Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников

7. Прикладная психология
02.07.2014
1000
Поделиться
Библиографическое описание
Туран, Н. К. Влияние тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников / Н. К. Туран. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5975/.

В работе приведены результаты экспериментального исследования влияния тренинга сказкотерапии на уровень школьной тревожности младших школьников.

Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, школьная тревожность, эксперимент.

В настоящее время все большую популярность обретают разные виды арт-терапии, и в частности, сказкотрепия.

Сказкотерапией называется психотерапевтическое течение, использующее ресурсы сказок, применяя их в таких целях, как образование, воспитание, личностное развитие и коррекции. При этом, данный вид терапии не имеет возрастных ограничений, поскольку морфологические и антропо-культурологические аспекты близки и понятны вне зависимости от возрастных и образовательных особенностей индивида.

Эта методика эффективна при работе как с детьми, так и со взрослыми. Метод не имеет ограничений и противопоказаний и работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. В частности, у детей она помогает оптимизировать чувство тревожности, изменить самооотношение и развивать воображение, что способствует школьной и общей культурной адаптации [1].

Сказкотерапия — эклектическое направление практической психологии, позволяющее специалисту гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальтпсихологии, арт-терапии.

. Важным положительным аспектом является то, что при арт-терапии возможно, с одной стороны, более ясное, тонкое выражение пациентом собственных переживаний и противоречий, а с другой — творческое самовыражение. При этом, фантазийные образы, переданные пациентом посредством песка, глины, красок и бумаги позволяют консультанту дать мягкую интерпретацию того, что тревожит пациента, тем самым, облегчая проговаривание переживаний пациента [1, 2].

Применение данных методик поможет психологу наладить оптимальную коммуникативную ситуации в процессе терапии, обходя интропсихическое сопротивление клиента. При этом, терапевтом создается безопасная среда, в которой пациент можно максимально раскрыть личностный потенциал.

В контексте школьной адаптации сказкотерапия способствует нивелированию повышенной тревожности, оптимизации межличностных отношений и развития коммуникативных навыков.

Проблема тревожности как проблема с психологической точки зрения была впервые поставлена и подверглась рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этом, взгляды Фрейда в понимании тревоги и страха во многом близки к воззрениям философа. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, неизвестную и неопределяемую. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности [4].   

Школьная же тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Как отмечает Прихожан, возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений [3].

Кроме того, особенности тревожности младшеклассников обусловлены развитием магического восприятия действительности — веры в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это — страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости [3].

В нашем экспериментальном исследовании использовался тренинг сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстегнеевой «Знакомство со слугой по имени Страх». Цель методики — снизить уровень тревожности у детей. Перейдем к описанию экспериментального воздействия.

Испытуемым было сообщено, что данное исследование необходимо нам в учебной деятельности; также испытуемые были предупреждены, что сначала они заполнят небольшой тест до начала тренинга. В какой-то степени, испытуемые были дезинформированы, т. к. им не сообщили цели проведения данной методики.

Формула эксперимента: О1 Х  О2

                                                                                            О3      О4

Испытуемые были распределены в случайном порядке на две группы — контрольная и экспериментальная. Исследуемые: 10 школьников в составе экспериментальной группы и 10 школьников — в контрольной группе.

Экспериментальный материал включил опросник диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Экспериментальное задание: испытуемым необходимо было ответить на вопросы теста до и после тренинга, а также принять участие в тренинге. У обеих групп была проведена входная диагностика уровня тревожности, что заняло 30–40 минут.

Затем экспериментальная группа участвовала в тренинге «Помоги жителям Сказочной страны», название которого было несколько изменено, чтобы завуалировать истинную цель тренинга. Продолжительность тренинга в экспериментальной группе составила 60 мин., в то время как участники контрольной группы занимались своими обычными делами. Далее и контрольная, и экспериментальная группы были подвергнуты вторичной диагностике тревожности.

Внешние дополнительные переменные (освещенность, температура, звуковой фон, пространственные характеристики помещения) поддерживались на стабильном уровне на протяжении всего эксперимента. Непредвиденные помехи — непредусмотренного появления посторонних лиц в помещении, звонков телефона и т. п. — контролировались с помощью создания специальных условий опыта, а именно: телефоны испытуемых были отключены по просьбе экспериментатора, а вероятность появления посторонних лиц сведена к минимуму. Внутренние непостоянные дополнительные переменные (физиологические состояния, привыкание и т. д.) контролировались с помощью поддержания комфортного физиологического состояния, поддержания мотивации на оптимальном уровне, поддержание интереса к эксперименту. Экспериментатор, как внешняя дополнительная переменная, имел значение, т. к. при формирующем типе эксперимента, коим и является наш тренинг, исследователь выступает в качестве наставника и «друга», сохраняя при этом допустимые границы, чтобы не перейти на панибратские отношения.

С целью достижения результатов исследование снижения страхов у детей методом сказкотерапии нами был измерен изначальный уровень тревожности с помощьюопросника диагностики уровня школьной тревожности Филлипса и опросника реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина в доэкспериментальных условиях и уровень тревожности по той же методике после экспериментального воздействия. Та же диагностика была проведена в контрольной группе.

Тревожность учащихся находится на среднем уровнем уровне, что может свидетельствовать о том, что школьники адекватно воспринимают школьные ситуации, в нужное время, активизируя свою деятельности и активность в нужном направлении. Кроме того, эти данные могут служить индикатором недостаточной активности и заинтересованности в повседневной деятельности, сниженном чувстве ответственности, а также о недостатке мотивации к учебному процессу младшеклассников.

Причем, тревожность во время вторичной диагностики в контрольной группе снижается. Это можно объяснить воздействием дополнительных переменных вне экспериментальных условий.

Нами был проведен анализ достоверности различий средних значений двух групп по t-критерию Стьюдента, так как при обычном анализе полученных данных нельзя с уверенностью констатировать, какое влияние оказывает на тревожность проведенный тренинг сказкотерапии.

Проведя расчёты достоверности отличий средних значений двух групп с помощью критерия Стьюдента. Расчёт достоверности отличий средних значений двух групп с помощью критерия Стьюдента по дельтам тревожности контрольной и экспериментальной групп на уровне 0,05. При расчете нами был получен эмпирический коэффициент t эмп., равный -3,21. Следовательно, мы получили данные, которые позволяют сделать вывод о том, что тренинг сказкотерапии не повлиял на тревожность школьников. Это можно объяснить возможным нарушением внутренней и внешней валидности. На тревожность экспериментальной группы могли влиять не только исследуемые факторы, но и другие (например, то, что эксперимент проводился в стенах школы; обстановка в аудитории).

Литература:

1.                 Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Г. Грабенко, Т. Д. Зенкевич-Евстегнеева. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

2.                 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Спб.: Речь, 2006. — 176 с.

3.                 Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

4.                 Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С. С. Степанов. — М.: Эксмо, 2005. — 672 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
арт-терапия
сказкотерапия
школьная тревожность
эксперимент

Молодой учёный