Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности в здравоохранении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омаров, И. Т. Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности в здравоохранении / И. Т. Омаров, О. К. Ешмагамбетов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18533/ (дата обращения: 30.06.2024).



В современной динамичной среде здравоохранения повышение конкурентоспособности становится ключевой задачей для медицинских организаций. Настоящий литературный обзор направлен на анализ актуальных вопросов, связанных с этой проблемой, включая стратегические подходы, инновационные технологии и управленческие практики, направленные на улучшение качества услуг и эффективности системы здравоохранения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, медицинская организация, здравоохранение

В связи с тем, что медицинские организации становятся частью рыночной экономики, появляется необходимость эффективного использования имеющихся ресурсов и создания новых конкурентных преимуществ [1]. Это связано с постепенным увеличением расходов на здравоохранение, которые свидетельствуют о желании правительства улучшить материально-техническую базу и усилить конкурентоспособность системы здравоохранения в целом. [2,3]

Вместе с тем здравоохранение западных стран движется к пациентоориентированной медицине, что приводит к необходимости объединения и интеграции процессов в лечебно-профилактических учреждениях.

В современных цивилизованных странах здравоохранение считается одной из важнейших отраслей в развитии экономики. Финансирование здравоохранения до 4 % ВВП приносит стране прирост ВВП на 4,5 долларов на каждый вложенный в здравоохранение доллар США. На уровне государственных решений Правительство Республики Казахстан разработало и приняло государственную программу развития здравоохранения, проведя значительную модернизацию системы здравоохранения на 2011–2015 гг. и продолжая эту работу в рамках государственной программы «Денсаулык» на 2016–2019 годы. Однако, медицина является отраслью постоянного развития, и процесс совершенствования системы идет непрерывно. Для достижения целей развития Казахстан должен преодолеть разрыв в развитии между странами ОЭСР и Казахстаном во всех отраслях и сферах деятельности, в том числе в здравоохранении, формируя конкурентоспособное здравоохранение. Участие здравоохранения в процессах глобализации приводит к усилению конкуренции, и победившие в борьбе получают возможности для модернизации производства, сохранения рабочих мест и увеличения доходности учреждения. Сегодня термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» тщательно изучаются в научных кругах и широко применяются в экономической литературе.

Уже с А. Смита началось развитие теорий конкурентоспособности, который в своих трудах описал факторы, определяющие доминирование стран в мире торговли (земля, капитал, природные ресурсы и труд) и сформулировал теорию абсолютных преимуществ. Важным аспектом благосостояния наций является не количество накопленного золота, а способность страны производить товары и услуги более эффективно и дешевле, чем другие, что позволяет ей иметь абсолютное преимущество. А. Смит считал, что конкуренция представляет собой правильное соперничество между продавцами, которые стремятся контролировать рынок путем изменения цен в зависимости от спроса на товары. Основным способом борьбы за победу на рынке является установление цен. [8].

Согласно Дж. Стиглеру, конкуренция является процессом реакции на появление новых игроков на рынке и способ достижения нового равновесия, который основывается на борьбе между конкурентами за достижение относительных преимуществ. [9].

Д. Риккардо продолжил развитие теории А. Смита, создав более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он доказал, что страна может иметь выгоду от международной торговли даже тогда, когда нет преимуществ в производстве какого-либо продукта. Если у страны есть относительные преимущества и более низкие издержки на производство, чем у других стран, то она может специализироваться на производстве этих товаров и экспортировать их. Теория сравнительных преимуществ дальше развивалась Э. Хекшером и Б. Олином, которые выделили страны по уровню насыщенности факторами производства. В соответствии с их теорией, страна экспортирует товары, для производства которых используется интенсивно фактор производства, доступный в избытке, и импортирует товары, для производства которых не хватает определенных факторов производства.

Майкл Портер, известный американский экономист, продолжил развитие теории сравнительных преимуществ. Его исследования предоставляют новое обоснование и объяснение процессов международного обмена в связи с конкуренцией, используя новое понятие «конкурентное преимущество». По словам М. Портера, «новая теория должна идти дальше, чем теория сравнительных преимуществ, она должна анализировать конкурентное преимущество страны, исходя из того, что конкуренция — это динамичный и развивающийся процесс». [10].

Мы также исследовали и проанализировали различные подходы к определению конкурентоспособности в публикациях, посвященных этой теме (таблица 1).

Таблица 1

Систематизация определений термина конкурентоспособность

Автор

Подход к определению конкурентоспособности

М. Портер

Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений

Р. А. Фатхутдинов

Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке

М. Гельвановский,

В. Жуковская, И. Трофимова

Обладаниесвойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Дж. Мур,

А. М. Бранденбургер,

Б. Дж. Нейлбафф

Способность предприятия не только успешно конкурировать за долю рынка, но и находить способы сотрудничества с конкурентами для получения взаимной выгоды

Источник: составлено автором на основе [11,12,13]

Таблица 1 демонстрирует, что нет общего подхода к определению понятия конкурентоспособности, поскольку разные авторы используют это понятие для разных объектов: товаров, услуг, предприятий, регионов, отраслей и даже стран. Следовательно, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта. Например, на уровне товаров и предприятий выделяют микроконкурентоспособность, на уровне отдельных отраслей — мезоконкурентоспособность, и на уровне национального хозяйства страны — макроконкурентоспособность.

Для того, чтобы определить конкурентоспособность отрасли, необходимо учитывать наличие технических, экономических и организационных условий для производства, сбыта и создания продукции высокого качества в соответствии с потребностями различных групп потребителей. Отрасль может иметь конкурентные преимущества, такие как развитая инфраструктура и состояние фирм и предприятий, работающих в этой отрасли. Однако, для достижения конкурентоспособности отрасли необходимо наличие высококонкурентных предприятий.

В отрасли здравоохранения конкуренция оказывает влияние на все участники рынка. Различные исследования показывают, что конкуренция может повысить качество медицинской помощи, улучшить механизмы ее предоставления и снизить затраты с течением времени. Некоторые исследования связывают конкуренцию с качеством медицинской помощи [14], расходами на здравоохранение [15] и удовлетворенностью пациентов [16]. Увеличение ценности медицинских услуг можно получить при повышении качества и улучшении механизмов их предоставления, а это, в свою очередь, приведет к снижению затрат и улучшению удовлетворенности пациентов. Первый компонент включает медицинский персонал, включая врачей и средний медицинский персонал. Врачи могут конкурировать за пациентов, которые могут оплачивать услуги, и за пациентов с медицинским страхованием. Конкуренция в этом случае основана на месте расположения клиники, репутации и специализации врачей [18]. Квалификация медицинского персонала, в том числе врачей, является важным фактором, который влияет на качество медицинских услуг. Следовательно, показатели, такие как количество врачей, доля узких специалистов и количество среднего медицинского персонала, могут быть использованы для определения качества медицинских услуг. Второй компонент представлен организациями здравоохранения, такими как больницы и поликлиники. Они конкурируют за врачей, сторонних плательщиков и пациентов [19].

Выводы: Мы провели исследование, учитывая специфические характеристики здравоохранения и факторы, влияющие на конкурентоспособность, и определили свое понимание конкурентоспособного здравоохранения. Это означает, что здравоохранение должно обеспечивать здоровое население, предоставляя доступную и качественную медицинскую помощь, соответствующую международным стандартам, обладать достаточным финансированием, материально-технической базой, эффективным управлением и устойчивой инфраструктурой при минимальных затратах. Конкурентоспособность здравоохранения складывается из конкурентоспособности медицинских услуг и медицинских организаций.

Литература:

  1. Анализ частных расходов на здравоохранение в Казахстане и предложения по их снижению. Аналитический обзор для формирования политики (Policy Brief) Министерство здравоохранения Республики Казахстан РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения», Нур-Султан, 2019 г. Источник: www.rcrz.kz
  2. Омирбаева Б., Загидуллина Г., Гаитова К. Анализ расходов на здравоохранение в Казахстане для эффективного планирования // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 39–3.
  3. Аналитический отчет по Национальным счетам здравоохранения за 2018 год, 2019. Источник: www.rcrz.kz
  4. Акулин И. М., Организационно-правовые принципы концепции университетской клиники как основы для научно-практического междисциплинарного сотрудничества // Петербургский юрист. — 2015. — № 3 (7). с. 20–43.
  5. Аканов А. А., Тулебаев К. А., Калмаханов С. Б.,Турдалиева Б. С., «Внедрение инновационной модели «UNI Clinic» КазНМУ», Отчет о научно-исследовательской работе, Алматы, 2019
  6. Программа развития некоммерческого акционерного общества «Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова» на 2019–2023 годы
  7. Цель и миссия университетской клиники НАО «КазНМУ». Источник: https://uniclinic.kaznmu.kz/
  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Ось-89, 1997. — 255 с.
  9. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: в 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экон. шк., 2000. — Т. 2. — 300 с.
  10. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В. Д. Щетинина. — М., 1993. — 157 с.
  11. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations // https://hbr.org/1990/03/the-competitive-advantage-of-nations.
  12. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. — М.: ЭКСМО, 2005. — 544 с.
  13. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 34.
  14. Zwanziger J., Melnick G. Can managed care plans control health care costs // Health Affairs. — 1996. — Vol. 15(2). — Р. 185–199.
  15. Robinson J. C., Luft H. S. Competition, regulation, and hospital costs, 1982 to 1986 // JAMA. — 1988. — Vol. 260(18). — Р. 2676–2681.
  16. Miller R. Competition in the health system: good news and bad news // Health Affairs. — 1996. — Vol. 15(2). — Р. 107–200.
  17. Rivers P. A., Glover S. H. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag. — 2008. — Vol. 22(6). — Р. 627–641.
  18. Greenberg W. Competition, Regulation and Rationing in Health Care. — Ann Arbor: Health Administration Press, 1991. — 188 р.
  19. Harris I. C., McDaniel R. R. Jr. Untangling healthcare competition // Health Progress. — 1993. — Vol. 74(9). — Р. 20–23.
  20. Дроздова А. В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 3. — С. 42–46.