Управление активной системой подрессоривания транспортного средства с использованием нечеткого адаптивного ПИД-регулятора
Автор: Кучин Александр Артёмович
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)
Дата публикации: 07.09.2020
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Кучин, А. А. Управление активной системой подрессоривания транспортного средства с использованием нечеткого адаптивного ПИД-регулятора / А. А. Кучин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16019/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье проводится синтез ПИД-регулятора с блоком нечеткой адаптации для управления элементами активной системы подрессоривания транспортного средства. Разработаны математические и имитационные модели активной и пассивной систем подрессоривания. С использованием среды моделирования Simulink проведено моделирование переходных процессов в системе подрессоривания при различных воздействиях со стороны дорожного покрытия.
Ключевые слова: транспортное средство, активная система подрессоривания, ПИД-регулятор, блок нечеткой адаптации, нечеткие правила настройки, коэффициенты регулятора.
Развитие технологий кардинальным образом изменяет автотранспортную промышленность. Использование новых технологий привело к созданию новых систем подрессоривания транспортных средств. Одной из таких систем является активная система подрессоривания, которая позволяет эффективно минимизировать вертикальное ускорение и смещение подрессоренной массы транспортного средства без потери устойчивости и управляемости транспортного средства. Активная система подрессоривания позволяет изменять режимы работы элементов подвески согласно условию движения по заранее установленным законам управления. На данный момент проведено множество исследований способов управления элементами активной системы подрессоривания, однако данный вопрос до конца еще не решен и является актуальным и по сей день. Целью данной работы является рассмотрение способа управления активной системой подрессоривания транспортного средства с использованием нечеткого адаптивного ПИД-регулятора.
Обычная (пассивная) система подрессоривания описывается следующей системой математических уравнений [1]:
где: подрессоренная масса;
неподрессоренная масса;
смещение подрессоренной массы;
смешение неподрессоренной массы;
смешение колеса с покрышкой (шиной) относительно рельефа;
жесткость пружины;
жесткость покрышки (шины);
коэффициент демпфирования.
Для упрощения дальнейшего создания имитационной модели пассивной системы подрессоривания вышеизложенную систему уравнений необходимо преобразовать в передаточную функцию вида:
Активная система подрессоривания главным образом отличается от пассивной системы подрессоривания наличием исполнительного элемента, позволяющего регулировать режимы работы подвески. Графическая схема активной системы подрессоривания приведена на рис. 1. Для математического описания активной системы подрессоривания математическая модель пассивной подвески будет изменена следующим образом:
где: управляемая сила, регулирующая работу подвески.
Рис. 1. Схема активной системы подрессоривания
Изменение усилия на исполнительном элементе активной системы подрессоривания может быть сформировано согласно изменению вертикального ускорения (обратная связь) подрессоренной массы по установленному закону управления [2]. Одним из возможных способов реализации закона управления исполнительным элементом является нечеткий адаптивный ПИД-регулятор, схема которого представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема ПИД-регулятора с блоком нечёткой адаптации (БНА): g(t) — задающее воздействие; e(t) — ошибка управления; u(t) — управляющее воздействие; y(t) — регулируемая величина; e ̇ — скорость изменения ошибки управления; Кp, Ki, Kd — настраиваемые коэффициенты ПИД-регулятора
Для синтеза ПИД-регулятора с блоком нечёткой адаптации необходимо учитывать следующие нечёткие правила настройки пропорционального, интегрального и дифференциального коэффициентов [3]:
– Если ошибка e(t) достаточно большая, то необходимо уменьшить дифференциальный коэффициент К d и увеличить пропорциональный коэффициент К p , при этом необходимо исключить воздействие интегральной составляющей управления К i ;
– Если ошибка e(t) и скорость ее изменения удовлетворяют требованиям к переходному процессу, то необходимо снизить воздействие пропорциональной составляющей К p ПИД-регулятора с целью снижения величины перерегулирования;
– Если ошибка управления e(t) крайне мала, то необходимо увеличить воздействие пропорционального К p и интегрального каналов управления К i с целью увеличения устойчивости системы. При этом если скорость изменения ошибки становится велика, необходимо снизить влияние дифференциальной составляющей управления К d .
На основе выше представленных нечётких лингвистических правил необходимо составить базу правил для блока нечеткой адаптации. Сформированная база правил сведена в таблицу 1.
Таблица 1
База правил уточнения коэффициентов ПИД-регулятора
Правила уточнения пропорционального коэффициента К p |
|||||||
|
|
||||||
NB |
NM |
NS |
ZE |
PS |
PM |
PB |
|
NB |
PB |
PB |
PM |
PM |
PS |
ZE |
ZE |
NM |
PB |
PB |
PM |
PS |
PS |
ZE |
NS |
NS |
PM |
PM |
PM |
PS |
ZE |
NS |
NS |
ZE |
PM |
PM |
PS |
ZE |
NS |
NM |
NM |
PS |
PS |
PS |
ZE |
NS |
NS |
NM |
NM |
PM |
PS |
ZE |
NS |
NM |
NM |
NM |
NB |
PB |
ZE |
ZE |
NM |
NM |
NM |
NB |
NB |
Правила уточнения дифференциального коэффициента К d |
|||||||
NB |
NB |
NB |
NM |
NM |
NS |
ZE |
ZE |
NM |
NB |
NB |
NM |
NS |
NS |
ZE |
ZE |
NS |
NB |
NM |
NS |
NS |
ZE |
PS |
PS |
ZE |
NM |
NM |
NS |
ZE |
PS |
PM |
PM |
PS |
NM |
NS |
ZE |
PS |
PS |
PM |
PB |
PM |
ZE |
ZE |
PS |
PS |
PM |
PB |
PB |
PB |
ZE |
ZE |
PS |
PM |
PM |
PB |
PB |
Правила уточнения интегрального коэффициента К i |
|||||||
NB |
PS |
NS |
NB |
NB |
NB |
NM |
PS |
NM |
PS |
NS |
NB |
NM |
NM |
NS |
ZE |
NS |
ZE |
NS |
NM |
NM |
NS |
NS |
ZE |
ZE |
ZE |
NS |
NS |
NS |
NS |
NS |
ZE |
PS |
ZE |
ZE |
ZE |
ZE |
ZE |
ZE |
ZE |
PM |
PB |
NS |
PS |
PS |
PS |
PS |
PB |
PB |
PB |
PM |
PM |
PS |
PS |
PS |
PB |
В выше представленной таблице были использованы следующие сокращения:
– NB — Negative Big — сильно отрицательно;
– NM — Negative Medium — отрицательно;
– NS — Negative Small — мало отрицательно;
– ZE — Zero — нейтрально;
– PS — Positive Small — мало положительно;
– PM — Positive Medium — положительно;
– PB — Positive Big — сильно положительно.
Исследование отработки изменения рельефа активной системой подрессоривания проводилось при использовании двух воздействий (ударов). Использовались одинарный удар и двойной удар данные воздействия со стороны дорожного рельефа могут быть описаны следующим образом:
где: изменение рельефа дороги;
амплитуда изменения рельефа дороги (удар);
время начала удара;
время окончания удара;
длительность удара.
Значения параметров, использовавшихся при моделировании в среде Simulink сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Параметры моделирования
Параметр |
Обозначение |
Значение |
Подрессоренная масса |
|
250 Кг |
Неподрессоренная масса |
|
50 Кг |
Жесткость пружины |
|
16000 Н/м |
Жесткость покрышки (шины) |
|
160000 Н/м |
Коэффициент демпфирования |
|
1500 Нс/м. |
Продолжение таблицы 2. Параметры моделирования |
||
Время начала первого удара |
|
0.5 c |
Время окончания первого удара |
|
1.0 c |
Время начала второго удара |
|
6.0 c |
Время окончания второго удара |
|
6.75 c |
Длительность одиночного удара |
|
0.5 c |
Длительность первого удара |
|
0.5 c |
Длительность второго удара |
|
0.75 c |
Амплитуда первого удара |
|
0.05 м |
Амплитуда второго удара |
|
0.075 м |
Начальный пропорциональный коэффициент |
|
4950 |
Начальный интегральный коэффициент |
|
2875 |
Начальный дифференциальный коэффициент |
|
22.5 |
Simulink модель, позволяющая сформировать воздействие на систему подрессоривания при изменяющемся рельефе приведена на рис. 3.
Рис. 3. Схемы моделей, имитирующих изменение дорожного рельефа
Simulink модель, реализующая работу нечеткого адаптивного ПИД-регулятора приведена на рис. 4.
Рис. 4. Схема модели ПИД-регулятора с блоком нечёткой адаптации
Simulink модель, отображающая общее функционирования активной системы подрессоривания под управлением ПИД-регулятора с БНА приведена на рис. 5.
Рис. 5. Общая схема модели активной системы подрессоривания под управлением нечеткого адаптивного ПИД-регулятора
Результаты модельного сравнения работы пассивной системы подрессоривания и активной системы подрессоривания с нечетким адаптивным ПИД-регулятором представлены на рис. 6–7.
Рис. 6. Результаты моделирования при двойном ударе
Рис. 7. Результаты моделирования при одиночном ударе
В настоящей работе на основе иммитационно-компьютерного моделирования продемонстрировано управление активной системой подрессоривания транспортного средства с использованием нечеткого адаптивного ПИД-регулятора, позволяющее получить существенное улучшение динамических характеристик подвески транспортного средства. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что данный способ управления упруго-демпфирующими элементами активной системы подрессоривания является эффективным и может быть использован на различных транспортных средствах как общего назначения, так и специального.
Литература:
- E. A. Sanchez, A quarter-car suspension system: car body mass estimator and sliding mode control, Procedia Technology. 7 (2013) 208–214.
- M. S. Kumar, Development of active suspension system for automobiles using PID controller, Proceedings of the World Congress on Engineering. 2 (2008).
- Al-Holou, N., Weaver, J., Sung, J.: Adaptive Fuzzy Logic Based Controller for an Active Suspension System. In: IEEE Proceedings of the 39th Midwest symposium on circuits and systems, August 18–21, 1996, Ames, IOWA,USA, Vol. II, p. 583–586.
Ключевые слова
ПИД-регулятор, транспортное средство, активная система подрессоривания, блок нечеткой адаптации, нечеткие правила настройки, коэффициенты регулятораПохожие статьи
Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики
В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...
(ОТОЗВАНА) Расчет параметров ПИД-регулятора на основе метода локализации
Рассмотрена задача управления объектом второго порядка с нестационарными параметрами и действующими возмущениями с помощью типового регулятора. Предложена процедура расчета параметров робастного ПИД-регулятора, основанная на методе локализации. Получ...
Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем
В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.
Разработка программы измерения для автоматизированного рабочего места по контролю параметров пассивных компонентов
В современном производстве электроники автоматизация контроля параметров пассивных компонентов играет важную роль. Она позволяет повысить производительность, точность и надежность тестирования, а также снизить влияние человеческого фактора. В данной ...
Результаты расчета оценочных параметров устойчивости движения автомобиля при учете составляющих продольного сноса нормальной и боковой реакций опорной поверхности
Устойчивость движения автомобиля зависит от многих факторов и параметров. Работы многих исследователей посвящены изучению этого вопроса. Авторами статьи сделано предположение о влиянии на величины расчетных оценочных параметров устойчивости движения ...
Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса
В статье анализируется шаровой палец сошки рулевого управления автобуса с использованием расчета на статическую прочность, учитывающего конкретные условия и режимы эксплуатации. Прочностные расчеты проводились с помощью метода конечных элементов, реа...
Пути реализации контроля качества дорожного покрытия в реальном времени
Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность разного рода (как коммерческой, так и некоммерческой) эксплуатации транспортных средств (ТС), является состояние дорожного покрытия, которое влияет на скорость передвижения ТС и частоту проведен...
Общий анализ неисправностей рулевого управления современного легкового автомобиля
Рулевое управление является одной из важнейших систем, влияющих на безотказность дорожного движения. Повышение показателей надежности рулевого управления является важной задачей. В предполагаемом исследовании рассмотрены наиболее характерные неисправ...
Анализ короткого замыкания и конструкция автоматического выключателя
В статье представлено поведение системы в условиях неисправности и направлено на проектирование автоматического выключателя. Целью работы являет-ся анализ короткого замыкания для проектирования энергосистемы с учетом всех усло-вий, таких как нагрузка...
Применение нелинейного элемента для модификации структуры регулятора в зависимости от ошибки регулирования
В работе предлагается метод улучшения качественных показателей процесса регулирования путем введения координирующих элементов в структуру регулятора. Риск возникновения устойчивых предельных состояний системы уменьшается за счет использования координ...
Похожие статьи
Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики
В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...
(ОТОЗВАНА) Расчет параметров ПИД-регулятора на основе метода локализации
Рассмотрена задача управления объектом второго порядка с нестационарными параметрами и действующими возмущениями с помощью типового регулятора. Предложена процедура расчета параметров робастного ПИД-регулятора, основанная на методе локализации. Получ...
Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем
В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.
Разработка программы измерения для автоматизированного рабочего места по контролю параметров пассивных компонентов
В современном производстве электроники автоматизация контроля параметров пассивных компонентов играет важную роль. Она позволяет повысить производительность, точность и надежность тестирования, а также снизить влияние человеческого фактора. В данной ...
Результаты расчета оценочных параметров устойчивости движения автомобиля при учете составляющих продольного сноса нормальной и боковой реакций опорной поверхности
Устойчивость движения автомобиля зависит от многих факторов и параметров. Работы многих исследователей посвящены изучению этого вопроса. Авторами статьи сделано предположение о влиянии на величины расчетных оценочных параметров устойчивости движения ...
Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса
В статье анализируется шаровой палец сошки рулевого управления автобуса с использованием расчета на статическую прочность, учитывающего конкретные условия и режимы эксплуатации. Прочностные расчеты проводились с помощью метода конечных элементов, реа...
Пути реализации контроля качества дорожного покрытия в реальном времени
Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность разного рода (как коммерческой, так и некоммерческой) эксплуатации транспортных средств (ТС), является состояние дорожного покрытия, которое влияет на скорость передвижения ТС и частоту проведен...
Общий анализ неисправностей рулевого управления современного легкового автомобиля
Рулевое управление является одной из важнейших систем, влияющих на безотказность дорожного движения. Повышение показателей надежности рулевого управления является важной задачей. В предполагаемом исследовании рассмотрены наиболее характерные неисправ...
Анализ короткого замыкания и конструкция автоматического выключателя
В статье представлено поведение системы в условиях неисправности и направлено на проектирование автоматического выключателя. Целью работы являет-ся анализ короткого замыкания для проектирования энергосистемы с учетом всех усло-вий, таких как нагрузка...
Применение нелинейного элемента для модификации структуры регулятора в зависимости от ошибки регулирования
В работе предлагается метод улучшения качественных показателей процесса регулирования путем введения координирующих элементов в структуру регулятора. Риск возникновения устойчивых предельных состояний системы уменьшается за счет использования координ...