Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности рождения ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комиссаренко, Т. И. Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности рождения ребенка / Т. И. Комиссаренко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6880/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблема качества биологического рождения человека давно привлекает к себе внимание психологов. Впервые данной проблемой в истории психологии заинтересовалась школа психоанализа. По мнению З. Фрейда взаимоотношения матери и ребенка закладываются еще во время вынашивания плода и все эмоции матери и ее телесные ощущения испытываются плодом в перинатальном периоде. Оставаясь в подсознании будущего ребенка, в дальнейшем они могут влиять на его нервно-психическую сферу и осложнять взаимоотношения с социальной средой.

Становление новых направлений в психологии, таких как перинатальная и пренатальная проходит довольно сложно. Человечеству достаточно трудно отказаться от устоявшихся представлений традиционных взглядов на то, что ребенок, находящийся еще в утробном развитии, способен осознанно отвечать на происходящие вокруг него события.

По мнению исследователей, у младенцев еще до рождения существуют благоприятные условия для хранения и обмена большим объемом информации. Поэтому дети могут понимать, осознавать и в будущем воспроизводить те события, которые происходили с ними еще в утробном периоде и при рождении.

В настоящее время перинатальная психология расширяет представление многих людей о том, что ребенок, находящийся еще в утробном развитии, способен активно реагировать на окружающий мир. Этому посвящены сотни научных исследований, опубликованных в течение последних 30–40 лет в профессиональных журналах, доложенных на Всемирных конгрессах и многочисленных научных конференциях, в том числе, и в России. Мир находится в постоянном движении и там, где прежде были границы науки, теперь находится ее центр.

Мать — это первая Вселенная ребенка. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Малыш непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Ребенок регистрирует первые сведения, способные в будущем определенным образом окрашивать его личность. Отношение матери к еще не родившемуся ребенку, в дальнейшем определяет его психическое развитие, взаимоотношения с окружающим миром, протекание кризисных периодов.

Проблема кризисов в возрастной психологии является одной из ведущих проблем и от ее разрешения, во многом, зависит понимание всего жизненного пути человека. Понятие «кризис» (от греческого crisis — означает поворотный пункт, исход). В переводе на «психологический язык» — это условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

В отличие от кризисов невротического или травматического характера, возрастные кризисы относят к нормативным процессам, необходимым для нормального личностного развития. Однако длительность и острота протекания кризисов у каждого ребенка может значительно различаться. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей самого ребенка и от особенностей его семейного воспитания, от педагогического инструментария в целом, от социальных и микросоциальных условий.

Изо всех существующих кризисов наиболее сложно проходит подростковый кризис, когда ребенок отрывается от энергетики матери, находится в положении между ребенком и взрослым. Именно в этом возрасте возникают наибольшие трудности в общении с социальной средой, далеко не всегда имеющие разрешение.

Занимаясь проблемами перинатальной психологии, мы обратили внимание на то, что во многом острота и длительность протекания вышеуказанных кризисов, может зависеть от более глубоких причин, далеко не всегда лежащих на поверхности. В качестве такой причины мы выделяем кризис зачатия, под которым мы понимаем нежеланность рождения ребенка. Это эмоциональное состояние, возникающее у будущей матери, а так же у ее ближайшего окружения оказывает влияние на весь период внутриутробного развития, а так же на характер родов.

Интерес к проблеме нежеланности рождения возник у нас под влиянием матрицы Пифагора, которую уже более 20 лет мы используем в психологическом консультировании. Согласно вышеуказанной матрице отсутствие «двоек» в природном коде человека свидетельствует о его слабом биополе, отсутствие «четверок» — о трудных родах. На основе этих показателей нами было высказано предположение о том, что слабое биополе человека и трудные роды связаны с нежеланностью его рождения. В дальнейшем, это может стать предпосылкой к сложной социальной адаптации, которая особенно ярко проявится в кризисные периоды жизни человека.

Для объективного выявления нежеланности рождения ребенка нами были использованы медицинские данные, полученные с помощью шкалы американского анестезиолога В. Апгар, которая на 27-м ежегодном медицинском конгрессе представила разработанную ею систему оценки состояния новорожденного на первой минуте жизни. Шкала предполагает суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается в баллах от одного до двух включительно. Такими критериями являются: окраска кожных покровов новорожденных; частота сердечных сокращений; рефлекторная возбудимость; мышечный тонус; дыхание.

Результат оценки критериев может быть в диапазоне от ноля до десяти. Как правило, у женщин, не желающих рождения ребенка, сложно проходит весь период перинатального развития и по шкале Апгар такие дети получают показатель ниже четырех баллов и нуждаются в срочной реанимации.

Шкала В. Апгар является одним из трех параметров, наряду с весом и ростом, которые медицинский персонал сообщает родителям новорожденного. Таким образом, размеры шкалы Апгар во многом зависят от желанности или нежеланности рождения ребенка.

В качестве объективного критерия оценки нами так же была использована специально разработанная Д. Л. Зеленцовой анкета, включающая в себя 30 вопросов, с помощью которой выявлялись причины нежеланности рождения ребенка, характер протекания беременности и родов.

В холистическом образовании появление ребенка на свет не считается единичным актом, а проходит в три этапа.

1.      Появление Духовного зародыша, когда у будущих родителей возникает желание передать свой духовный потенциал потомкам, будущему. От величины накопленного духовного потенциала зависит содержание Духовного зародыша, будущая сила Духа наследника.

2.      Появление Душевного зародыша, возможности которого определяются отношением к будущему ребенку, т. е. тем, как любят, ожидают того, кто еще не зачат.

3.      Рождение Телесного зародыша — это момент соития родителей, слияние мужского и женского начал. От того, как велика сила любви, в какой обстановке это происходит, зависит телесное здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Многочисленные психологические исследования и наш собственный консультативный опыт показывают, что положительное отношение матери к еще не родившемуся ребенку во многом определяет характер его рождения.

Нельзя не согласиться с мнением А. Джерсилда, который описывая эмоциональное состояние детей, отмечал, что способность человека любить окружающий мир связана с тем, сколько любви получил он сам и в какой степени она выражалась. Если между мужчиной и женщиной существует сильное чувство любви, то оплодотворенная зигота сразу же получает значительный биоэнергетический потенциал, который в течение всей жизни помогает человеку легче решать возникающие проблемы, менее остро проходить возрастные кризисы и делают его в будущем более устойчивым психологически.

В этом же ключе нам представляется интересным исследование в области перинатальной психологии, проведенное И. С. Шемет и С. С. Шемет на базе спортивного комплекса г. Костромы. Изучая подростков, занимающихся в футбольных секциях, авторам удалось доказать связь между типом рождения ребенка и его спортивными достижениями. Вышеуказанные исследователи выделили восемь типов рождения ребенка и только один из них (четвертый тип) соответствует естественному рождению. По данным вышеуказанных авторов именно подростки четвертого типа обнаруживают наиболее высокие достижения в спортивной деятельности.

Согласно И. С. Шемет и С. С. Шемет процесс рождения ребенка представляет собой прообраз будущей ведущей деятельности, и от того, как он проходит, будет зависеть характер и воля человека в будущем. Дети, рожденные с помощью Кесарева сечения, недоношенные дети, дети с диагнозом асфиксия и гипоксия, а так же рожденные в «стремительных родах» могут уже изначально испытывать трудности в социальной адаптации, которые с наибольшей силой могут обнаруживаться в период возрастных кризисов и, особенно, в подростковом периоде.

Подростковый возраст — это период от 11–12 до 14–15 лет. Этот возраст зачастую называют переходным, кризисным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития как самих подростков, так и проблемы, которые испытывают взрослые при взаимодействии с ними.

Основным новообразованием этого возраста является «чувство взрослости», в результате которого возникает кризис подростка и взрослого. В момент переживания подростками возрастного кризиса активно формируются их основные реакции, такие как: реакция негативизма, реакция оппозиции, реакция группирования, реакция идентификации, психосексуальная реакция, которые необходимо учитывать при общении с подростками.

По данным некоторых психологов роль взрослого в этом периоде падает в 8–10 раз и на первое место встает сверстник — партнер по общению. Подростки начинают активно бороться за свою независимость и автономию, освобождаясь от контроля со стороны взрослого. Если взрослый не изменяет отношения к подростку и не успевает перестроить свои отношения с ним на принципах равенства и свободы, подросток сам перестраивает эти отношения иногда сложным, а порой и экстремальным способом (алкоголизм, наркотики, компьютерная зависимость, суицидальные формы поведения).

В русле нашего исследования наиболее интересна «теория отношений» В. Н. Мясищева, согласно которой все человеческие психические процессы носят активный, избирательный характер и зависят от отношения к объекту этих процессов, к задаче, которая стоит перед выполнением данных процессов и к результатам, достигаемым в ходе процессов.

Исследователь выделил ощущение как наипростейшие субъективные сигналы объективного отношения к действительности. По нашему мнению, вышеуказанную теорию можно перенести и на отношения мать-дитя. Ребенок еще в перинатальном периоде ощущает отношение матери к окружающей действительности и к нему самому, что откладывает соответствующий отпечаток на дальнейшем отношении к миру в форме доверия или недоверия, на длительность и остроту протекания возрастных кризисов, а так же на протекание кризиса подростка и взрослого.

Исследование проводилось нами совместно с Д. Л. Зеленцовой на базе одной из специализированных школ г. Москвы, где обучались подростки с девиантными формами поведения. Из 350 подростков, обучающихся в этой школе, 292 — состояли на учете в детской комнате милиции. Поведение этих подростков характеризовалось повышенной конфликтностью, враждебностью, агрессивностью реакций в ответ даже на незначительные замечания взрослых.

В результате исследования данных подростков было выявлено, что из 350, принявших участие в эксперименте, 291 человек испытал на себе, в той или иной степени, момент нежеланности рождения со стороны матери. Среди причин нежеланности были следующие: отсутствие супруга, материальные проблемы, нежелание создавать семью, неудовлетворительные отношения с супругом.

Общение с матерями нежеланных детей показало, что в 92,8 % случаев беременность этих матерей была окрашена негативными эмоциями. Грудное вскармливание в этой группе детей либо совсем отсутствовало (29,9 %), либо продолжалось недолго, от нескольких дней до полутора месяцев (71,5 %). В 59,3 % случаев такие дети в детстве были подвержены несчастным случаям и травматизму.

На основе беседы и анкетирования таких матерей было выявлено, что у 81,8 % случаев была обнаружена недостаточная сформированность материнских чувств. В дальнейшем, особенно в подростковом возрасте, несформированность материнских чувств вызывала отвержение матерью таких подростков, что в свою очередь усугубляло кризис в общении с ними. Чем сильнее взрослый «давил» на подростка, тем сильнее проявлялись протестные реакции у подростков, что часто приводило к формированию у них девиантных форм поведения (алкогольная, наркотическая, компьютерная зависимости, побеги из дома, суицидальные формы поведения).

Таким образом, между нежеланностью рождения ребенка, протеканием беременности и характером родов существует определенная связь. Чем сложнее роды, вызванные нежеланностью рождения, тем острее и длительнее проходит подростковый кризис. Однако это связь не является прямолинейной. В дальнейшем, развитие личности подростка будет зависеть от межличностных отношений в семье, типа воспитания, психологической гибкости самого взрослого, который должен изменить свой стиль общения с подростком, а так же от развития духовных ценностей, доминирующих в данной семье. Ведь зачастую, развитие духовности и перевод сознания на более высокий уровень развития произошел у взрослого как раз благодаря этим трудностям в общении с подростком. Именно «ситуация конфликта» с подростком позволила взрослому подойти к пониманию глубинных причин этого конфликта, далеко не всегда лежащих на поверхности, к их осознанию и осмыслению.

 

Литература:

 

1.      Гроф С. Психология будущего. М.: АСТ., 2001, — 198 с.

2.      Комиссаренко Т. И. Девиантное поведение подростков и нежеланность рождения. М.: МГУДТ, 2011–197 с.

3.      Комиссаренко Т. И. Влияние нежеланности рождения на социальную адаптацию в юношеском возрасте. В сб.: «Оптимизация процесс социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. — М., 2013, с 90–96.

4.      Комиссаренко Т. И. Психологическая диагностика личности с помощью астронумерологических знаний. Международный альманах.//Гуманитарное пространство. — 2012, № 4,т.1, с. 847–953.

5.      Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ребенок, рождение ребенка, окружающий мир, взрослый, кризис, отношение, перинатальная психология, рождение, Духовный зародыш.

Похожие статьи

Факторы предотвращения негативных изменений в поведении ребёнка (подрастающей молодежи)

Связь типа семейного воспитания и характера привязанности подростков к родителям

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка

Зависимость возникновения чувства одиночества у пожилых людей от места проживания

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте

Похожие статьи

Факторы предотвращения негативных изменений в поведении ребёнка (подрастающей молодежи)

Связь типа семейного воспитания и характера привязанности подростков к родителям

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности формирования привязанности у детей в условиях домов ребенка

Зависимость возникновения чувства одиночества у пожилых людей от места проживания

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот дошкольного возраста

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте