Друг или недруг
Автор: Тарасевич Вера Владимировна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)
Дата публикации: 19.02.2014
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Тарасевич, В. В. Друг или недруг / В. В. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5141/ (дата обращения: 22.12.2024).
Актуальность темы «Друг или недруг» заключается в том, что в настоящем многообразном мире сложно установить эффективные коммуникации. Необходим соответствующий подход и знания.
Главной целью раскрытия темы явилось изучение проблем личности и защита ее и себя от негативных эмоций.
Для достижения цели были решены задачи: 1) характеристика индивидуальной психологии; 2) цели психологической помощи «Выявление агрессивности и тревожности»; 3) защита от негативного общения.
Объектом исследования явилось среднее профессиональное учебное заведение. Предметом исследования стали студенты учебного заведения.
В конце XIX века появилось направление в психологии — «индивидуальная психология». Целью ее было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. К первым достижениям индивидуальной психологии относятся исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых — А. Бине, А. Лазурского. Русский ученый Г. И. Россолимо предложил метод целостной оценки личности с помощью «психологического профиля», показывающего уровни развития психических процессов.
В современной практической психологии и психотерапии разработано колоссальное количество методов и техник для групповой работы с населением.
Практические методы психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного ресурсного потенциала.
Интегративная психология в практике использует различный опыт психотехнической культуры, накопленный в процессе развития человечества.
Интегративная психология реализовывается в триединстве:
- как способ теоретического исследования;
- как система способов и приемов эмпирического изучения;
- как профессиональное психологическое, психотехническое, практическое воздействие или взаимодействие с субъектом (индивидуальным или групповым).
Главная цель — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал. Эта цель разбивается на вспомогательные:
1) обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания;
2) смещение локуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности;
3) обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Для того чтобы оказать психологическую помощь, необходимо выяснить кому она нужна. В связи с этим 60 студентам колледжа были предложены четыре теста по выявлению тревожности и агрессивности. Результаты ответов представлены на рисунке 1.
Результаты тестирования свидетельствует о том, что у большинства студентов низкая агрессивность по восприятию окружающего пространства, но она незначительно отличается от средней агрессивности — это настораживает. Тревожность выходит на средний уровень, что свидетельствует о беспокойстве за свою жизнь. Следовательно, нам как преподавателям, необходимо проводить соответствующую работу со студентами.
Наше окружение разнообразно и необходимо его знать и уметь от него защищаться.
Практически ежедневно нам приходиться общаться с разными людьми: вспыльчивыми, интриганами, эгоистами, нахлебниками.
Интриганы хорошо маскируются, нередко клевещут, всегда готовы использовать в своих целях сведения о чьих-либо личных проблемах. Они принимают позицию одной из противостоящих сторон, низводят аргументы остальных до простеньких негативных стереотипов, а затем умело уходят от заваренной ими же каши. Этим они стараются поднять свой авторитет.
Вспыльчивые люди возбуждаются по пустякам, без всяких причин начинают кричать, грубить, совершать бессмысленные поступки. От них можно услышать фразу: «Я что, всегда все должен делать сам?».
Эгоисты ведут себя высокомерно и редко воспринимают критику. Они раздражительны и избегают дискуссий. Эгоисты не умеют уважать и сострадать, а также к тем людям, которых могут использовать в своих интересах.
Завистники — это «обиженные жизнью» люди. Им свойственно состояние подавленности. Многие из них ничем не увлекается, и ведут однообразную жизнь. Критику воспринимают болезненно, но других критикуют с большим желанием. За допущенные ошибки винят других или стечение обстоятельств. Завистники ждут похвалы за свои успехи, даже незначительные.
Нахлебники, замечательно охарактеризуют проблему, сформулируют и распределят задачи. А затем исчезнут, не объяснив причину или пошутят. Могут использовать чужие вещи без спросу, при этом мило улыбаясь. Работу, сделанную другими людьми, присваивают себе.
Основная характеристика и методы защиты представлены в таблице 1.
Тип личности |
Характеристика |
Защита |
Интриганы |
Хорошо маскируются, предпочитают держаться в тени и ждать своего часа. Обостренное чутье на слабости и пороки своих потенциальных жертв. Преувеличивают и лгут. В поведении преобладает холодный расчет и враждебность, вызывая конкуренцию и злобу. Действует на нервы своей жертвы, нарушает ее нормальное общение с окружающими. У жертвы нет шансов вернуть уважение коллег или знакомых. |
1. Избегайте общения с интриганами, ничего не сообщайте им о своих делах. 2. Всегда убеждайтесь в том, что любой незначительный конфликт или даже мелкие противоречия улажены. 3. Незамедлительно организуйте контратаку: интриганы не выносят внимания общества к своей персоне. 4. Разоблачайте ложь, расскажите коллегам, друзьям, а прежде всего — начальнику, кто затеял все эти дрязги. |
Вспыльчивые люди |
Часто теряют контроль над собой. Наблюдаются приступы гнева, которые возникают и прекращаются внезапно. Теряют контроль над собой и начинают произносить слова или совершать поступки, оскорбительные для присутствующих. Нередко ощущают постоянную настороженность окружающих по отношению к себе и страдают от необходимости держать себя в руках. |
1. Прервите поток оскорблений фразой типа: «Оставьте этот тон!». Она приведет в замешательство «оратора» и установит некую границу между ним и вами. 2. Не становитесь жертвой. Серийные скандалисты не выбирают цели наобум. Обычно они устремляют свой гнев на тех, кто им позволяет хамить. 3. Правило двух человек. Скандалист никогда не признает своей ошибки прилюдно. Поговорите с ним о его некорректном поведении, но не вовлекайте в этот разговор третьего собеседника. |
Эгоисты |
Считают, что имеют право на все. Качество личности оценивают уровнем материального и общественного положения. Хотят получить все немедленно, не получая что желает, задействует агрессивные методы достижения цели, например махинации и подтасовки. Делит людей на полезных, бесполезных и опасных и с этих позиций строит свои отношения с окружающими. Ведут битву за участие в освоении материальных благ, при этом стремятся заполучить самую крупную долю. |
1. Ведя переговоры, не забывайте, что эгоисты чего-то хотят от вас, даже если и не демонстрируют этого. 2. Соберите свою команду. Обычно у эгоистов немало врагов, которые могут быть вам полезны. 3. Демонстрируйте свои сильные стороны и не раскрывайте слабые. 4. Не поддавайтесь на провокации эгоиста и уклоняйтесь от конфликтов с ним. |
Завистники |
Считают себя существами низшего сорта по отношению к окружающим. Не могут примириться с ощущением своей ущербности, что подрывает их чувство собственного достоинства и порождает зависть.. Злобный завистник использует зависть не как стимул для достижения желанной цели, а для устранения преимуществ той личности, которой он завидует или для создания вокруг нее тяжелой психологической обстановки. |
1. Не откровенничайте с завистливым человеком. Если он не узнает о вашем успехе, то и не будет воспринимать вас как врага. 2. Используйте его слабость к похвалам и не скупитесь на комплименты — это уменьшит вероятность его козней против вас. 3. Завистники часто предпринимают грубые попытки саботировать выполнение какого-либо проекта, делая ложные доносы о некомпетентности своих коллег. Разоблачите саботажника публично. Никакой коллектив не станет защищать такого коллегу. 4. Дайте завистнику понять, что вы можете избавиться от него, например, продемонстрировав свою возможность влиять на руководство. |
Нахлебники |
Девиз «получай как можно больше при минимуме усилий». Характер в основном формируется в детстве, когда они были в центре всеобщего внимания. Любят похвалу, несмотря на скромные достижения. Самонадеянны, паразитируют на человеческой доброте. |
1. Объясните нахлебнику, что он загребает жар чужими руками. 2. Фиксируйте вклад нахлебника в данный проект, демонстрируя ему, что его стратегия не срабатывает. 3. Поставьте нахлебнику конкретные задачи и назовите сроки их выполнения. |
В заключении можно сделать вывод, что знание психологической теории и практики позволяет эффективно строить отношения с окружающими людьми и средой.
Литература:
- Зорин К. В. «Гены и семь смертных грехов» — М.:Русский хронографъ, 2011.
- Журнал «Тайны ХХ века», № 9 2010г.