Предмет, задачи, цели, методы и функции этнополитологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Предмет, задачи, цели, методы и функции этнополитологии / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18516/ (дата обращения: 18.07.2024).



Определение любой научной дисциплины предполагает установление прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Здесь важно сформулировать цели и задачи дисциплины, отличие ее от смежных дисциплин и ее реальное место в системе этих дисциплин. Любое исследовательское направление может иметь статус научной дисциплины только в том случае, если оно имеет более или менее четко сформулированные методологические принципы, собственный арсенал методов и приемов систематизации материалов, а также понятийно-категориальный аппарат.

Ключевые слова: этнополитика, политические процессы, этнические группы, национальная политика, региональные процессы.

The definition of any scientific discipline presupposes, first of all, the establishment of a range of topics and problems that together constitute the subject of its research. Here it is important to formulate the goals and objectives of the discipline, its difference from related disciplines and its real place in the system of these disciplines. Any research area can have the status of a scientific discipline only if it has more or less clearly formulated methodological principles, its own arsenal of methods and techniques for systematizing materials, as well as a conceptual and categorical apparatus.

Keywords: ethnopolitics, political processes, ethnic groups, national policy, regional processes.

Предметная область этнополитологии вытекает из самого названия этой научной дисциплины. Очевидно, что она имеет непосредственную связь с этнологией и с политологией и является пограничной наукой, заимствующей характерные методы анализа, присущие как политическим наукам, так и этнологии. Ее предмет и объект не могут существенно отличаться от предметной области политической науки в целом и представляют собой некую специфическую ее сферу, где пересекается политика и этничность.

Если политика — это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы и методы, технологии и механизмы ее осуществления, то этнополитика — это участие этносов и этнических групп в делах государства и в свою очередь участие государства в делах этносов, создание государственных гарантий их стабильного существования и успешного развития, соблюдения их интересов и прав.

Отсюда этнополитология та предметная область политологии, которая связана с изучением государственной политики в сфере обеспечения интересов и прав этносов и этнических групп, составляющих население страны, а также с изучением роли этничности в политических процессах на региональном, федеральном и международном уровнях, выражающейся в этнополитических ориентациях населения, деятельности национальных организаций и движений, политических партий и отдельных политиков.

Предметом этнополитологии в этой связи являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования национальной политики, формы и механизмы ее реализации, идеология и практика национальных движений, этнополитические ориентации населения и формы их практических выражений.

Определяя предмет этнополитологической науки, некоторые исследователи дают более расширительное толкование его, что, на наш взгляд, не противоречит приведенному выше, но тем не менее неоправданно расширяет предметную область этнополитологии, вторгаясь в область политической философии, государства и права, международных отношений и собственно этнологии (этнографии).

Под предметом и проблематикой этнополитологии понимаются место и роль этнонациональных сообществ (этносов, наций, этнических групп) в истории человечества и политической жизни общества, их взаимодействие между собой, с государством и его органами, закономерности этнополитических процессов, начала и принципы этнона- циональной политики, политические устремления народов и приобретение тех или иных форм национальной государственности, политического и правового статуса, пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов и обеспечения этнополитической стабильности в отдельном государстве и в мире в целом.

Непродуктивно выглядит также стремление придать общим политическим закономерностям, универсальным этнополитическим реалиям характер уникальных явлений и на этой основе заявлять о необходимости создания неких локальных этнополитических концепций.

Для России нужна не только этнополитология вообще, но и в особенности русская этнополитология, как своего рода пограничная наука, изучающая российскую политическую действительность и вместе с тем неразрывно связанный с последней русский вопрос, включающий целый комплекс нерешенных наболевших проблем нашей нации.

С точки зрения некоторых ученых не совсем оригинальна, и, к примеру, в традициях политической антропологии тоже есть некая склонность к абсолютизации уникального характера так называемых примитивных этнических сообществ, ведущих племенной образ жизни, ибо считается, что в их общественной практике проявляются многие присущие человечеству политические качества, которые можно отслеживать в некой первозданной чистоте, то есть наблюдать у них своеобразные «политические архетипы», имеющие место в современной политике.

Если политология выступает в качестве науки и учебной дисциплины, то этнополитология еще не утвердилась в таком самостоятельном качестве, хотя очевидно, что в такой полиэтнической стране, как Россия, это неизбежно. Очевидно и то, что не столько теоретическое, сколько конструктивно-прикладное значение этнополитологии должно стать основным предназначением данной науки, особенно в свете того драматического опыта межэтнических конфликтов, который был накоплен в последние годы в России. Урегулирование конфликтов, мониторинг межэтнической напряженности и состояния межэтнических отношений, анализ эффективности государственных мер по решению вопросов национального характера, оценка ресурсов этнополитической мобилизации в различных регионах страны — это только небольшая часть тех практических задач, которые стоят сегодня перед этнополитологией.

Очевидная потребность в системном изложении этнополитолотических знаний, в критическом освещении проблем этнополитики привела к тому, что отечественные исследователи стали предлагать свои варианты учебного курса этнополитологии, первый из которых был апробирован в Московском государственном университете.

Можно, конечно, отдать первенство и Санкт-Петербургскому университету, поскольку там еще в 1995 г. на кафедре культурной антропологии и этнической социологии (создана в 1993 г.) в рамках курса социальной антропологии в качестве спецкурса по выбору начала преподаваться политическая антропология, которая с 1997 г. стала обязательным предметом, но все же и объект, и предметная область политической антропологии уже, нежели у этнополитологии. В первой главе уже упоминалось о тесной взаимообусловленности колониальной практики и антропологии, и еще классики социальной антропологии К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Э. Эванс-Притчард отмечали необходимость изучения механизмов управления в туземных обществах, актуальность познания особенностей политических систем, сформировавшихся в колониальных странах еще до прихода туда европейцев. Дэвид и Джулия Джерри в «Большом толковом социологическом словаре» верно отмечают, что «политическая антропология (political anthropology) — часть социальной антропологии, изучающая политический процесс и политические учреждения в простых обществах». Эти общества называют еще сегментированными и безгосударственными. Этнополитология же изучает все общества и в первую очередь анализирует характер взаимодействия государственных институтов и этносов. Курс этнополитологии Московского государственного университета акцентировал внимание именно на названной особенности той научной дисциплины, о которой идет речь в данном учебнике.

Вслед за первым опытом и первыми публикациями о характере этнополитологических исследований и о примерном содержании соответствующего учебного курса на рынке учебной продукции появились и более основательные работы, претендующие на то, чтобы дать целостное представление о проблематике современной этнополитологии.

Литература:

  1. Ачкасов В. А. Этнополитология: учебник для бакалавров. –М.: Издательство Юрайт, 2015. –495 с.–Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
  2. Бараш Р. Э. Ирредентизм как категория дискурса и политической практики // Вестник Российской нации. 2012. No 2–3.
  3. Бенхабиб С. Притязания культуры: Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М.: Логос, 2003.
  4. Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  5. Борисов И.Грузино-абхазское противостояние: Виден ли «свет в конце туннеля»? // Азия и Африка сегодня. 2001. No 5.

Ключевые слова

политические процессы, национальная политика, этнополитика, этнические группы, региональные процессы