Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов
Автор: Курбанова Саида Бекчановна
Рубрика: 3. Народное творчество
Опубликовано в
V международная научная конференция «Современная филология» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 24.02.2017
Статья просмотрена: 159 раз
Библиографическое описание:
Курбанова, С. Б. Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов / С. Б. Курбанова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/234/11930/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрываются отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.
Ключевые слова: «Гороглы», «Ашик», дастан, портрет, образ, эпос
The given article is devoted to analyzing the peculiarities of portrait image in Khorezm dastans. The distinctive features of romantic and heroic types of dastans have been revealed on the examples of the dastans «Gorghli» and «Ashyk».
Keyword: «Goroghli», «Ashyk», dastan, portrait, image, epos
В Хорезме распространены дастаны, составляющие цикл «Ашик», которые были созданы раньше, чем дастаны цикла «Гороглы». В них большое место занимают народная фантазия и вымысел. Экспозиция «ашикских» дастанов обычно развивается по традиционной схеме, действие начинается со сновидений. После этого начинаются основные приключения главного героя.
Вторая схема «ашикских» дастанов — встреча главного героя с красавицей во время охоты. Эта встреча становится прелюдией к последующим событиям. В цикле «ашикских» дастанов нет мотива испытаний жениха в стрельбе из лука, борьбе и скачках. «В романических дастанах сюжет брачной поездки, героического сватовства полностью теряет свою реальную бытовую основу, связанную с пережитками старинных брачных и семейных отношений», — отмечают В. М. Жирмунский и Х. Зарифов [6, c. 332].
Соотношение поэзии и прозы в хорезмских дастанах, их функция и место в раскрытии основной идеи играют особую роль в композиции. В дастанах «Ашик» превалирует поэтическая часть, которая в большинстве случаев берет на себя функции прозаических текстов в таких компонентах композиции, как описание портретов персонажей, пейзажа. Вот как описывается портрет Хилолы из дастана «Ашик Гариб и Хилола пери»:
У нее глаза газели,
Вся грудь в рубинах и бриллиантах,
С любовным трепетом в душе
Это Хилола идёт [1, c. 61].
А вот как даётся портрет Асилхон в дастане «Асил и Карам»:
С черными бровями,
С жемчужно-белыми зубами,
Выступает словно пава
Нежные возлюбленные идут [2, c. 287].
Портреты героев выразительно и кратко описаны и в прозаической части дастанов. Вот как даётся портрет Саядхан в дастане «Саяд и Хамро» «…на голове у неё золотое свадебное украшение, стройная, изящная, луноликая. В тонких одеждах великолепная девушка» [8, c. 120].
Портреты персонажей в таких дастанах подчеркивают их красоту и привлекательность. Это касается не только портретов женских персонажей, но и мужских. Так, при описании портрета Гариба выделяется, прежде всего, его красота, а не сила:
У него каждый волосок блестит
Как жемчуг и рубин,
Многие девушки очарованы им.
Его стан и походка сводят всех с ума,
Трудно перечислить все качества его [4, c. 287].
Внешность Хамро описывается по-другому: Глянула Саядхан на смеющееся лицо Хамро, на его тонкие брови, жемчужные зубы, на чудные косички, на его лебединую шею, услышала его сладкие речи, заглянула в черные глаза и потеряла сознание» [8, c. 34].
В дастанах часто употребляется диалоги героев. В диалогах раскрываются характеры, черты главных героев. В дастане «Саяд и Хамро» диалог двух влюбленных ярко раскрывает их характеры:
Хамро: Нас преследует войско,
Как считаешь, не лучше ли бежать. (Построчный перевод)
Саядхан: Если это предопределено судьбой,
Лучше примем бой [1, c. 63]. (Построчный перевод)
В данным эпизоде нашли свое выражение такие качества, как смелость, находчивость, боевитость Саядхана. Подобного рода действия, характерные для женщин, являются средством, свойственным лишь архаическому эпосу.
В. М. Жирмунский связывает образы данной категории с амазонками из древнейшей греческой мифологии и относит их основу к периоду матриархата [7, с. 224]
Устные варианты этих дастанов по художественным достоинствам не отличаются от рукописных вариантов. Но язык их приближается к живому разговорному. В основном в них рассказывается о жизни царевичей и принцесс на фоне любовных отношений, что придаёт описанию событий лирический характер. В остальных узбекских вариантах, за исключением хорезмского, поэзия и проза представлены в равных частях.
При описании портретов джигитов больше внимания уделяется их физическим качествам. Вот как дан портрет Кунтугмыша: величавый, как лев вид как у дракона, сильный, слово Рустам, грозен, как тигр, грандиозен, как туча [5, c. 199].
В дастанах этого типа большой место уделяется описанию природы. Пейзаж помогает раскрыть духовный облик персонажей, в них воплощаются эстетические взгляды авторов дастанов, они придают плавность композиции произведения: «Смотрит-чудный сад. Спелые яблоки, фрукты, соловьи поют, горлинки отдыхают, родники журчат» [8, c. 25]. В некоторых случаях описание пейзажа даётся в краткой стихотворной форме:
В саду расцвели цветы,
О любви поют соловьи… [1, c. 300]
Или:
Алые цветы в саду.
Поют опьянено горлицы, соловьи,
Повсюду разнесся запах амбры, мускуса,
Твои сады, словно сад Эрема [2, c. 365].
Такой характер поэтических и прозаических компонентов касается не только дастанов «Ашик», но и второго типа дастанов, в основе которых лежат сказочные мотивы. А в дастанах цикла «Гороглы» эти компоненты несколько обособлены. Во-первых, поэтические компоненты дастанов этого типа превосходят в 2–3 раза аналогичные компоненты дастанов «Ашик». Ибо деятельность героев этих дастанов проходит большей частью в борьбе, схватках и наряду с любовной линией через все произведение красной нитью проходит линия защиты родины, что, в свою очередь, способствует увеличению объёма прозаического текста. Увеличение объёма поэтической части позволяет подробно и детально описывать портреты героев и пейзаж. Произведения этого цикла имеют героический характер и портрет должен давать представление не только о красоте, но и о физических достоинствах.
Подобный мотив, представляющий собой один из образцов письменного эпоса, наглядно проявляется в одной из версий широко распространенного в Хорезме эпоса «Гороглы» — «Хирмон-дали». Обратимся к портрету Хирмон-дали в одноименном дастане цикла «Гороглы»: «Она обладала силой сорока джигитов, знаниями сорока джигитов властью священного Сулеймана, красотой Юсуф-Зулайхи» [4, c. 264].
В зачине данного дастана даётся такая характеристика Хирмон-дали: «Хирмон-дали исполнилось двадцать лет. Она была и бахши, и палван. И во многие места отправила извещение о том, что переигравший ее в пении и борьбе, будет ей мужем, а проигравший — лишится головы. После этого, прибывшие из Хорезма бахши, палваны уступали ей и в пении, и в борьбе. Таким образом, сложили свои головы триста шестьдесят бахши, палванов» [10, c. 273]. Как отмечает С. П. Толстов, обычай состязания с женихом с последующим выходом замуж за него в случае проигрыша, имеет отношение к обычаям и традициям сакских племен, проживавших в Хорезме [9, c. 323].
Портрет Гороглы сильно отличается от образов джигитов из дастанов «Ашик» своим физическим совершенством, подчеркнуто крепким телосложением: «Оседлав коня, который был готов умчаться под небеса, красовался парень ростом два метра, плечи метра полтора, с закручивающимися усами, горящими глазами» [10, c. 45].
В другом месте к его портрету добавлены новые штрихи: «Огромный, могучий парень, который на каждом плече мог поднять быка» [10, c. 49].
Эта конкретизация описания не случайна. «Портрет положительного героя в народных дастанах в большинстве случаев даётся в различных ситуациях, действиях, раскрывая образ его мыслей и дел» [11, с. 289]. Характерно, что портрет Гороглы зачастую даётся в неразрывной связи с его боевым конём, ибо эпических героев трудно представить без коня. Портрет героя связан с его ролью и местом в дастане. В портретах женщин героических дастанов, которые показаны не в батальных сценах подобно Хирмон-дали и Айсултан, а в сценах любви, подчеркиваются истинно женские качества. Портрет снохи Гороглы сказителей каракалпакской и казахской школы, который отражается и на композиции дастанов.
Литература:
- Ашикнаме, 1-книга, Ургенч, «Хорезм», 2006.
- Ашикнаме, 2-книга, Ургенч, «Хорезм», 2006.
- Ашикнаме, 3-книга, Ургенч, «Хорезм», 2006.
- Ашикнаме, 4-книга, Ургенч, «Хорезм», 2009.
- Булбул тароналари, Ташкент, «Фан», 1971.
- Жирмунский В. М., Зарифов Х. Узбекский народный героический эпос. — М., 1947.
- Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение, — Л.: Наука, 1979.
- Саёд ва Хамр. Ташкент, «Фан», 1964.
- Толстов С. П. Древний Хорезм, — М.: Изд. МГУ, 1948.
- Гороглы. Ургенч, «Хорезм», 2004.
- Саидов М, Ўзбек достончилигида бадиий маҳорат, Ташкент, «Фан», 1969.
Похожие статьи
Своеобразие портретной характеристики образов дастанов
В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.
Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова
В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...
Влияние Махтумкули Фраги на творчество деятелей искусства
В статье раскрывается влияние поэтического творчества Махтымкули Фраги на искусство. Рассматриваются произведения туркменских и зарубежных авторов изобразительного искусства, скульптуры и музыки.
Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова
В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...
Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...
Источники появления и формирования поэмы «Шежире» («Родословная») в творчестве Бердаха
В данной статье изучаются материалы по истории каракалпаков на Жанадарье в ХVIII веке по поэме Бердаха «Шежире».
К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии
На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.
Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...
Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»
В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...
Похожие статьи
Своеобразие портретной характеристики образов дастанов
В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрывается отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.
Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова
В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...
Влияние Махтумкули Фраги на творчество деятелей искусства
В статье раскрывается влияние поэтического творчества Махтымкули Фраги на искусство. Рассматриваются произведения туркменских и зарубежных авторов изобразительного искусства, скульптуры и музыки.
Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова
В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...
Героико-патриотическая тема в портретном жанре алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье предпринята попытка определить роль и место героико-патриотической темы в портретном жанре алтайской живописи во второй половине ХХ века; на основе анализа исследования проблемы развития жанра портрета в алтайском искусстве данного периода т...
Источники появления и формирования поэмы «Шежире» («Родословная») в творчестве Бердаха
В данной статье изучаются материалы по истории каракалпаков на Жанадарье в ХVIII веке по поэме Бердаха «Шежире».
К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии
На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.
Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века
В статье рассматривается отражение в сюжетно-тематических произведениях алтайских художников Г. Ф. Борунова, А. П. Ботева, И. С. Хайрулинова и других, трагических и героических мотивов исторического события России и Алтая — Великой Отечественной войн...
Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»
В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...