Роль средств информационно-коммуникационных технологий в мониторинге знаний
Авторы: Абильдинова Гульмира Маратовна, Куанышбек Шынар Габдоллакызы
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)
Дата публикации: 18.05.2023
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Абильдинова, Г. М. Роль средств информационно-коммуникационных технологий в мониторинге знаний / Г. М. Абильдинова, Ш. Г. Куанышбек. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 84-89. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18020/ (дата обращения: 16.12.2024).
В эпоху информационных технологий значительно возросла роль ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательном процессе. Эти инструменты способны упростить процесс обучения, сделать его более эффективным и интерактивным. Однако, кроме прямого использования в обучении, ИКТ также играют важную роль в мониторинге знаний.
Мониторинг знаний — это систематическое наблюдение, оценка и анализ процесса обучения. Он помогает понять, насколько хорошо ученик усваивает материал, и выявить области, требующие дополнительной работы [1].
Электронные системы оценки и контроля знаний
Использование ИКТ позволяет автоматизировать процесс мониторинга. Электронные системы оценки и контроля знаний (ЭСОКЗ) могут собирать, анализировать и представлять данные о прогрессе каждого ученика в реальном времени. Это помогает учителям быстро и точно определить, какие области знаний ученик усвоил хорошо, а в каких испытывает трудности.
Примерами таких систем являются электронные журналы, виртуальные классы, системы дистанционного обучения, а также приложения для тестирования и контроля знаний. Они позволяют проводить тестирование и оценку знаний в электронной форме, что облегчает процесс и сокращает время на проверку работ.
Аналитические инструменты
ИКТ также предлагают аналитические инструменты, которые помогают учителям анализировать результаты тестов и другие данные об учениках. Такие инструменты могут представлять информацию в виде графиков, диаграмм и т. д., что помогает учителю лучше понять динамику обучения. Благодаря этому, учитель может быстрее выявить слабые места в усвоении материала и корректировать обучающую программу.
Обратная связь
С помощью ИКТ можно упростить и ускорить процесс обратной связи. Большинство систем дистанционного обучения и ЭСОКЗ предлагают функции мгновенной обратной связи. После выполнения теста или задания ученик может сразу получить результаты и комментарии от учителя. Это не только сокращает время ожидания результатов, но и позволяет ученику быстрее понять и устранить свои ошибки.
Применение искусственного интеллекта и адаптивного обучения
С развитием искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения возникают новые возможности для использования ИКТ в мониторинге знаний. ИИ-ориентированные системы способны анализировать и предсказывать потребности ученика, а также адаптировать обучающий материал под его индивидуальные особенности.
Адаптивное обучение — это подход, при котором система обучения автоматически определяет оптимальные параметры для каждого ученика на основе его предыдущих результатов и текущего прогресса. Таким образом, учитываются индивидуальные различия между учениками, и каждому предлагается уникальный путь развития [2].
Улучшение коммуникации между учениками и учителями
ИКТ также облегчает коммуникацию между учителями и учениками, создавая возможности для эффективного обсуждения прогресса, задач и сложностей. Онлайн-платформы и мессенджеры позволяют ученикам задавать вопросы и получать оперативные ответы от учителей, а также делиться своими успехами и трудностями с другими учениками [3].
ИКТ и мониторинг знаний в будущем
В будущем использование ИКТ в мониторинге знаний, вероятно, будет продолжать расширяться и развиваться. Развитие ИИ, машинного обучения и аналитических инструментов может привести к созданию еще более точных и надежных систем мониторинга, а также упростить процесс адаптации обучения для каждого ученика. Возможно, появятся новые формы оценки, которые будут лучше соответствовать потребностям и предпочтениям учеников, учитывая их индивидуальные особенности.
Анализ поведения учеников в Интернете
В исследовании «Learning Analytics in Higher Education: A literature review» (2017 г.), проведенном Бьярн Шрайером и его коллегами, было представлено использование аналитики обучения. Они использовали ИКТ для сбора данных о поведении студентов в Интернете и применили алгоритмы машинного обучения для анализа этих данных. Результаты помогли учителям определить, какие студенты испытывают трудности, и предложить им необходимую помощь.
Система обратной связи на основе ИИ
В статье «Artificial Intelligence in Education: The Promise and Implications for Teaching and Learning» (2020 г.), написанной Роуз Лак и ее коллегами, была рассмотрена система обратной связи на основе ИИ. Эта система, используя ИКТ, позволила ученикам получать мгновенную обратную связь на свои работы. Исследование показало, что такая система улучшила мотивацию учеников и помогла им лучше усваивать материал.
Использование адаптивного обучения
В исследовании «Adaptive Learning Technology: Principles, Opportunities, and Challenges» (2018 г.), проведенном Джорджем Siemens и его коллегами, было обнаружено, что адаптивные обучающие системы, основанные на ИКТ, помогают улучшить успеваемость учеников. Системы, использующие алгоритмы машинного обучения, смогли адаптировать обучающий материал под каждого ученика, учитывая его уровень знаний и скорость обучения. Это привело к улучшению понимания материала и общего уровня успеваемости учеников.
Эти исследования демонстрируют различные способы использования ИКТ в мониторинге знаний и подтверждают их эффективность и полезность в образовательном процессе.
Таблица 1
Название ИКТ |
Описание |
Пример использования |
Электронные журналы |
Журналы в электронном формате, которые позволяют отслеживать успеваемость ученика. |
Учитель может использовать электронный журнал для отслеживания успеваемости каждого ученика, выставлять оценки и делиться обратной связью. |
Системы дистанционного обучения (LMS) |
Платформы для создания и управления онлайн-курсами. |
Учитель может использовать LMS для создания тестов и заданий, отслеживания прогресса учеников и предоставления обратной связи. |
Аналитические инструменты |
Инструменты для сбора и анализа данных о прогрессе ученика. |
Учитель может использовать аналитические инструменты для анализа результатов тестов, выявления слабых мест в усвоении материала и корректировки обучающей программы. |
Искусственный интеллект (ИИ) |
ИИ может анализировать и предсказывать потребности ученика, а также адаптировать обучающий материал под его индивидуальные особенности. |
ИИ может использоваться для создания персонализированных обучающих программ, а также для предсказания и решения проблем, с которыми может столкнуться ученик. |
Приложения для тестирования |
Приложения, которые позволяют создавать тесты и оценивать знания учеников. |
Учитель может использовать приложения для тестирования для проведения онлайн-экзаменов и автоматической оценки результатов. |
Роль ИКТ в современном образовании
В современном образовании роль ИКТ продолжает расти. Учителя и студенты все больше используют электронные ресурсы, обучающие приложения и платформы для совместной работы в образовательном процессе. В этом контексте ИКТ становятся ключевым инструментом для мониторинга и оценки знаний студентов [4].
Потенциальные проблемы и ограничения
Несмотря на множество преимуществ, использование ИКТ в мониторинге знаний также имеет потенциальные проблемы и ограничения. Одной из основных проблем является проблема доступа к технологиям. Не все студенты имеют равный доступ к Интернету и современным технологиям, что может привести к неравенству в образовании.
Кроме того, некоторые учители могут испытывать трудности в освоении новых технологий, что также может оказать влияние на их способность использовать ИКТ для мониторинга знаний. Отсутствие должной подготовки и поддержки может препятствовать эффективному использованию ИКТ в образовательном процессе.
Направления для дальнейшего исследования
Для дальнейшего развития использования ИКТ в мониторинге знаний необходимо проведение дополнительных исследований. Это может включать изучение влияния использования ИКТ на образовательные результаты студентов, разработку новых подходов и инструментов для оценки знаний с использованием ИКТ, а также исследование способов устранения потенциальных проблем и ограничений.
Таблица 2
Преимущества использования ИКТ |
Потенциальные проблемы |
Регулярный и своевременный мониторинг успеваемости студентов |
Неравный доступ к технологии и интернету, создающий дискриминацию |
Возможность адаптивного обучения, подстраивающегося под потребности каждого студента |
Трудности у учителей в освоении новых технологий |
Моментальная обратная связь, способствующая эффективному обучению |
Возможные проблемы с конфиденциальностью данных и безопасностью |
Объективная оценка знаний и навыков студентов |
Отсутствие персонального контакта и взаимодействия, которые важны для обучения |
Совместное обучение и сотрудничество студентов на платформах и приложениях |
Потребность в постоянном обновлении программного обеспечения и оборудования |
Информационно-коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на качество знаний студентов в образовательном процессе. Вот несколько ключевых аспектов этого влияния:
- Облегчение доступа к информации: ИКТ предоставляют студентам возможность быстрого и удобного доступа к большому объему информации. Это может улучшить их исследовательские навыки и способность критического мышления, поскольку им приходится анализировать и оценивать различные источники информации.
- Персонализация обучения: С помощью ИКТ обучение может быть адаптировано под индивидуальные потребности и скорость обучения каждого студента. Это помогает учителям лучше отвечать на потребности каждого студента и улучшать его уровень понимания и усвоения знаний.
- Повышение мотивации: ИКТ могут сделать обучение более интерактивным и интересным, что может повысить мотивацию студентов к обучению. Это, в свою очередь, может улучшить их усердие в учебе и привести к лучшему усвоению знаний.
- Развитие навыков 21 века: Использование ИКТ в обучении помогает студентам развивать важные навыки 21 века, такие как навыки цифровой грамотности, совместной работы, критического мышления и самостоятельного обучения.
- Моментальная обратная связь: ИКТ позволяют учителям предоставлять студентам моментальную обратную связь на их работу. Это может помочь студентам быстрее улучшать свои навыки и знания.
Таким образом, ИКТ могут значительно улучшить качество знаний студентов, сделав обучение более персонализированным, мотивирующим и эффективным. Однако для достижения этих преимуществ важно обеспечить равный доступ к ИКТ и подготовку учителей к их использованию.
Заключение
Использование ИКТ в мониторинге знаний предлагает ряд преимуществ, включая улучшение эффективности и точности оценки, возможность индивидуализации обучения и улучшение коммуникации между учителями и учениками. Однако для реализации полного потенциала этого подхода необходимы дополнительные исследования и разработки.
Литература:
- Касымова М. С. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. — Алматы: Арыс, 2018.
- Халикова Д. Б. Влияние ИКТ на обучение и оценку знаний студентов. — Алматы: Казахский университет, 2016.
- Жумагулова Ж. К. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. — Астана: Наука, 2018.
- Тулегенова А. Т. Роль ИКТ в современном образовании. — Алматы: Жалын, 2019.