Защита железнодорожных мостов от угрозы подрыва
Авторы: Ахмедзянов Гаяз Гумарович, Костин Константин Борисович
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
LXXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)
Дата публикации: 20.05.2024
Статья просмотрена: 51 раз
Библиографическое описание:
Ахмедзянов, Г. Г. Защита железнодорожных мостов от угрозы подрыва / Г. Г. Ахмедзянов, К. Б. Костин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/516/18513/ (дата обращения: 18.07.2024).
В данной статье освещаются проблемы безопасности железнодорожных мостов. Рассматриваются потенциальные угрозы, средства и методы защиты железнодорожных мостов, включая технологические инновации и стратегии управления рисками.
Ключевые слова: транспортная безопасность, железнодорожный мост, крушение, опора, железные дороги.
Железнодорожные мосты играют важную роль в обеспечении передвижения пассажиров и грузов по железнодорожной сети. Однако они также подвержены различным угрозам, включая возможность террористических актов подрыва.
Оценка уязвимости железнодорожных мостов включает в себя анализ состояния конструкции, нагрузок, возможных угроз и рисков. Проведение технических инспекций, испытаний на прочность и анализа динамических нагрузок помогает определить уровень уязвимости мостов. Оценка уязвимости железнодорожных мостов позволяет разработать меры по укреплению и защите инфраструктуры, снижая вероятность аварий и обеспечивая безопасность движения поездов.
Потенциальные угрозы для мостов включают террористические акты, направленные на нанесение ущерба инфраструктуре и нарушение общественной безопасности. Для предотвращения таких угроз необходимо усиление мер безопасности, включая системы видеонаблюдения, патрулирование и сотрудничество с правоохранительными органами.
В России исторически было несколько случаев подрывов железнодорожных мостов, как в период военных конфликтов, так и во время террористических актов. Некоторые из них включают
1. Чеченские войны: во время двух чеченских войн в 1990–2000-х годах происходили теракты и военные действия. Например, в 2003 году был подорван мост на линии, соединяющей Грозный и Ростов-на-Дону.
2. Террористические акты: в разные периоды в России также происходили террористические акты, включая подрывы мостов. Например, теракт на Крымском мосту в 2022 году был одним из таких случаев.
3. Еще один случай произошел в Самарской области в марте 2024, опору железнодорожного моста подорвали.
Усиление конструкции мостов может включать в себя несколько методов для обеспечения их безопасности и долговечности:
- Установка дополнительных опор и балок: для увеличения прочности мостов могут быть установлены дополнительные опоры и балки, что позволяет распределять нагрузку равномерно и снижать напряжение на основные элементы конструкции.
- Применение новых материалов: Использование современных композитных материалов или усиленного бетона может повысить прочность и долговечность мостов.
4. Регулярное техническое обслуживание: Регулярное обслуживание и инспекции мостов позволяют выявлять потенциальные проблемы и своевременно проводить необходимые ремонтные работы.
5. Установка заграждений и ограждений: Заграждения и ограждения на мостах помогают обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов, а также предотвращают падение предметов на проезжую часть.
6. Системы видеонаблюдения и контроля доступа: Установка систем видеонаблюдения и контроля доступа может помочь в обнаружении потенциальных угроз безопасности и оперативном реагировании на них. Эти меры могут быть реализованы как отдельно, так и в комбинации, в зависимости от специфики конкретного моста и его местоположения.
Для достоверной оценки текущего и прогнозирования дальнейшего технического состояния моста, с целью заблаговременного предупреждения о тенденциях его изменения, необходима установка постоянно действующей системы, способной не только заменить периодические обследования, но и повысить безопасность эксплуатации, другими словами — необходима установка комплексной системы мониторинга (далее система мониторинга).
Защита железнодорожных мостов от угрозы подрыва требует комплексного подхода, включающего в себя различные технологические решения. Вот несколько возможных подходов:
- Датчики движения: Установка датчиков движения вокруг мостов позволяет оперативно обнаруживать подозрительную.
- Интеллектуальные системы анализа данных: Использование систем анализа данных и искусственного интеллекта для автоматического обнаружения аномального поведения, такого как подготовка к подрыву моста.
- Датчики вибрации и звука: Установка датчиков вибрации и звука на структурных элементах моста может помочь в обнаружении необычной активности, такой как установки взрывчатых устройств.
- Защитные барьеры и преграды: Установка физических защитных барьеров, таких как бетонные блоки или металлические преграды, может снизить вероятность успешного подрыва моста.
- Биометрические системы идентификации: Введение биометрических систем идентификации может усилить безопасность доступа к мосту и предотвратить несанкционированные попытки воздействия на его конструкцию.
- Патрулирование и обученный персонал: Регулярное патрулирование мостов и обученный персонал способствуют раннему обнаружению и эффективному реагированию на угрозы.
- Контроль доступа: Установка систем контроля доступа, таких как замки или электронные пропускные системы, может ограничить доступ к структуре моста только авторизованному персоналу. Эти технологические решения могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации, чтобы обеспечить максимальную защиту железнодорожных мостов от угрозы подрыва.
- Использование дронов для обеспечения безопасности движения по железнодорожному мосту.
Защита железнодорожных мостов от угрозы подрыва является сложной и многогранной задачей, требующей комплексного подхода и внедрения различных мер безопасности. Эффективная защита мостов играет ключевую роль в обеспечении безопасности транспортной инфраструктуры и защите граждан от потенциальных террористических актов. Дальнейшие исследования и разработки в этой области необходимы для повышения уровня защиты и снижения рисков.
Литература:
- Ахмедзянов Г.Г, Лупаревич Д. А., Посох Д. Д. Проблемы обеспечения транспортной безопасности при организации перевозок на железнодорожном транспорте: сборник II Международной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2017, с. 136–140.
- Пономарев В. М., Жуков В. И. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и метрополитене, часть 1. Учебное пособие. — М.: МГУПС (МИИТ), 2014. — 279 с.