Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Своеобразие сатиры Якова Петровича Буткова

4. Художественная литература
7
Поделиться
Библиографическое описание
Эгамназарова, З. К. Своеобразие сатиры Якова Петровича Буткова / З. К. Эгамназарова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/11180.


The work deals with issues of the satirical prose of the second half of the 19th century and its originality as an example of creativity Ya.P.Butkova.

Keywords: Russian satire, irony, literary devices, the psychology of the creative process, genres, comedy, tragedy, the world of the writer, genre perspective, the history of literature, the creative process, criticism, typological prose, comic and tragic in the product

Жанровая проблематика русской сатиры пользуется большим вниманием литературоведов, особенно в последнее десятилетие.

Сопоставление данных, которые могут представить история литературы, история жизни и творчества писателей, психология творческого процесса, документальные материалы — всё это может привести к интересным и важным обобщениям, выводам.

В настоящее время придается всевозрастающее значение возможностям критики. В связи с этим усиливается интерес к сатирическим произведениям второй половины 19 века.

Важно отметить, что в это время, хотя публиковалось огромное количество сатирических произведений разных жанров, участник дискуссий не стремились к обогащению опыта сатиры тех лет. Доминирующим является бытовая тематика, стремление раскрыть общечеловеческие ценности в повседневности, рассказать с иронией, юмором как будничной жизни проявляется характер человека, его внутренний мир, духовная жизнь. Ощущение «духовного комфорта» неотрывно связано с чувством сострадания, жалости, желанием помочь человеку, поддержать в трудных ситуациях.

Независимо от отмеченных в литературе связей прозы Якова Петровича Буткова с творческим опытом и поисками других писателей-сатириков, её с полным основанием можно рассматривать как «индивидуальное», определяемое как «мир писателя».

Творчество Я. П. Буткова недостаточно изучено, что затрудняет выявление типологической прозы. Безусловно, фактом является свежий аналитический взгляд автора на действительность.

Быт «простых людей» привлекал Я. П. Буткова и требовал своего осмысления. Он старался сделать шаг на пути художественного познания своего времени, современности. Его сатирические произведения вскрывали несовпадения нравственного идеала и реальной действительности, обнажая социальные последствия бездуховности.

В центре внимания писателя «маленький человек», герой, вышедший из самой гущи толпы. Юмор мрачноват, вызывает чувство грусти, печали. Своим героям писатель сочувствует, хотя прослеживается нередко ирония, усмешка.

Самобытный талант Буткова Я. П., чуткость в восприятии требований времени делают его произведения читаемыми. Чувствуется в его литературных творениях желание высказать в своем творчестве своё собственное слово — искреннее, правдивое.

Многочисленные высказывания, замечания, дневниковые записи, статьи и речи о сатире вообще, и сатирических произведениях в частности, написанные Я. П. Бутковым, не теряют своей значимости и свидетельствуют о происходящих изменениях, о творческих исканиях самого автора.

Грустная усмешка, ирония обращена либо к «маленькому человеку», либо переродившемуся «маленькому человеку», который не гнушается ничем, лишь бы упрочить своё благополучие любыми средствами, лишь бы утвердить себя в жизни.

«Маленький человек» Буткова Я. П. задавлен бытом, жизненными обстоятельствами, поэтому писатель рисует его смешным. Однако его «смех не веселит», напротив, вызывает горечь, грусть.

Необходимо отметить, что Я. П. Бутков в своих произведениях раскрывает психологию своего героя. В этом плане, можно сказать о ценностях его произведений с точки зрения современной психологии. Его творчество — это синтез науки психологии и литературы.

Соединение комического и трагического в творчестве Буткова Я. П. можно наблюдать с самого начала его литературной деятельности. Многие его произведения пронизаны иронией, усмешкой. Ирония и усмешка всегда присутствуют, звучат тихо, так же как и его герои, которые чаще всего «молчаливы». Однако его персонажи много «размышляют» и дают повод для размышлений своим читателям. Поэтому, на наш взгляд, сатира писателя — это путь для размышлений о жизни, быте. Простые бедные люди оказались главными героями произведений писателя, вошедших в сборник «Петербургские вершины».

Важные жизненные проблемы раскрываются у Я. П. Буткова в сатирической форме, которая скрыта за сложной манерой его художественного пера, где решающую роль играет обстановка, герои.

Особенно привлекает внимание мастерство художника слова в раскрытии характеров персонажей. Он проникает в душу изображаемых героев, раскрывает глубинные процессы, происходящие в их внутреннем мире.

Анализ творчества Я. П. Буткова показывает, что писатель по-своему внес свой вклад в развитие жанра сатиры как «малого жанра» русской прозы второй половины 19 века. Он сделал ещё один шаг на пути художественного познания действительности, современности. Его сатира также погрузилась в глубину быта, вскрывая несовпадения нравственного идеала и реальной жизни, обнажая катастрофические социальные последствия бездуховности, чутко предугаданные Я. П. Бутковым.

Писатель-сатирик ищет новую форму, адекватную форму к материалу, новый способ его использования.

Не менее интересными представляются достижения и находки Я. П. Буткова как автора сатирических произведений, среди которых всё ещё ждёт углубленного изучения творческое наследие художника слова.

Плодотворным и перспективным представляется также исследование выявления языка и стиля писателя как сатирика для русской прозы, истории литературы в контексте мировой культуры.

Здесь, важно также говорить о целесообразности интенсификации (активизации) научных исследований в области русской сатиры 19 века.

Трудно осмыслить современную модель мира без русской сатирической прозы 19 века и её представителей, в том числе Я. П. Буткова, О. М. Сомова, А. Ф. Писемского и других. В их произведениях современный читатель берет то, что злободневно, актуально.

Проза этой творческой плеяды в своей совокупности аккумулирует разрозненные нравственные истоки народной жизни, ищет контакты с духовностью подчас в сатирических, юмористических реалиях.

Изучение творческих работ-произведений писателей-сатириков имеет целью проникновения читателей в мир прекрасного, в осмыслении закономерного, типического. Эти и другие явления ещё раз подтверждают возвращение вновь и вновь к проблеме заинтересованности творчеством Я. П. Буткова, так и других названных выше сатириков второй половины 19 века. Бесспорно, наибольшее значение для этого процесса имеет степень насыщенности читательского рынка и позиция, занимаемая литературной критикой.

Литература:

  1. Ксенич Ч. Литературное наследие. — Самара, 2000.
  2. Коновалов В. Н. Роль критической классики ХIХ века в духовной и культурной жизни Росси. — Москва, 1990.
  3. Русские писатели.- Москва: Просвещение 1990. — Т.2. — С.78–132.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный