К изучению проблемы социальных страхов как фактора снижения мотивации учения
Авторы: Щеглова Елена Олеговна, Смолева Татьяна Октябриновна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Щеглова, Е. О. К изучению проблемы социальных страхов как фактора снижения мотивации учения / Е. О. Щеглова, Т. О. Смолева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8179/ (дата обращения: 24.12.2024).
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного ее решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Детские страхи — характерно для детского развития в связи с расширением диапазона познания окружающего мира. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживание своего личного отношения к действительности, а такие переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Накопленные знания отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей — дошкольников. Недостаточная разработка и использования знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводят к негативным последствиям.
Дошкольник в шестилетнем возрасте становится школьником. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи, они становятся социальными. Главный страх в данном возрасте — это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т. п.
В психолого-педагогической литературе довольно широко освещены аспекты психологической готовности ребенка к школе, такой аспект, как мотивационная готовность ребенка к школе многие авторы не освещают.
Проблема развития мотивации учения у дошкольников относится к числу малоразработанных. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки коррекционных методов и приемов по снижению социальных страхов старших дошкольников, которые в свою очередь влияют на мотивацию учения.
Целью исследования является изучение влияния социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по снижению социальных страхов.
Объект исследования — социальные страхи как фактор мотивации учения.
Предмет исследования — влияние социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста и их коррекция социальных страхов.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
- у детей с высоким количеством страхов будет преобладать внешняя социально-ориентированная мотивация учения;
- между страхами и мотивацией учения у ребенка старшего дошкольного возраста существует причинно-следственная взаимосвязь;
- используя комплекс методов коррекционно-развивающей работы с детьми, возможно, оптимизировать мотивацию учения, снизить страхи у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущностную характеристику понятия «страха» на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований;
2. Изучить особенности социальных страхов старших дошкольников на этапе перехода на новую социальную ситуацию развития.
3. Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по коррекции социальных страхов.
Методологическая основа исследования: Теория развития личности в деятельности А. Н. Леонтьев; концепция эмоционально-мотивационного развития на ранних этапах онтогенеза П. М. Якобсон, Л. И. Божович; концепция об эмоционально-негативных состояниях в детстве А. И. Захаров, в частности, теоретическим положением о том, что «игра для детей была и остается самым естественным способом изживания страхов, т. к. в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий»
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
На констатирующем этапе использовались диагностические методики: — «Страхи в домиках» (методика М. А. Панфиловой);
- Методика исследования мотивации учения у первоклассников и старших дошкольников (методика разработана М. Р. Гинзбург);
- Методика «Неоконченные предложения» (А. И. Захаров).
Организация и база исследования: исследование осуществлялось в три этапа:
I этап: поисково-теоретический: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, формирование теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения.
II этап: опытно-экспериментальный: подбор адекватных методов и методик исследования, проведения констатирующего эксперимента и анализ полученных данных, разработка и апробация программы занятий по коррекции страхов, проведение констатирующего эксперимента.
III этап: заключительный: обобщающая систематизация и обобщение результатов исследования, апробация и оформление дипломной работы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы коррекции страхов с целью повышения мотивации учения.
Результаты исследования будут представлены в следующей публикации.
Литература:
1. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник для ВУЗов [Текст] / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2006. — 304с.
2. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2005. — 808с.
3. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия. [Текст] / Д. Б. Карвасарский. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.