К вопросу о методах развития педагогической рефлексии
Авторы: Грановская Елена Александровна, Прокопьева Юлия Александровна, Монахова Виктория Алексеевна, Рахимова Наталья Валерьевна, Жучева Алена Викторовна, Лысенко Алена Андреевна, Козлова Наталья Геннадьевна, Широкова Ирина Станиславовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)
Дата публикации: 15.03.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
К вопросу о методах развития педагогической рефлексии / Е. А. Грановская, Ю. А. Прокопьева, В. А. Монахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18398/ (дата обращения: 16.11.2024).
Педагогическая рефлексия — это профессионально значимая способность, которую необходимо развивать. Мы предлагаем вариант программы, в основу которой положен принцип поэтапного развития педагогической рефлексии, которая может быть также использована в качестве тренинговой программы во время проведения «Школ молодого педагога» в дошкольных образовательных учреждениях. Используются различные формы групповой и индивидуальной работы: лекции, семинары-практикумы, тренинги, консультации.
На протяжении всей работы целесообразно проводить индивидуальные консультации по проблемам общения: «доверие к окружающим», «как выйти из конфликтной ситуации», «развитие профессиональной гибкости», а также консультации по организации воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществлению индивидуального подхода.
Обязательными процедурами являются:
- Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы состоит в осмыслении динамики процессов, способов и результативности индивидуальной и совместной деятельности;
- Аналитическая работа ведущих по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес, активность и т. д.).
Основными методами являются:
— групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, развивающая умение слушать и взаимодействовать;
— анализ ситуаций, стимулирующий обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы.
Рефлексия тесно связана с самораскрытием. С. Джурард подчеркивал, что «раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и здоровой личности». В качестве логики самораскрытия нами использовалась работа со схемой «окно Джо-гари» авторов Лафт Джозеф и Гарри Инграм.
Программа включает три этапа: ориентировочный, развивающий, закрепляющий.
Цель первого этапа : создать положительный эмоциональный настрой, установку на участие в групповых мероприятиях. Первичная диагностика ожиданий участников, их затруднений, самоопределение членов группы и определение группой цели своей работы.
Цель второго этапа : развитие навыка рефлексии. Создание в группе атмосферы, способствующей самопознанию, самопроявлению, актуализации каждым своей профессиональной педагогической позиции. Стимулирование потребности и способности индивидуального самовыражения в деятельности. Побуждение к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.
Цель третьего этапа : Развитие мотивационной сферы как поиск новых мотивов, смыслов, построения новой системы целей в профессиональной деятельности. Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе, и рефлексии. Рефлексия изменений, происшедших в педагогах за время формирующей работы. Прогнозирование будущих планов педагогами. Построение программы своего индивидуального (профессионального и личностного) развития.
Предварительно проводится диагностика педагогической рефлексии. Приведем пример первого занятия по развитию педагогической рефлексии «Знакомство».
Цель: Знакомство с участниками группы, установление правил работы в группе, норм отношений. Определение целей работы группы и индивидуальных задач.
1. Предложить педагогам-участникам встать в круг и по очереди каждому члену группы представиться:
— Расскажите о себе, своих качествах, привычках, интересах.
— Что вы ожидаете от работы по развитию педагогической рефлексии?
Затем участники предлагают, обсуждают и принимают правила работы в группе на основе принципов социально-психологического тренинга и особенностей данной формы взаимодействия.
- «Правила группы»
Знакомство с правилами, предлагаемыми А. С. Прутченковым:
1) Быть искренним, доверять другим. В группе можно рассказать о том, что волнует и интересует. Доверительные отношения предполагают конфиденциальность (это одно из этических оснований нашей работы)
2) Участвовать в работе систематически. Это правило вводится в связи с тем, что мысли, чувства каждого участника значимы для всех членов. И отсутствие одного участника нарушает целостность группы.
3) Быть внимательным и активным участником процесса. Важно не допускать такие рассуждения как: «все так думают», «большинство так считают». Эффективнее сказать: «я думаю.».., «я чувствую.».., «мне кажется.»...
4) Уважать мнение других: воздерживаться от критики и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Важно принимать, понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Помнить и о собственных проекциях, не навязывать свое мнение.
5) Быть терпимым и терпеливым. Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним в группе, оценить степень своей активности, интереса к происходящему.
Основное содержание занятия
Дискуссия «Эмпатия и толерантность — как они взаимосвязаны».
Цель. Осознать взаимосвязь данных понятий, показать их многогранность.
Предложить участникам разделиться на три подгруппы. Методом коллективной мыследеятельности на основе плакатных рисунков выработать краткое, лаконичное понятие толерантности. Обсудить различие и сходство предлагаемых формулировок.
Вопросы:
— В чем сходство предложенных определений?
— Как можно объединить их в одно понятие?
— Каким образом эмпатия помогает проявиться качеству толерантности личности? Приведите примеры (обсуждение).
3. «Рисунок музыки».
После восприятия моноспектакля о детстве Ж. Гавера предложить выразить впечатления от услышанного в рисунке. Поделиться впечатлениями.
Рефлексия занятия.
— Какой отклик вызвала у вас данная тема?
— Что, на ваш взгляд, способствует развитию терпеливости, выносливости, психической устойчивости при наличии стрессов?
Литература:
- Алексеев Н. Г. Рефлексия и осознание // Категория, принципы и методы психологии. Психические процессы. Ч.11 / Тезисы докладов к У1 съезду Общества психологов СССР.- М., 1983.- С.247–249.
- Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя.- Автореф.дис. …канд.психол.наук.- СПб., 1993.- 20 с.
- Данилин К. Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе.- М.: изд-во Моск.ун-та, 1981.- С.124–152.
- Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.- 308 с.
- Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. Научно-пед. Журнал, 1995. — № 4. — С. 27–36.
- Мириманова М. С. О роли рефлексии в развитии личности // Психология сегодня. / Материалы I научной конференции. Т. 2, вып. 3. — М., 1996. — С. 84–85.
- Михайлова Е. С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. дис. …канд.психол.наук.- М., 1990.-18 с.
- Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуация характера и эффективность учебной деятельности. — М., 2000.- 267 с.