителей помогает в выявлении тенденций и формировании целевого контента.

На практике сегментирование целевой аудитории позволяет кинематографистам гораздо более точно нацеливать свои усилия. Например:

– Документальные фильмы или исторические драмы могут придавать большее значение мероприятиям по повышению осведомленности и пресс-конференциям, ориентированным на обсуждение содержания.

– Семейные фильмы могут сочетать традиционные и цифровые каналы, включая телевидение и интернет, чтобы охватить как детей, так и их родителей.

Таким образом, сегментирование целевой аудитории в кинобизнесе является необходимым шагом для создания успешной маркетинговой стратегии.

Эффективное использование информации о зрительских предпочтениях и характеристиках способствует повышению вовлеченности, что, в конечном итоге, ведет к коммерческому успеху фильма.

Дифференцирование кинопродукта

В условиях высококонкурентной среды кинематографической индустрии дифференцирование кинопродукта является одним из ключевых факторов, определяющих его успешность на рынке.

Дифференциация продукта — э то маркетинговая стратегия, призванная выделить товары или услуги на фоне конкурентов. Она помогает предприятиям находить, развивать и подчеркивать уникальные характеристики своей продукции, привлекать и удерживать клиентов, повышать цены без существенного снижения продаж.

Дифференциация может заключаться в изменении дизайна, улучшении качества, расширении функционала продукта или даже повышении уровня обслуживания клиентов [7].

Этот процесс направлен на создание уникальных характеристик и ценностей продукта, которые отличают его от конкурентных предложений и делают его более привлекательным для целевой аудитории. В данной статье рассматриваются основные аспекты дифференцирования кинопродукта, его важность и методы реализации.

Киноиндустрия сталкивается с многими вызовами, включая жесткую конкуренцию, меняющиеся предпочтения зрителей и быстрое развитие технологий. Дифференцирование помогает не только выделиться среди множества фильмов, но и создать устойчивый имидж, который привлекает зрителей.

Основные преимущества дифференцирования включают:

– Увеличение конкурентоспособности: Уникальные качества кинопродукта, такие как оригинальный сюжет, специфичный стиль или инновационные технологии, помогают привлечь внимание зрителей и выделиться на фоне массовых релизов.

– Создание лояльности среди зрителей: Когда аудитория связывает определенные ценности и качества с киностудией или конкретным продуктом, это способствует выстраиванию долговременных отношений со зрителями, а также подталкивает их к повторным просмотрам и рекомендациям.

– Может служить основой для успешного брендинга: Дифференцированный кинопродукт легко интегрируется в более широкий маркетинговый контекст и может поддерживать разнообразные линейки товаров и мерчендайзинга.

Аспекты дифференцирования кинопродукта

Дифференцирование в киноиндустрии может осуществляться на нескольких уровнях:

Сюжет и жанр: Оригинальный подход к созданию истории или использование комбинированных жанров (например, новая интерпретация романтической комедии с элементами научной фантастики) могут помочь выделить фильм на фоне аналогичных предложений.

Кастинг: Привлечение известных актеров или работа с культовыми режиссерами может значительно повысить интерес к продукту. Пользуясь популярностью звёзд, студии создают ауры эксклюзивности и привлекательности вокруг своих фильмов.

Технологические инновации: Внедрение новых технологий, таких как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), использования новых форматов 3D или IMAX, может улучшить опыт зрителей и сделать продукт более привлекательным.

Визуальный стиль и оформление: Уникальный художественный стиль, который может быть выражен через цветовую палитру, операторскую работу или дизайн персонажей, также играет важную роль в дифференцировании. Например, фильмы, снятые в специфическом визуальном тоне или с особенностями анимационных техник, могут привлекать достаточно широкой аудитории.

Тематика и культурные аспекты: За счет обращения к специфическим культурным, историческим или социальным темам кинопродукт может быть воспринят как более значимый и актуальный для определенных групп зрителей.

Методы реализации дифференцирования

Для успешного внедрения дифференцирования в кинопродукт необходимо использовать грамотные маркетинговые стратегии:

Маркетинговые исследования: Понимание потребностей и предпочтений целевой аудитории играет важнейшую роль в создании уникального предложения.

Целевая реклама и PR: Сфокусированная рекламная кампания, использующая многоканальную стратегию, поможет донести уникальные ценности и особенности кинопродукта до целевой аудитории.

Брендинг и экосистема: Создание единого бренда, который связывает фильмы и связанные продукты (например, комиксы, книги, игрушки), поможет усилить дифференциацию и привлечь внимание к будущим проектам.

Осознание уникальности предложений и активное использование методов дифференцирования не только способствует улучшению коммерческих показателей, но и создает долгосрочные связи с аудиторией.

Внимание к деталям, понимание потребностей зрителей и создание уникальных предложений—вот ключевые факторы, которые могут привести к успешной реализации дифференцированных кинопродуктов на рынке.

Позиционирование кинопродукта

Позиционирование — относится к инструменту для продвижения бренда, которое бренд занимает в сознании покупателей и что его отличает от продуктов конкурентов (Конкурентное преимущество).

Чтобы позиционировать товары или бренды, компании могут подчеркнуть отличительные черты своего бренда (что это такое, что делает и как и т. д.) Или могут попытаться создать подходящий имидж (недорогой или премиальный, утилитарный или роскошный, вход — низкого или высокого уровня и т. д.) через комплекс маркетинга [5].

Позиционирование кинопродукта — это процесс создания уникального имиджа фильма или киностудии в сознании целевой аудитории, который позволяет выделить его на фоне конкурентов.

Эффективное позиционирование помогает не только привлечь зрителей, но и сформировать долгосрочные отношения с ними, обеспечивая устойчивость кинокомпании на рынке.

В условиях быстро меняющегося рынка кино, где каждая неделя приносит новые релизы, позиционирование становится важнейшим инструментом для привлечения внимания зрителей и создания устойчивого интереса к продукту.

Основные преимущества правильного позиционирования включают:

Выделение на фоне конкурентов: В океане кинопродукции с аналогичными жанрами и сюжетами позиционирование помогает определить уникальные черты, которые делают продукт запоминающимся для зрителей.

Управление ожиданиями аудитории: Четкое позиционирование позволяет донести до зрителей, чего они могут ожидать от фильма. Это касается не только жанра или сюжета, но и эмоционального отклика, который фильм должен вызвать.

Создание лояльности среди зрителей: Как только аудитория понимает, что конкретный продукт соответствует её предпочтениям и ожиданиям, она становится более склонной поддержать бренд кинопродукта в будущем, что способствует повторным просмотрам и рекомендациям.

Позиционирование кинопродукта может быть обусловлено несколькими факторами:

Жанр и стиль: Фильмы могут позиционироваться в зависимости от жанра (комедия, драма, хоррор и т. д.) и визуального стиля. Например, некоторые фильмы могут акцентировать внимание на комическом содержании и ярких цветах, в то время как другие могут использовать более мрачные и серые оттенки, создавая атмосферу серьезности и драмы.

Целевая аудитория: Позиционирование может основываться на ключевых характеристиках целевой аудитории. Например, молодежные фильмы могут подчеркивать динамику и современность.

Сообщение и тематика: Позиционирование может также учитывать основное сообщение и тематику фильма. Например, социальная драма, затрагивающая актуальные проблемы, может позиционироваться как важное произведение искусства, ставя акцент на образовательный аспект.

«Нам всем необходимы иллюзии. Именно поэтому мы любим кино», — говорит Моника Беллуччи, подчеркивая ту важную роль, которую иллюзии и фантазии играют в нашем восприятии кинематографа[4].

Чтобы эффективно удовлетворить эту потребность и создать запоминающийся опыт для зрителей, необходимо осуществлять четкое позиционирование кинопродукта. Это становится критически важным аспектом маркетинговой стратегии, содействующим успешному продвижению на высококонкурентном рынке. Позиционирование не только создает ожидания у зрителей, но и формирует удовольствие от просмотра, обеспечивая эмоциональную связь с продуктом.

Глубокое понимание потребностей целевой аудитории, использование креативных подходов в рекламе и ясные сообщения, привлекающие внимание, позволяют создавать уникальные образы, которые соответствуют запросам зрителей. В итоге, осознание выдающихся качеств кинопродукта формирует мощное основание для его успеха, обеспечивая иллюзии и эмоции, которые зрители ищут в кино и которые делают просмотр поистине незабываемым.

Маркетинговый инструментарий

Маркетинговый инструментарий для продвижения включает в себя набор методов и средств, используемых для продвижения товаров и услуг.

В контексте киноиндустрии это может включать следующие компоненты:

Реклама: Использование традиционных (телевидение, радио, печатные издания) и цифровых (социальные сети, веб-сайты, онлайн-реклама) каналов для распространения информации о фильме.

PR и связи с общественностью: Инструменты PR в кино помогают повысить узнаваемость фильма и установить связь с аудиторией. Одним из эффективных методов является инфопартнерство, которое включает сотрудничество с крупными медиа для размещения баннеров и редакционных материалов на их платформах. Пресс-релизы информируют журналистов о проекте через захватывающий текст, подкрепленный фактами и цитатами. Интервью с актерами и режиссерами создают личную связь со зрителями. Нативные материалы, такие как органично вписывающиеся статьи и посты, позволяют СМИ размещать контент, который не выглядит как реклама. Наконец, спецпроекты, включая офлайн-активности с участием актерского состава и креативные онлайн-инициативы, могут привлечь внимание и вызвать wow-эффект, хотя требуют дополнительного бюджета [8].

Контент-маркетинг: Создание и распространение интересного контента, связанного с фильмом (например, бэкстейдж-видео, комиксы, блоги), чтобы поддерживать интерес аудитории до и после релиза.

Социальные сети: Активное взаимодействие с зрителями через платформы, такие как Instagram, Facebook, Twitter и TikTok, для повышения вовлеченности и обсуждения фильма.

Стимулирование продаж: Проведение акций, конкурсов, специальных мероприятий или скидок на билеты для повышения интереса и посещаемости кинотеатров.

Партнерства и коллаборации: Сотрудничество с брендами, инфлюенсерами или другими медиа-проектами для расширения охвата аудитории и создания совместного контента.

Эти инструменты позволяют гибко подходить к продвижению кинопродукта, увеличивая его видимость и привлекательность на рынке.

Коммуникативная политика в киномаркетинге

Коммуникативная политика в киномаркетинге играет ключевую роль в формировании успешной стратегии продвижения кинопродукта. Она включает в себя все аспекты коммуникации с целевой аудиторией, направленные на создание интереса, ожидания и, в конечном итоге, желание посмотреть фильм. Эффективная коммуникационная стратегия учитывает особенности рынка, предпочтения зрителей и актуальные тренды, что позволяет находить наиболее подходящие каналы и форматы для донесения информации.

Целью коммуникационной политики является не только информирование о предстоящем релизе, но и выстраивание эмоциональной связи между фильмом и аудиторией. Это достигается через создание привлекательного визуального контента, интерактивные элементы. Участие ключевых персонажей в коммуникационных процессах создает авторитет и доверие к продукту, что особенно важно в условиях высокой конкуренции на рынке кино.

Кроме того, развитие и поддержка бренда кинопродукта через коммуникационные активности помогают установить его уникальную идентичность. Это может быть достигнуто с помощью последовательного использования визуальных и словесных элементов, которые создают целостное восприятие фильма.

Итак, грамотно выстроенная коммуникационная политика в киномаркетинге не только способствует успешному продвижению конкретного фильма, но и формирует долгосрочные отношения с аудиторией, обеспечивая интерес к будущим проектам киностудии.

Медиапланирование

Подобно маркетинговому плану, медиаплан обеспечивает поэтапное продвижение компании и достижение ее целей. В таком плане определяются задачи, рекламные форматы, инструменты для мониторинга результатов и другие важные аспекты. Без должного медиапланирования бизнес рискует неэффективно расходовать рекламный бюджет. Рассмотрим основные причины, по которым компаниям необходим медиаплан [9].

«Иными словами, медиапланированием называется процесс выбора средства, места, времени, размера и частоты размещения рекламы. Следовательно, эффективным медиапланированием можно назвать то, которое имеет комплекс положительных решений, которое предусматривает размещение рекламного сообщения в самое выгодное время, в наиболее подходящем для целевой аудитории рекламоносителе, в выигрышном месте, оптимальным размером, необходимое количество раз при минимальном бюджете» [3].

Если рассматривать медиапланирование в киноиндустрии, то оно является ключевым элементом успешного продвижения фильма. Оно включает разработку стратегий для эффективного распространения информации о кинопродукте, чтобы достичь максимальной аудитории. Основная цель — оптимизация использования рекламных бюджетов и определение наиболее подходящих сроков для запуска кампаний.

Первым шагом в медиапланировании является идентификация целевой аудитории, что позволяет создавать персонализированные сообщения и выбирать правильные каналы.

Новейшие методы продвижения аудиовизуальной продукции в сети Интернет

В эпоху цифровых технологий методы продвижения аудиовизуальной продукции, таких как фильмы и сериалы, значительно изменились. Традиционные подходы уступили место инновационным стратегиям, использующим возможности Интернета и социальных сетей.

  1. Социальные сети: Instagram и TikTok, стали основными инструментами для продвижения контента. Короткие видеоформаты, такие как трейлеры, быстро привлекают внимание пользователей. Например, фильм «Дюна» использовал TikTok для запуска интерактивных челленджей, что способствовало увеличению интереса к его премьере.
  2. Инфлюенсеры: Сотрудничество с популярными блогерами позволяет достигать целевой аудитории более эффективно. Например, звезды кинопремьеры могут проводить прямые эфиры с фанатами, что создаст дополнительный резонанс вокруг выхода новинки.
  3. Нативная реклама: Органичное включение рекламы в контент, например, через статьи на популярных веб-сайтах, делает продвижение менее агрессивным.
  4. Брендированный контент: Создание уникального контента, связанного с продуктом, помогает установить эмоциональную связь с аудиторией. Например, подкасты, посвященные процессу создания фильмов, стали популярными у зрителей, позволяя им лучше понять задумки создателей.
  5. Геймификация: Встраивание игровых элементов, таких как интерактивные конкурсы, увеличивает интерес к контенту. Некоторыестудии запускали приложения с мини-играми, связанными с их фильмами, что позволяло зрителям активно взаимодействовать с продуктом.
  6. Аналитика и искусственный интеллект: Использование современных аналитических инструментов позволяет лучше настраивать целевую рекламу. Например, стриминговые платформы, как Netflix, анализируют предпочтения пользователей для формирования персонализированных рекомендаций и рекламы.

Эти методы позволяют эффективно адаптироваться к изменяющимся интересам аудитории и значительно повышают эффективность маркетинговых стратегий в мире аудиовизуальной продукции.

Вторичные рынки (дополнительные каналы реализации фильма)

«Киномаркетинг — это двуединый процесс, который направлен, с одной стороны, на выявления желаний многомиллионной аудитории, формирование зрительских предпочтений и активное влияние на потребительский спрос; с другой — на получение прибыли от проката фильма и достижение эффективного вложения средств в развитие киноискусства. Отсюда следует, что главной целью маркетинга кино является создание кинотоваров и киноуслуг, удовлетворение потребности в них с общей выгодой и для компании, и для потребителя» [4].

Вторичные рынки как раз и представляют собой альтернативные каналы реализации кинофильмов, которые помогают достичь этих целей. Они дополняют театральные прокаты, увеличивают доходы и расширяют аудиторию, что особенно важно в условиях меняющегося медиа-ландшафта. Адаптация к новым формам распространения контента позволяет компаниям не только влиять на зрительские предпочтения, но и эффективно удовлетворять потребности потребителей, тем самым способствуя созданию прибыли и развитию киноиндустрии в целом.

Цифровые платформы и стриминг: Стриминг предлагает зрителям гибкость в просмотре и доступ к разнообразному контенту, увеличивая доходы от лицензирования.

Телевизионные права: Продажа прав на показ фильмов на телевидении также является важным каналом. Фильмы могут транслироваться на кабельных и спутниковых каналах, что позволяет достичь более широкой аудитории.

Мерчандайзинг и лицензирование: Сопутствующие товары, такие как игрушки и одежда, могут значительно увеличить доходы. Успешные франшизы, такие как «Звёздные войны», активно используют этот подход.

Фестивали и специальные показы: Участие в кинофестивалях и организация специальных показов помогают создать внимание к фильму и стимулировать его продажи.

Вторичные рынки играют ключевую роль в стратегиях дистрибьюторов и производителей, позволяя оптимизировать доходы и увеличить охват аудитории в высококонкурентной киноиндустрии.

Специфические методы продвижения в киноиндустрии

В киноиндустрии существуют уникальные методы продвижения, которые позволяют выделять фильм на фоне конкуренции и эффективно привлекать целевую аудиторию.

Вирусный маркетинг: Создание контента, который вызывает активное обсуждение и распространение среди зрителей. Фильм «Хроника» стал ярким примером вирусного маркетинга, который заставил зрителей активно обсуждать его. Создатели, запустившие всего за $12 млн, решили удивить публику креативным подходом, чтобы сэкономить на рекламе.

Перед премьерой над Нью-Йорком было запущено несколько дронов в форме человеческих фигур, которые кружили в небе, создавая эффект летающих людей. Этот незабываемый момент быстро разлетелся по СМИ и соцсетям, вызывая бурные обсуждения. В итоге «Хроника» собрала внушительные $126,6 млн в прокате, доказывая, что оригинальность и вирусный подход могут принести успех даже с ограниченным бюджетом! [10]

Секретные показы: Организация закрытых показов для ограниченного круга зрителей (например, критиков или фанатов), которые потом делятся своими отзывами и впечатлениями.

Кросс-промоция с играми: Создание игровых приложений или кросс-промоция фильмов с видеоиграми.

Незадолго до премьеры фильма «Трон: Наследие» Disney выпустил игру в виртуальной реальности, которая позволяет игрокам исследовать футуристичный дом главного героя, взаимодействуя с предметами и обстановкой [11].

Промо-граффити и уличное искусство: Использование городских пространств для создания оригинального граффити или инсталляций, связанных с фильмом.

Погружающие мероприятия с использованием технологий виртуальной реальности (VR) позволяют фанатам «попасть внутрь» мира фильма, создавая уникальное впечатление. И хотя современный VR-опыт становится все более популярным, его корни восходят к практике креативного маркетинга, которая использовалась еще в 1950–1960-х годах.

Ярким примером является Уильям Касл, знаменитый киномаркетолог и продюсер, который стал мастером провокаций в Голливуде. Во время продвижения фильма «Тинглер» — хоррора о паразите, который цепляется к позвоночнику жертвы, Касл внедрил в кресла кинотеатров вибрирующие электрические зуммеры.

Во время сцен с нападением паразита на героев зрители ощущали, как будто существо нападало на них самих. Этот необычный подход увеличил вовлеченность аудитории и оставил незабываемые впечатления, что иллюстрирует, как погружающие мероприятия могут эффективно продвигать фильмы [11].

Эти специфические методы подчеркивают креативный подход к кино-продвижению, позволяя создавать уникальные связи с аудиторией и формировать дополнительные интересы к фильмам.

Разработка стратегии маркетинга идеи, замысла, сценария

Выбор идеи и разработка сценария — ключевые этапы для продюсера, где успешная тема и актуальный сценарий могут обеспечить успех фильма.

Маркетинг на этом этапе играет важную роль, однако многие продюсеры недооценивают его значимость, полагаясь на интуицию. Маркетинговые исследования помогают выявить ошибки и минимизировать финансовые риски, а также предоставляют инвесторам четкие экономические прогнозы, что облегчает поиск финансирования для проекта [12].

Разработка маркетинговой стратегии в киноиндустрии начинается с формирования идей и замыслов, которые отражают суть фильма. Важно провести исследование целевой аудитории и анализ конкурентов.

Как утверждает Булочников Павел Андреевич, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Ключевым элементом в области маркетинговой информации являются маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования связывают всех участников кинорынка через информацию, необходимую для создания и укрепления представлений компании о маркетинге как о способе достижения максимальной результативности маркетинговых действий» [4].

Эффективная стратегия маркетинга создает ожидание и формирует интерес, что является ключом к успешному прокату картины.

Следующий этап — создание креативной концепции, которая будет поддерживать сценарий и визуальный стиль фильма.

Затем необходимо определить каналы продвижения.

В результате правильно спланированная маркетинговая стратегия обеспечивает не только успешный запуск фильма, но и его дальнейшую популяризацию, позволяя привлечь максимальное количество зрителей и добиться коммерческого успеха.

Стратегия маркетинга в подготовительном периоде и этапах кинопроизводства и монтажа

Производственный этап фильма является самым затратным периодом в реализации кинопроекта, требуя значительных трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Главная задача продюсера на этом этапе — оптимально распределить средства, чтобы максимально реализовать художественную концепцию, не допуская перерасхода [12].

Маркетинг в этот период играет ключевую роль, помогая продюсеру достичь поставленных целей. Разработка рекламной стратегии ориентирована на то, чтобы целевая аудитория, заранее информированная о создании фильма, продолжала следить за процессом производства и ожидала выхода на экраны.

Процесс создания маркетинговой стратегии начинается еще на подготовительном этапе, где правильные действия могут повысить шансы на успех. На этапе сценарного и творческого развития важно интегрировать идеи для интерактивного контента, создавая промо-материалы — логотипы, постеры и тизеры, которые позже будут активно использоваться в рекламе.

Как только начинается производство, маркетинговая стратегия должна адаптироваться. Важно документировать съемочный процесс для создания концепции закулисных материалов, таких как интервью с актерами и съемки из-за кулис. Эти материалы способны повысить интерес и вовлеченность аудитории; например, фильм «Мстители: Финал» успешно использовал подобные подходы для создания ожидания среди фанатов.

На этапе монтажа активизация маркетинговых усилий имеет первостепенное значение. Создание полноценных трейлеров и организация пресс-мероприятий — важные инструменты для привлечения зрительского внимания.

Ярким примером этого является запуск трейлера фильма «Дюна», который вызвал значительный ажиотаж благодаря предварительным показам и активному взаимодействию в социальных сетях.

Таким образом, постоянное взаимодействие с аудиторией на всех этапах подготовки и производства является ключом к успешной маркетинговой стратегии, которая не только обеспечит успешный запуск фильма, но и его долгосрочную популярность.

Стратегия маркетинга и рекламы в прокате

Стратегия маркетинга и рекламы в прокате является ключевым элементом успеха кинопроекта. Эффективное продвижение фильма во время его выхода на экраны может значительно повысить посещаемость кинотеатров.

На первом этапе следует определить целевую аудиторию и выбрать подходящие каналы для рекламы.

Создание ярких трейлеров — еще один важный элемент.

Работа с медиа и общественностью тоже играет значительную роль. Премьеры на кинофестивалях помогают создать интерес к фильмам

Кросс-промоции с брендами могут привлечь новую аудиторию. Сотрудничество фильма «Пиратов Карибского моря» с игрушками Lego увеличило его популярность среди детей [13].

Анализ результатов рекламных кампаний во время проката позволяет определить, какие методы были наиболее эффективны, что полезно для будущих проектов.

Таким образом, комплексный подход к маркетингу и рекламе в прокате является ключом к успешному запуску фильма и его долгосрочной популярности.

Стратегия маркетинга и рекламы в период кинопоказа

Задача дистрибьютора — выпустить фильм необходимым количеством копий для целевой аудитории. Маркетинг, в свою очередь, основывается на ситуационном анализе для определения нужного числа копий и кинотеатров.

Рекламная стратегия может изменяться в зависимости от сборов в первый уик-энд, включая возможность прекращения рекламной кампании или, напротив, усиливающих мероприятий для поддержания интереса зрителей.

После выхода фильма продюсер и дистрибьютор могут отслеживать результаты маркетинга.

Эффективность расходов на маркетинг можно оценить по следующим показателям:

– кассовые сборы на одну копию;

– соотношение маркетинговых расходов и кассовых сборов;

– сборы от рекламных акций в конкретных регионах;

– изменение восприятия аудитории по отношению к фильму благодаря рекламе [12].

Маркетинговый анализ полнометражных проектов в кинотеатральном прокате

Среди множества факторов, влияющих на успех полнометражных фильмов, ключевое место занимает маркетинговый анализ. Он включает в себя изучение видео-, документальных и анимационных проектов, которые вышли на экран, и позволяет определить, какие стратегии были наиболее эффективными, а какие — недостаточно результативными.

Первым шагом в маркетинговом анализе является определение целевой аудитории каждого проекта. Разные жанры привлекают различных зрителей: например, анимационные фильмы ориентированы на семьи с детьми, тогда как документальные ленты могут быть интересны более взрослым и образованным зрителям.

Анализ конкурентной среды также играет важную роль. Это включает в себя изучение фильмов, вышедших в то же время, и оценку их маркетинговых стратегий. Например, если в один и тот же уикенд выходят несколько крупных блокбастеров, продюсеры должны тщательно планировать свои рекламные усилия.

Ключевым аспектом маркетингового анализа является оценка эффективности различных рекламных стратегий. Это включает в себя изучение кассовых сборов, а также анализ воздействия рекламных акций, трейлеров и социальных медиа на конечный результат.

Сбор и анализ данных о предпочтениях зрителей также помогает в формировании стратегий для будущих проектов. Инструменты мониторинга социальных сетей, опросы и отзывы зрителей позволяют продюсерам понять, что именно заинтересовало публику и какие элементы фильма вызвали наибольший отклик.

Заключение

В современном мире киноиндустрии успешное маркетинговое продвижение становится неотъемлемой частью выпуска каждого фильма.

Правильная стратегия, направленная на создание ожидания, привлечение зрителей и формирование положительного имиджа, может значительно повысить кассовые сборы и обеспечить долговременный успех проекта.

В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты маркетинга в кино, тенденции и инновации, которые помогают не только выделиться на фоне конкурентов, но и эффективно вовлечь аудиторию.

Литература:

  1. Шевченко Д.А «Киномаркетинг: Теория и практика продвижения»
  2. Бакалаврская работа «Маркетинговые стратегии на рынке киноиндустрии г. Красноярска: Актуальные вызовы» И. А. Лыткина
  3. «Медиапланирование на 100 %" Александр Назайкин
  4. «Продвижение кинопродукции как важнейший фактор обеспечения эффективности системы сбыта предприятия киноиндустрии» Булочников Павел Андреевич
  5. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. https://www.gminsights.com/ru/industry-analysis/movie-theater-market
  7. https://journal.sovcombank.ru/glossarii/chto-takoe-differentsiatsiya-produkta-i-zachem-ona-nuzhna
  8. https://companies.rbc.ru Из интервью с Диной Павловой. Основатель и CEO PR-агентства AGENDA
  9. https://sendpulse.com/ru/support/glossary/media-planning
  10. https://lectera.com/magazine/ru/articles/samye-originalnye-reklamnye-kampanii-kotorye-voshli-v-istoriyu-kino
  11. Статья на сайте netology.ru/blog/01–2022-film-marketing
  12. https://www.proficinema.com/questionsproblems/articles/detail.php?ID=37049
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Lego_Pirates_of_the_Caribbean:_The_Video_Game

[1] Рональд Рейган (1911–2004) 40-й президент США

[2] Фёдор Сергеевич Бондарчук (1967) советский и российский актёр, режиссёр, кино- и телепродюсер, клипмейкер, телеведущий, телеакадемик

[3] Хаяо Миядзаки (1941) японский режиссёр-аниматор

[4] Мо́ника А́нна Мари́я Беллу́ччи — итальянская актриса кино и телевидения, актриса озвучивания и фотомодель.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный